Меню

Учет и планирование Капитальных вложений



Учет и планирование Капитальных вложений

Капитальные вложения – совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на воспроизводство основных фондов. Счет «Капитальные вложения» предназначен для планирования информации о затратах Компании по объектам, стоимость которых будет капитализирована. На счете отражаются расходы по строительству объектов ОС (проекты капитального строительства), приобретению (созданию) нематериальных активов и приобретению отдельных объектов ОС (оборудование вне смет на строительство).

Общие положения

Инвестиционный бюджет – часть Сводного бюджета Компании, плановый документ Компании, определяющий источники образования и цели расходования денежных средств, предназначенных, в том числе, для финансового обеспечения планирования, рассмотрения и реализации проектов строительства (капитального строительства) и проектов стратегических финансовых вложений Компании.

Инвестиционный проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, реализация которых связана с затратами капитального характера и направлена на достижение стратегических целей Компании.

Проект капитального строительства – инвестиционный проект, включающий новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений.

Валютой планирования капитальных вложений является российский рубль. Для планирования строительно-монтажных работ могут применяться базисные цены (масштаб цен 1991 года). Формы заполняются в тысячах рублей.

Планирование расходов по строительству объектов ОС осуществляется по проектам. Планирование расходов по приобретению нематериальных активов осуществляется по группам нематериальных активов.

Инвестиционная программа Компании

При планировании инвестиционной программы Компании используется проектный подход. Определяются следующие типы проектов:

  • Капитальное строительство;
  • Оборудование вне смет на строительство;
  • Геологоразведочные работы;
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
  • Мероприятия по автоматизации;
  • Долгосрочные финансовые вложения .
  • Прединвестиционную фазу – фаза жизненного цикла проекта, в течение которой осуществляются мероприятия по идентификации проекта, анализу инвестиционных возможностей, обоснованию осуществимости и планированию проекта.
  • Инвестиционную фазу – фаза жизненного цикла проекта, в течение которого осуществляются мероприятия по реализации проекта.
  • Постинвестиционную фазу – фаза жизненного цикла проекта, в течение которой осуществляется анализ показателей, характеризующих результаты реализации проекта.

Инвестиционный бюджет включает:

  • Бюджет планирования проектов — часть Инвестиционного бюджета Компании, плановый документ Компании, определяющий источники образования и цели расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения прединвестиционной фазы проектов.
  • Бюджет реализации проектов — часть Инвестиционного бюджета Компании, плановый документ Компании, определяющий источники образования и цели расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения инвестиционной фазы проектов.

Не все проекты, входящие в инвестиционную программу, капитализируются и приводят к увеличению стоимости ОС или нематериальных активов. По счету «Капитальные вложения» отражаются только бюджеты реализации проектов по следующим видам:

  • Капитальное строительство;
  • Оборудование вне смет на строительство;
  • Мероприятия по автоматизации.

Бюджеты планирования проектов отражаются как расходы текущего периода по счету «Расходы на проектно-изыскательские работы» (общезаводские и управленческие расходы). В рамках бюджета планирования проектов выделяются следующие статьи:

  • Расходы на подготовку Информационного меморандума;
  • Расходы на обоснование инвестиций и разработку проектно-сметной документации;
  • Расходы на подготовку бизнес-плана;
  • Расходы на экспертные заключения.

В зависимости от инициатора проекта, данные затраты могут планироваться как на уровне Структурного подразделения, так и на уровне головной компании в целом.

На величину понесенных затрат увеличивается сумма кредиторской задолженности.

Расходы на НИОКР не всегда приводят к увеличению стоимости внеоборотных активов. В связи с этим, данные расходы не могут отражаться на счете «Капитальные вложения» и подлежат отражению по счету «Расходы будущих периодов» с аналитикой по проектам, в рамках которых выполняются данные работы.

Планирование капитальных вложений

В соответствии с управленческим планом счетов для планирования капитальных вложений используются следующие счета:

  • Строительство объектов основных средств (ОС)
  • Оборудование на складах
  • Оборудование переданное структурным подразделениям
  • Приобретение нематериальных активов
  • Прочие капитальные вложения

Амортизация по объектам капитальных вложений не начисляется.

Строительство объектов основных средств

Данный счет предназначен для отражения затрат на возведение зданий и сооружений, монтаж оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).

Для планирования капитального строительства в Компании применяется проектный подход. Перечень проектов строительства приводится в «Едином реестре проектов, связанных с расходами капитального характера». На основании данного реестра разработан справочник проектов, используемый для целей бюджетирования. Бюджет по каждому из проектов включает:

  • Расходы на строительно-монтажные работы;
  • Расходы на оборудование;
  • Расходы на материалы;
  • Проектно-изыскательские работы;
  • Прочие расходы (без проектно-изыскательских работ).

Увеличение остатка по счету «Строительство объектов основных средств» происходит при списании материальных ценностей на строительные и монтажные работы, подписании актов на выполненные этапы работ, передаче в монтаж оборудования, относящегося к проектам строительства и требующего монтажа.

Уменьшение остатка по счету «Строительство объектов основных средств» происходит при сдаче в эксплуатацию соответствующих объектов с отражением на счетах основных средств.

Остаток по счету показывает затраты на незавершенное строительство по каждому из объектов.

Планирование и учет затрат на объекты капитального строительства осуществляется в разрезе проектов и Структурных подразделений.

Оборудование, переданное Структурным подразделениям

По данному счету планируются операции по передаче оборудования вне смет на строительство с централизованных складов Структурным подразделениям. Планирование оборудования ведется по группам Единого номенклатурного справочника в разрезе ФЦО.

Увеличение остатка по счету происходит при поступлении оборудования со складов, подписании актов на выполнение работ по монтажу.

Уменьшение остатка по счету происходит при подписании акта сдачи оборудования в эксплуатацию.

Остаток по счету показывает стоимость переданного Структурному подразделению, но не введенного в эксплуатацию оборудования.

Планирование поступления и ввода оборудования в эксплуатацию осуществляется Структурными подразделениями по согласованию с соответствующими ФЦО. Контроль ввода оборудования по каждому Структурному подразделению осуществляется куратором в головной компании.

Приобретение нематериальных активов

По данному счету планируются операции по приобретению и вводу в эксплуатацию нематериальных активов. Планирование осуществляется по видам нематериальных активов, предусмотренных управленческим планом счетов (за исключением положительной деловой репутации). Данный счет может использоваться как при приобретении нематериальных активов на стороне, так и при их создании собственными силами.

Увеличение остатка по счету происходит при приобретении объектов нематериальных активов, подписании актов выполненных работ.

Уменьшение остатка по счету происходит по мере ввода новых нематериальных активов в эксплуатацию.

Остаток по счету показывает величину вложений в незаконченные операции приобретения (создания) объектов нематериальных активов.

Планирование приобретения нематериальных активов может осуществляться как Структурными подразделениями (по согласованию с ФЦО), так и самими ФЦО для нужд Головной компании в целом.

Прочие капитальные вложения

По счету «Прочие капитальные вложения» планируется приобретение отдельных объектов основных средств, не относящихся к категории машин и оборудования. Кроме того, данный счет применяется для планирования выкупа объектов ОС у дочерних компаний. Принципы планирования прочих капитальных вложений аналогичны принципам планирования оборудования, переданного Структурным подразделениям.

Переоценка капитальных вложений не производится.

Отражение капитальных вложений в бюджете

Строительство объектов основных средств

По каждому из проектов капитального строительства планируются затраты по объекту за период, ввод основных средств за период, объемы незавершенного строительства.

Планирование по каждой из статей осуществляется в текущих и в базовых ценах.

Строки форм привязываются к следующим управленческим аналитическим направлениям:

  • Бюджетные единицы;
  • Функциональные центры ответственности;
  • Проекты;
  • Структура доходов и затрат.

На уровне Структурного подразделения увеличение стоимости объектов основных средств приводит к увеличению кредиторской задолженности по расчетам по текущим операциям.

На уровне головной компании увеличение стоимости объектов капитального строительства приводит к:

  • уменьшению стоимости остатков товарно-материальных запасов и оборудования на складах (на общую стоимость материалов и оборудования по всем объектам строительства);
  • увеличению счетов к оплате сторонним организациям (на общую стоимость строительно-монтажных и прочих работ, выполняемых внешними подрядчиками);
  • увеличению кредиторской задолженности по расчетам по текущим операциям (на общую стоимость строительно-монтажных и прочих работ, выполняемых Структурными подразделениями);
  • увеличению дебиторской задолженности по счету «Расчеты по текущим операциям».

Кроме того, по оборудованию, материалам и всем работам, выполненным внешними подрядчиками, планируется налог на добавленную стоимость по объектам капитального строительства.

Также для каждого периода осуществляется планирование сдачи строящихся объектов основных средств в эксплуатацию. Планирование осуществляется пообъектно. По завершению строительства определяется инвентарная стоимость и принадлежность к группе ОС каждого вводимого в эксплуатацию в составе объекта строительства элемента, становящегося отдельной единицей основных средств.

После сдачи объекта строительства в эксплуатацию НДС, уплаченный по относящемуся к объекту оборудованию, материалам, работам внешних подрядчиков, ставится к возмещению. Одновременно со сдачей объекта в эксплуатацию начисляется и ставится к возмещению НДС по работам, выполненным собственными силами. Порядок планирования НДС определяется соответствующим разделом настоящих Методических рекомендаций.

Планирование оборудования, переданного Структурным подразделениям

Планирование потребности в оборудовании осуществляется Структурными подразделениями и согласовывается с ФЦО по номенклатуре оборудования.

Строки формы привязываются к следующим управленческим аналитическим направлениям:

  • Бюджетные единицы;
  • ФЦО;
  • Проекты;
  • Ресурсы;
  • Структура доходов и затрат.

На уровне Структурного подразделения стоимость оборудования, переданного в монтаж, увеличивает величину кредиторской задолженности по счету «Расчеты по выделенному имуществу». На стоимость услуг производственного характера по монтажу оборудования, выполненного сторонними организациями, увеличивается сумма счетов к оплате.

На уровне Головной компании уменьшается остаток по счету «Оборудование на складах» и увеличивается дебиторская задолженность по счету «Расчеты по выделенному имуществу».

Приобретение нематериальных активов

Планирование приобретения нематериальных активов может осуществляться как на уровне Структурных подразделений (по согласованию с ФЦО), так и на уровне Головной компании в целом.

Строки формы привязываются к следующим управленческим аналитическим направлениям:

  • Бюджетные единицы;
  • ФЦО;
  • Проекты;
  • Ресурсы;
  • Структура доходов и затрат.

Приобретение нематериальных активов на стороне увеличивает сумму счетов к оплате сторонним организациям. При создании нематериального актива собственными силами (в рамках проекта по НИОКР ) на стоимость приобретения нематериальных активов уменьшаются расходы будущих периодов.

Прочие капитальные вложения

Планирование прочих капитальных вложений может осуществляться как на уровне Структурных подразделений (по согласованию с ФЦО), так и на уровне Головной компании.

Строки формы привязываются к следующим управленческим аналитическим направлениям:

  • Бюджетные единицы;
  • ФЦО.

На сумму прочих капитальных вложений увеличивается сумма счетов к оплате сторонним организациям.

Анализ исполнения плана

Анализ исполнения статьи осуществляется по каждому Структурному подразделению и по компании в целом.

Анализ по другим счетам капитальных вложений осуществляется по формам, предназначенным для планирования и сбора фактической информации.

Источник

Приобретение оборудования для объекта капитального строительства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 августа 2020 г. № 32497-ДВ/08 Об изменениях законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в сфере градостроительной деятельности

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 раздела 3 Протокола заседания президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 15 июля 2020 г. № 10 в целях разъяснения вопросов, связанных с актуальными изменениями законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в сфере градостроительной деятельности, взамен ранее направленного письма от 14 августа 2020 г. N 32070-ДВ/08 сообщает.

I. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 890-р» (далее — Постановление N 921) внесены изменения в области процедуры закупок строительных работ, в том числе:

Читайте также:  Степень и причины износа оборудования

1) С 1 сентября 2020 года из Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р, исключаются здания и работы по возведению зданий, сооружения и строительные работы в области гражданского строительства, работы строительные специализированные (кроме работ буровых и разведочных буровых).

2) Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 (далее — Постановление N 99), дополнены новыми позициями следующего содержания:

«2(4). Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд — 5 млн. рублей;

2(5) Выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд — 5 млн. рублей;

2(6) Выполнение работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд — 5 млн. рублей;

2(7) Выполнение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд — 5 млн. рублей.».

3) Изменены дополнительные требованиям к участникам закупки работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, строительству некапитальных строений (сооружений), благоустройству территорий, а также по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Так, согласно новой редакции позиций 2.1-2.3 приложения N 1 к Постановлению N 99:

— введен дифференцированный стоимостной порог (10 млн рублей для федеральных контрактов и 5 млн рублей для региональных и муниципальных), при котором к квалификации претендента предъявляют дополнительные требования;

— предусмотрен учёт опыта исполнения участниками закупки контрактов соответствующего вида не за 3 года, а в течение 5 лет до даты окончания подачи заявки на участие в закупке;

— при закупках работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства и линейных объектов исключается возможность подтверждения соответствия дополнительным требованиям контрактами на капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

4) Введены дополнительные требования к участникам закупки работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий.

В частности, для выполнения этих видов работ требуется:

— наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.

— при этом стоимость такого одного контракта должна составлять не менее 20% (начальной максимальной цены контракта (далее — НМЦК), на право заключить который проводится закупка.

Данное дополнительное требование к участникам закупки работ по подготовке проектной документации, проведению инженерных изысканий применяется, если НМЦК для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, а обеспечения региональных и муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей.

5) С 9 июля 2020 года изменен порядок оценки заявок, в том числе предельные виды значимости критериев оценки, для закупок отдельных видов строительных работ.

Постановлением N 921 внесены соответствующие изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее — Правила оценки заявок).

Изменения касаются правил оценки заявок при проведении закупок следующих видов строительных работ:

— на строительство объектов капитального строительства;

— на реконструкцию объектов капитального строительства;

— на капитальный ремонт объектов капитального строительства;

— на снос объекта капитального строительства;

— на работы по сохранению объектов культурного наследия;

— на работы в рамках контракта жизненного цикла (предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (часть 16 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ);

— на работы по контрактам на строительство «под ключ» (в рамках части 16.1 статьи 34 и части 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).

В отношении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также выполнение работ по контракту, предусмотренному частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ устанавливаются предельные величины значимости критериев оценки — минимальная значимость стоимостных критериев оценки — 60%, а максимальная значимость нестоимостных критериев оценки заявок — 40%.

Ранее соответствующие критерии были установлены только для выполнения работ в отношении уникальных, особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства.

Также в отношении этих видов работ допускается использование в качестве нестоимостного критерия оценки только критерия «квалификация участников закупки».

Показателями критерия «квалификация участников закупки» для данных видов строительных работ могут быть только:

— общая стоимость исполненных контрактов;

— общее количество исполненных контрактов;

— наибольшая цена одного из исполненных контрактов.

II. В целях заключения контрактов, особенности заключения и исполнения которых регулируются частями 56 — 63 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, издан приказ Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее соответственно — порядок определения НМЦК, методика составления сметы, порядок изменения цены).

Порядком определения НМЦК установлено, что определение НМЦК осуществляется заказчиком в процессе подготовки документации о закупке, а при осуществлении закупки у единственного поставщика — при подготовке проекта контракта, путем составления расчетов в уровне цен периода исполнения контракта, определяемого в соответствии с пунктами 19 — 21 порядка определения НМЦК, предполагающими, в том числе, использование официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги), публикуемой Росстатом, индексов-дефляторов Минэкономразвития.

Определение НМЦК на уровне цен периода исполнения контракта предполагает следующие действия:

— расчет затрат в целом по объекту закупки, включающий затраты на выполнение подрядных работ, затраты на поставку оборудования;

— пересчет затрат, определенных в целом по объекту закупки из уровня цен, учтенном при разработке показателей НЦС и (или) из уровня цен на дату утверждения проектной документации объектов-аналогов, в уровень цен на дату определения НМЦК с применением индексов фактической инфляции;

— расчет затрат, выполненный в целом по объекту закупки в уровне цен на дату определения НМЦК, умножается на индекс прогнозной инфляции на весь планируемый период исполнения контракта с использованием информации о сроках выполнения работ.

Согласно методике составления сметы составление сметы контракта осуществляется на основании проекта сметы контракта, составляемого в соответствии с разделом VI Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 841/пр.

Порядком изменения цены установлено, что изменение цены контракта осуществляется заказчиком в случаях, если при исполнении контракта:

а) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации превышает цену контракта;

б) цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

Изменение цены контракта осуществляется после выполнения обязательств по контракту, связанных с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, а также получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объекта капитального строительства. Изменение цены контракта оформляется дополнительным соглашением к контракту.

III. С 1 сентября 2020 г. статья 112 Закона N 44-ФЗ дополняется частью 68, в соответствии с которой установлено, что до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ проектной документации такой конкурс проводится с учетом ряда особенностей, в том числе:

— в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации часть информации (касательно даты и времени рассмотрения и оценки заявок, получения окончательных предложений) не указывается.

— качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки не устанавливается;

— первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

— протокол по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не оформляется;

— особый порядок действий оператора электронной площадки после направления заказчику поданных на участие в таком конкурсе заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, предложений участников такого конкурса о цене контракта, а также документов и иной информации.

Информация направляется в рамках исполнения Протокола.

Д.А. Волков

Обзор документа

Минстрой напомнил об основных изменениях, внесенных в правила проведения закупок в сфере строительства.

С 1 сентября 2020 г. из перечня товаров, работ и услуг, при закупках которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), исключены здания и работы по возведению зданий, сооружений и строительные работы в области гражданского строительства, специализированные строительные работы (кроме буровых и разведочных буровых работ). Закреплены новые дополнительные требования к участникам закупок. С 9 июля 2020 г. изменен порядок оценки заявок.

Читайте также:  Основное оборудование для магазина

Источник

Закупки основных средств: каким законом руководствоваться?

Государственное автономное учреждение является исполнителем Федерального закона от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223 ФЗ) и должно руководствоваться им при всех закупках, кроме закупок за счет субсидий на капитальные вложения. В последнем случае мы обязаны применять Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44 ФЗ). Однако финансовый орган субъекта РФ считает, что капитальные вложения – это вложения в любые основные средства, поэтому в рамках Закона № 44 ФЗ должны приобретаться все основные средства (в том числе закупаемые за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания). Просим разъяснить ситуацию.

Законодательные нормы контрактной системы для АУ.

Как уже указано в вопросе и следует из норм ч. 4 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ, автономные учреждения применяют положения законодательства о контрактной системе при выделении им из бюджета соответствующего уровня средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. Данная норма распространяется на планирование, а также осуществление (определение подрядчика и заключение с ним гражданско-правового договора) закупки, проводимой за счет субсидии на капвложения.

Руководствоваться законодательством о контрактной системе АУ обязано и при передаче ему органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика (ч. 6 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ) – эти полномочия передаются в целях осуществления учреждением бюджетных инвестиций (ч. 4 ст. 79 БК РФ).

Другие случаи распространения законодательства о контрактной системе на автономные учреждения не предусмотрены.

Отметим, что в ст. 15 Закона № 44‑ФЗ и ст. 78.2, 79 БК РФ говорится не о капитальных вложениях в целом, а о конкретном их виде – капвложениях в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Определение таких объектов дано в п. 10 ч. 1 ГрК РФ: к ним относятся здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В то же время понятие «капитальные вложения» уточняется в положениях ст. 78.2, 79 БК РФ: эти вложения ведут к последующему увеличению стоимости основных средств и помимо строительства объекта могут направляться в его реконструкцию (в том числе с элементами реставрации) и техническое перевооружение.

Таким образом, автономное учреждение должно применять нормы Закона № 44‑ФЗ лишь при покупке, строительстве или качественном улучшении недвижимого имущества, а финансирование на это оно может получить только в виде субсидии на капвложения или бюджетных инвестиций. Однако федеральное законодательство не содержит указаний на то, чтобы АУ руководствовалось Законом № 44‑ФЗ при закупке иных основных средств (движимого имущества). Для этого существуют формы субсидии на иные цели и субсидии на выполнение государственного задания.

Проблема разграничения сфер действия законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ

Вместе с тем на практике проблема разграничения сфер действия законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ решается не так однозначно, как предписывается федеральным законодательством. В этом вопросе субъекты РФ идут разными путями.

Первый из них – расширение понятия «капвложения в объекты государственной собственности». Например, Правительство Москвы в Постановлении от 28.01.2014 № 28-ПП [1] установило, что капвложения осуществляются (в том числе подведомственными автономными учреждениями) в следующих целях:

  • возведение объектов капитального строительства, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость указанного объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
  • реконструкция, в том числе с элементами реставрации, объектов капстроительства, находящихся в собственности субъекта РФ, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
  • приобретение объектов недвижимого имущества.

Как видим, в данном случае субсидии на капвложения (бюджетные инвестиции), расходуемые в соответствии с Законом 44‑ФЗ, могут направляться не только на возведение здания, но и на обеспечение его техникой и иным необходимым для функционирования здания оборудованием. Однако здесь приобретение основных средств не выходит за рамки субсидии на капвложения.

Второй путь, который избрали некоторые регионы, – распространение на автономные учреждения законодательства о контрактной системе помимо осуществления ими капвложений. Напомним, что в прошлом, до вступления в силу Закона № 223‑ФЗ, такая практика уже существовала. В частности, подобным образом поступили Республика Татарстан [2] и Пермский край [3] , посчитав, что подведомственные АУ должны расходовать бюджетные средства в соответствии с действовавшим на тот момент Законом № 94‑ФЗ [4].

Сегодня тоже существуют случаи распространения законодательства о контрактной системе на текущую закупочную деятельность АУ. Так, согласно Постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 06.12.2012 № 1060 [5] автономные учреждения передают полномочия на закупку отдельных видов товаров республиканскому управлению государственных закупок, а оно, в свою очередь, осуществляет централизованное размещение заказов в соответствии с Законом № 94‑ФЗ (в настоящее время – Законом № 44‑ФЗ). В перечень товаров входят в том числе некоторые основные средства: компьютеры, оргтехника, транспортные средства, мебель и бытовая техника. А обязанности АУ заключаются в своевременном формировании электронных заявок на закупки, предоставлении информации для обоснования начальной (максимальной) цены и подписании гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам закупки.

Данный нормативный акт указывает, что закупки производятся для нужд АУ, но не определяет, за счет каких источников это делается. Следовательно, можно предположить, что перечисленные в постановлении основные средства должны приобретаться по установленным правилам во всех случаях – как за счет субсидий на иные цели и выполнение государственного задания, так и за счет доходов от внебюджетной деятельности.

Из сказанного можно сделать следующий вывод. Автономному учреждению, у которого возникли разногласия с финансовым органом по поводу сфер применения законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ, прежде всего следует ориентироваться на нормативные акты, изданные в его регионе. Если такие документы существуют и в них предписывается руководствоваться в тех или иных случаях законодательством о контрактной системе, АУ необходимо исполнять данные нормы. Если соответствующих нормативных актов нет, учреждение может попытаться убедить вышестоящий орган в своей правоте.

[1] «Об утверждении Порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности города Москвы и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2011 г. № 587-ПП».

[2] Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 17.03.2008 № 161 «О комплексе мер, направленных на оказание содействия финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений Республики Татарстан» (утратило силу).

[3] Постановление Правительства Пермского края от 20.08.2008 № 349-п (в ред. от 18.01.2010) «Об утверждении Положения об осуществлении исполнительными органами государственной власти Пермского края функций и полномочий учредителя краевого государственного автономного учреждения».

[4] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

[5] «Об организации централизованного размещения заказов на поставку отдельных видов товаров для нужд автономных учреждений Республики Татарстан».

Г. Г. Зайцева
/ главный редактор журнала
«Руководитель автономного учреждения» /

Источник

Газпром. Закупки. 25 июня 2021 г. Капитальный ремонт и др. закупки

Москва, 25 июня — ИА Neftegaz.RU. 25 июня 2021 г. Газпромом были объявлены закупки:

Капремонт зданий и сооружений

Выполнение работ по капитальному ремонту основных фондов ООО Газпром ВНИИГАЗ для нужд ООО Газпром ВНИИГАЗ (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (0095/21/5.4/0038060/ВНИИГ/ПР/ГОС/Э/23.06.2021)

Выполнение работ по капитальному ремонту магистрального водопровода Надымского филиала ООО Газпром энерго для нужд ООО Газпром энерго 0095/21/5.4/0049624/ГЭнерго/К/ГОС/Э/23.06.2021

Капремонт технологических трубопроводов

Капитальный ремонт технологических трубопроводов

Капитальный ремонт II этап. Прокладка магистрального трубопровода с подключением потребителей и восстановлением асфальтобетонного покрытия дороги в Филиале ПАО Газпром Дом приемов Богородское для нужд ПАО Газпром 0001/21/6/0041800/ПАО Газпром/К/ГОС/Э/23.06.2021

Создание и обслуживание ИУС

Поставка программного обеспечения и предоставление технической поддержки программного обеспечения для рабочих персональных компьютеров пользователей и серверного оборудования ООО Газпром трансгаз Махачкала

Предоставление права использования (простая (неисключительная) лицензия) программ для ЭВМ: CommuniGate Pro и ALT Linux для нужд ООО «Газпром ПХГ» 21/2.1/0038744/ГПХГ

Техническое обслуживание и текущий ремонт

ТОиТР водный транспорт

Техническое обслуживание и ремонт главных двигателей МАК транспортно-буксирных судов «Сатурн», «Нептун» для нужд ООО «Газпром флот» в 2021-2022г. (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (49596)

Оказание услуг по техническому обслуживанию системы управления дожимной компрессорной станции (ДКС) на Мыльджинском НГКМ для нужд АО «Газпром добыча Томск»

Производство геофизических исследований методом ядерно-магнитного каротажа в поисковой и поисково-оценочных скважинах на территории ЯНАО для нужд ПФ Севергазгеофизика ООО Газпром недра для нужд ООО Газпром недра 0095/21/3/0029435/ГНедра/К/ГОС/Э/23.06.2021

Прочие работы, услуги

Выполнение работ на тему: Анализ формирования стоимости типовых объектов ГРС для нужд ООО НИИгазэкономика (для субъектов малого и среднего предпринимательства) 0037232

Оказание услуг по ведению авторского надзора при строительстве объектов газораспределения в Сахалинской области по Программе газификации регионов РФ

Запчасти и комплектующие к компрессорам

Поставка запасных частей, расходных материалов для компрессорного оборудования для нужд ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск»

Теплосантехническое и нестандартизированное оборудование

Вентиляционное, климатическое, отопительное оборудование и запасные части к ним

Поставка комплекта запасных частей газодувок для нужд ООО Газпром метанол

Поставка башни связи для объекта строительства «Реконструкция газопровода — отвода и ГРС — 4 г. Ставрополь» для нужд ООО «Газпром инвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) 47163

Спец тех-ка на шасси и гус ходу, автотех-ка на любых видах топ-ва кроме пр газа

Проч спец тех-ка на шасси и гус ходу, автот-ка на люб видах топ-ва кроме пр газа

Поставка уборочно-погрузочной техники с дизельными двигателями для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (АСЗ 32359)

Поставка автогрейдеров с дизельными двигателями для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (ФАВ 46722)

Поставка автомобилей с бензиновыми двигателями для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (АСЗ 40066)

Поставка экскаватора одноковшового с дизельным двигателем для нужд ООО «Газпром НГХК» (АСЗ 40081)

Поставка передвижных лабораторий связи и электрохимзащиты с дизельными двигателями для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (ФАВ 46726)

Датчики, преобразователи, приборы, элементы автоматики

Датчики, преобразователи, приборы, элементы автоматики

Поставка оборудования КИПиА для нужд ООО «Газпром инвест» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (ФАВ 44287)

Контрольно-измерительные приборы и автоматика

Запасные части и комплектующие к КИПиА

Поставка измерительных комплексов для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (АCЗ 36005)

Поставка расходомеров и счетчиков газа для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (ФАВ 36004)

Электроустановочные изделия и комплектующие

Поставка кабельных систем (лотки, короба, стойки, шкафы) и комплектующих к ним для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (ФАВ 40980)

Сис-мы бесп пит-я,ИБП,сис-мы пост тока,аккум батареи (КРОМЕ автомоб), с-мы эл-я

Поставка электроустановочных изделий для объекта строительства «Реконструкция систем автономного энергоисточника пос. Ленинское» для нужд ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (ФАВ 47060)

Читайте также:  Генеральный директор ООО ТОПЛИФТ — Шестаков Константин Анатольевич

Высоковольное электрооборудование, запасные части к нему

Поставка разъединителей, ограничителей перенапряжения, трансформаторов для объектов капитального строительства ПАО «Газпром» для нужд ООО «Газпром инвест» (АСЗ 47826)

Инженерно-технические средства охраны (ИТСО), средства контроля доступа

Поставка инженерно-технических средств охраны для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (ФАВ 47835)

Компьютерная, офисная и оргтехника, серверы, расх материалы,запасные части к ним

Расходные материалы к оргтехнике (КРОМЕ бумаги)

Поставка расходных материалов для оргтехники (картриджи, тонеры, фотобарабаны) для нужд ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (БАА 47629)

Поставка продуктов питания, хлебобулочных и кондитерских изделий для филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Управление по эксплуатации зданий и сооружений (УЭЗС) (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (БАА 24083)

Выполнение работ для нужд ООО Газпром межрегионгаз по строительству объектов газораспределения в Смоленской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ

Выполнение работ для нужд ООО Газпром межрегионгаз по строительству объектов газораспределения в Смоленской области (1 этап) по Программе газификации регионов РФ

Инженерные изыскания (прочие работы)

Выполнение работ по сбору исходных данных (разделы 1, 2, 3, 5, 7), включая выполнение кадастрового учета земельных участков (частей земельных участков), необходимых для строительства объектов, выполнение комплексных инженерных изысканий и согласований принятых проектных решений со сторонними организациями по Программе газификации регионов РФ. Калужская область. Г/п межп. к д. Волхонское д. Внуково Бабынинского рна Калужской обл.; Г/п межп. к д. Сосновка д. Орловка д. Бражниково Бабынинского рна Калужской обл.; Г/п межп. к д. Ленское Бабынинского рна Калужской обл.; Межп. г/п к д. Фролово д. Вертебы д. Пятовская д. Мишнево д. Захарово д. Ларинское Дзержинского рна Калужской обл.; Межп. г/п к д. Огарёво д. Большое Болынтово д. Малое Болынтово Дзержинского рна Калужской обл.; Межп. г/п к д. Копылово д. Хлестово д. Дубенки д. Головино д. Чапаевка с отводами к д. Прокудино, д. Николаевка, д. Детьково Дзержинского рна Калужской обл.; Межп. г/п к д. Некрасово д. Дюкино Дзержинского рна Калужской обл.; Г/п межп. к д. Морозово д. Большое Семеновское Износковского рна Калужской обл.; Г/п межп. к д. Шестово д. Богданово д. Айдарово д. Самородка Износковского рна Калужской обл.; Г/п межп. к д. Сазоново, с. Троицкое Медынского рна Калужской обл.; Г/п межп. к д. Марютино, д. Синявино Медынского рна Калужской обл.; Г/п межп. к д. Грибово д. Петровск Медынского рна Калужской обл.; Г/п межп. к д. Левино Медынского рна Калужской обл.; Межп. г/п к д. Колышкино д. Дерминка с отводами к д. Троскино, д. Лапино Дзержинского рна Калужской обл.; Межп. г/п к д. Гавшино д. Лопатино д. Ползино д. Росино д. Фролово Дзержинского рна Калужской обл.; Г/п межп. к д. Дынное Жиздринского рна Калужской обл.; Г/п межп. к д. Подборье д. Мокрое Юхновского рна Калужской обл. (21/2.3/0048893/ГППроект) (для субъектов малого и среднего предпринимательства)

Источник

Что важно знать о закупках строительных работ по 44‑ФЗ?

Большую часть закупок на стройку проводят с помощью электронных аукционов. Если вы планируете выходить на этот рынок, важно правильно подготовить заявки, учесть все требования заказчика и законодательства. Советами и примерами с нами поделилась Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур.

Тендеры на строительные работы

Какие законы и документы держать под рукой для участия в тендерах на строительные работы?

  • 44-ФЗ — общие правила госзакупок,
  • Градостроительный кодекс — нормативы в сфере строительства,
  • Постановление правительства от 01.07.2016 № 615 о правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,
  • Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
  • Письмо ФАС о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.

Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень. В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

Об этапах электронного аукциона, его нюансах и о том, как готовить заявку, мы уже писали.

Заказчик проводит процедуру в двух случаях:

Что заказчик требует от участников?

Единые требования

44-ФЗ устанавливает единые требования к поставщикам и перечень обязательных документов (ч.1, ст.1 44-ФЗ). На определенные виды работ участники предоставляют свидетельства о допуске СРО. Перечень работ, для которых нужны допуски, есть в приказе Министерства регионального развития № 624.

В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, эту жалобу в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

Дополнительные требования

В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования:

  • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
  • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
  • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

  • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
  • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
  • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
  • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

Риски при подготовке заявки

Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

Неудобный формат документации

Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

  • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
  • Здесь заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение. Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

Избыточные и противоречивые требования

Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

Скрытые работы и требования

Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Источник