Меню

Требования безопасности при монтаже и эксплуатации противовыбросового оборудования

УПРАВЛЕНИЕ ПРОТИВОВЫБРОСОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ.

Внезапность выбросов нефти и газа и непредсказуемость возникающих аварийных ситуаций требуют оперативных и безопасных средств управления противовыбросовым оборудованием, сохраняющих работоспособность в произвольный момент времени. Эти требования удовлетворяются при использовании дистанционного гидравлического привода и механического привода, применяющегося в качестве дублирующего.

Превенторы, задвижки и дроссели открываются и закрываются с основного и вспомогательного пультов. Основной пульт вместе со станцией гидравлического управления устанавливается на расстоянии не менее 10 м от устья скважины, обеспечивающем безо пасность доступа к нему в случае возникновения пожара. Вспомо­гательный пульт располагается у поста бурильщика и дублирует основной пульт управления. Механический привод используется для закрытия плашечных превенторов в случае отказа гидравлического привода, а также для фиксации плашек в закрытом со­стоянии на длительное время.

Основной и вспомогательный пульты монтируют на отдельных рамах, представляющих собой компактные транспортабельные блоки.

/>

Рис.15.5.Схема управления оборудованием для герметизации устья скважины.

На рис. 15.5 приведена схема управления оборудованием для герметизации устья скважины 7. Оборудование представлено универсальным 2 и одним или несколькими плашечными превенторами, а также системой их обвязки.

Управление превенторами резервировано, для чего имеются по два штурвала управления 4 каждым плашечным превентором, двойная система дистанционного гидропневматического управления: с пульта бурильщика 1 и основного пульта 6. С этих пультов осуществляется дистанционное управление плашечными и универсальным превенторами. Затрубное пространство скважины связано системой трубопроводов с блоками дросселирования 5 и глушения 8. Трубопроводы перекрывают задвижками с ручным управлением.

Управление превенторной установкой.

Превенторная установка на устье скважины управляется: механической, гидравлической и электрической системами управления.

Исполнительными органами в превенторах являются гидравлические цилиндры или механические устройства, развивающие большие усилия, которые необходимы для перемещения рабочих органов — плашек или манжет для уплотнения пространст­ва между трубами и скважиной при больших давлениях. Электрические системы применяют только для включения или выключения. Для этих устройств необходимо быстро подводить значительную мощность, поэтому гидравлическое управление с давлениями жидкости до 10 МПа, поступающей от гидропневматических аккумуляторов, получило наибольшее распространние.

Гидравлическое управление предназначено для оперативного дистанционного управления превенторами и задвижками манифольда.

Оперативное дистанционное управление превенторами и задвижками манифольда осуществляется гидравлическим приводом с двух взаимно сблокированных пультов: основного и вспомогательного. Схема гидравлического управления рассчитана на дистанционное управление тремя плашечными превенторами, одним универсальным и двумя задвижками манифольда.

Основной пульт (рис. 15.6) предназначен для управления превенторами и задвижками с безопасного места вне буровой. В основной пульт входят: шестеренный насос 9 с электродвигателем 8, электрооборудование 7, ручной насос 12, гидропневматический шаровой диафрагменный аккумулятор 11, масляный бак 6, распределителей блок 5 с рукоятками управления 2 и 4, фильтра 14, предохранительный 10 и обратный 15 клапаны. Все элементы смонтированы на общей раме 13 и представляют собой комплектный транспортабельный блок.

Электродвигатель привода насоса имеет автоматическое управление от электроконтактного манометра 3, электросистема которого регулируется на давление 10 МПа для включения и отключения электродвигателя. Для визуального контроля давления служит манометр 1.

С основного пульта можно открывать и закрывать плашечные превенторы и задвижки. Универсальный превенторе основного пульта можно только закрывать. Распределитель основного пульта, управляющий универсальным превентором, подает масло в блокировочный цилиндр соответствующей рукотш распределителя на вспомогательном пульте и переводит ее в по­ложение «закрыто»—превентор закрывается. Блокировочный цилиндр — одностороннего действия, поэтому закрытый с основного пульта универсальный превентор открыть со вспомогательного пульта невозможно. Для управления универсальным превентором со вспомогательного пульта необходимо перевести рукоятку распределителя основного пульта в положение «открыто.

Гидропневматичеекий аккумулятор на пульте служит для обеспечения системы управления превенторами необходимым запасом энергии и быстрого их приведения в действие (10— 15с). Поэтому в аккумулятор подается масло под давлением до 10 МПа при помощи шестеренного насоса 9, а при отключении электроэнергии — ручным насосом 12.

Внутри шарового сосуда аккумулятора размещается диафрагма, разделяющая рабочую жидкость (масло) от газа (азота), служащего пневматической пружиной для поддержания необходимого давления для приведения в действие превенторов.

Вспомогательный пульт предназначен для управления превенторной установкой непосредственно с рабочего места бурильщика. С этого пульта можно закрывать плашечные превенторы, открывать рабочую задвижку манифольда, закрывать и открывать универсальный превентор.

Масло от основного пульта поступает в нагнетательную линию регулирующего клапана и одного из распределителей. Распределители, управляющие плашечными превенторами и задвижкой манифольда, подают масло в блокировочные цилиндры соответствующих распределителей на основном пульте, благодаря чему превенторы закрываются и задвижки открываются.

Распределитель, управляющий универсальным превентором, питается через регулирующий клапан, в результате этого в универсальный превентор подается любое в зависимости от настройки клапана давление от 0 до 10 МПа. Величина давления отмечается на манометре.

В случае возрастания давления в запорной камере универсального превентора (при расхаживании бурильной колонны или ее протаскивании) выше отрегулированного на клапане избыточное количество масла через фильтр попадает в распределитель, далее в регулирующий клапан, затем сбрасывается на слив. В процессе слива нагнетательная линия гидроуправления автоматически отсекается. При падении давления в запорной камере универсального превентора ниже отрегулированного на клапане недостающее количество масла поступает от гидроуправления через регулирующий клапан и распределитель.

Для нормальной работы регулирующего клапана давление в нагнетательном трубопроводе должно быть 10 МПа. При подаче масла в нагнетательную линию под давлением выше 10 МПа часть его сбрасывается через клапан в бак. Это приводит к частому включению шестеренного насоса и быстрому выходу его из строя. При подаче масла под давлением ниже 10 МПа в нагнетательную линию регулирующего клапана в процессе протаскивания труб через превентор избыток масла сбрасываться не будет, что приводит к повышенному износу и выходу из строя уплотнителя универсального превентора.

Преимущество превентора с гидравлическим управлением — их быстродействие. Так, на закрытие плашечного превентора ППГ-210-35 затрачивается не более 10 с, а при ручном способе— около 70 с. Кроме того, превенторы с гидравлическим управлением просто монтируются, в них можно быстро заменить плашки без съема превентора с устья скважины, даже при наличии в ней бурильной колонны. Замена плашек осуществляется через боковые прямоугольные отверстия в корпусе превентора, закрываемые откидными крышками.

Рис.15.6.Основной пульт управления превенторами с гидропневматическим аккумулятором.

Контрольные вопросы к гл. 15

Источник

ГОСТ 13862-90 Оборудование противовыбросовое. Типовые схемы, основные параметры и технические требования к конструкции

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТИПОВЫЕ СХЕМЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ

(СТ СЭВ 6149-87, СТ СЭВ 6913-89,
СТ СЭВ 6914-89, СТ СЭВ 6916-89)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Типовые схемы, основные параметры и
технические требования к конструкции

Blow-out preventer equipment. Standard schemes, basic parameters and technical requirements for design

(СТ СЭВ 6149-87,
СТ СЭВ 6913-89,
СТ СЭВ 6914-89,
СТ СЭВ 6916-89)

Срок действия 01.01.92

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемое или модернизируемое противовыбросовое оборудование (далее — ОП), предназначенное для герметизации устья нефтяных и газовых скважин в процессе их строительства и ремонта с целью обеспечения безопасного ведения работ, предупреждения выбросов и открытых фонтанов, охраны недр и окружающей среды.

Стандарт определяет типовые схемы, основные параметры ОП и его составных частей и устанавливает взаимосвязь между ними.

Читайте также:  Как правильно эксплуатировать ЛОС и когда проводить сервисное обслуживание

Стандарт не распространяется на специальные виды ОП для скважин с избыточным давлением на устье, морских скважин с подводным расположением устья и т.п., а также на составные части, дополнительно включаемые в стволовую часть ОП (герметизаторы, разъемный желоб, надпревенторная катушка и др.).

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.

1. ТИПОВЫЕ СХЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Устанавливаются десять типовых схем ОП ( черт. 1 — 10 ):

черт. 1 и 2 — с механическим (ручным) приводом;

черт. 3 — 10 — с гидравлическим приводом.

В ОП для ремонта — привод механический или гидравлический, для бурения — гидравлический.

Типовые схемы устанавливают минимальное количество необходимых составных частей превенторного блока и манифольда, которые могут дополняться в зависимости от конкретных условий строящейся или ремонтируемой скважины.

Применяемость схем — по приложению 2.

1.2. Основные параметры ОП и его составных частей должны соответствовать указанным в табл. 1.

Условный проход ОП, мм

Рабочее давление Р р, МПа

Условный проход манифольда, мм

Номинальное давление станции гидропривода (для схем 3 — 10), МПа**

Наибольший диаметр трубы, проходящей с трубодержателем (подвеской) через ОП, мм

* Допускается в ОП для бурения уменьшение условного прохода линий, соединяемых с дросселями, и линий глушения до 50 мм, увеличение условного прохода линий дросселирования до 100 мм. При этом условный проход боковых отводов устьевых крестовин должен быть не более условного прохода подсоединяемой линии манифольда.

** Допускается применять станции гидропривода с номинальным давлением из следующего ряда: 10,5; 14; 21; 35 МПа.

1.3. Условное обозначение ОП — по приложению 3.

1 — плашечный превентор; 2 — задвижка с ручным управлением; 3 — устьевая крестовина; 4 — манометр с запорным и разрядным устройствами и разделителем сред; 5 — регулируемый дроссель с ручным управлением; 6 — гаситель потока

Примечание. Типовые схемы 1 — 10 не определяют расположение блоков, их составных частей и магистральных линий в пространстве.

1 — плашечный превентор; 2 — задвижка с ручным управлением; 3 — устьевая крестовина; 4- манометр с запорным и разрядным устройствами с разделителем сред; 5 — регулируемый дроссель с ручным управлением; 6 — гаситель потока

1 — плашечный превентор; 2 — задвижка с гидравлическим управлением; 3 — устьевая крестовина; 4 — манометр с запорным и разрядным устройствами; 5 — кольцевой превентор; 6 — дроссель регулируемый с ручным управлением; 7 — задвижка с ручным управлением; 8 — гаситель потока; 9 — вспомогательный пульт; 10 — станция гидропровода; 11 — обратный клапан

1 — плашечный превентор; 2 — задвижка с гидравлическим управлением; 3 — устьевая крестовина; 4 — манометр с запорным и разрядным устройствами и разделителем сред; 5 — дроссель регулируемый с ручным управлением; 6 — задвижка с ручным управлением; 7 — гаситель потока; 8 — вспомогательный пульт; 9 — станция гидравлического управления ; 10 — обратный клапан

1 — плашечный превентор; 2 — задвижка с гидравлическим управлением; 3 — устьевая крестовина; 4 — манометр с запорным и разрядным устройствами и разделителем сред; 5 — кольцевой превентор; 6 — дроссель регулируемый с ручным управлением; 7 — задвижка с ручным управлением; 8 — гаситель потока; 9 — вспомогательный пульт; 10 — станция гидропривода; 11 — обратный клапан

1 — плашечный превентор; 2 — задвижка с гидравлическим управлением; 3 — устьевая крестовина; 4 — манометр с запорным и разрядным устройствами и разделителем сред; 5 — кольцевой превентор; 6 — дроссель регулируемый с ручным управлением; 7 — задвижка с ручным управлением; 8 — гаситель потока; 9 — вспомогательный пульт; 10 — станция гидропривода; 11 — обратный клапан; 12 — регулируемый дроссель с гидравлическим управлением; 13 — пульт управления гидроприводным дросселем

1 — плашечный превентор; 2 — задвижка с гидравлическим управлением; 3 — устьевая крестовина; 4 — манометр с запорным и разрядным устройствами и разделителем сред; 5 — кольцевой превентор; 6 — дроссель регулируемый с ручным управлением; 7 — задвижка с ручным управлением; 8 — гаситель потока; 9 — вспомогательный пульт; 10 — станция гидропривода; 11 — обратный клапан; 12 — регулируемый дроссель с гидравлическим управлением; 13 — пульт управления гидроприводным дросселем

1 — плашечный превентор; 2 — задвижка с гидравлическим управлением; 3 — устьевая крестовина; 4 — манометр с запорным и разрядным устройствами и разделителем сред; 5 — кольцевой превентор; 6 — дроссель регулируемый с ручным управлением; 7 — задвижка с ручным управлением; 8 — гаситель потока; 9 — вспомогательный пульт; 10 — станция гидропривода; 11 — обратный клапан; 12 — регулируемый дроссель с гидравлическим управлением; 13 — пульт управления гидроприводным дросселем

1 — плашечный превентор; 2 — задвижка с гидравлическим управлением; 3 — устьевая крестовина; 4 — манометр с запорным и разрядным устройствами и разделителем сред; 5 — кольцевой превентор; 6 — дроссель с ручным управлением; 7 — задвижка с ручным управлением; 8 — гаситель потока; 9 — вспомогательный пульт; 10 — станция гидропривода; 11 — обратный клапан; 12 — регулируемый дроссель с гидравлическим управлением; 13 — пульт управления гидроприводным дросселем

1 — плашечный превентор; 2 — задвижка с гидравлическим управлением; 3 — устьевая крестовина; 4 — манометр с запорным и разрядным устройствами и разделителем сред; 5 — кольцевой превентор; 6 — дроссель регулируемый с ручным управлением; 7 — задвижка с ручным управлением; 8 — гаситель потока; 9 — вспомогательный пульт; 10 — станция гидропривода; 11 — обратный клапан; 12 — регулируемый дроссель с гидравлическим управлением; 13 — пульт управления гидроприводным дросселем

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ ОП И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ

2.1. ОП в общем случае должно обеспечивать герметизацию устья строящихся и ремонтируемых скважин с находящейся в ней колонной труб или при ее отсутствии, при проворачивании, расхаживании колонны труб между замковыми и муфтовыми соединениями, а также протаскивание колонны бурильных труб с замковыми соединениями (с фасками по обе стороны замкового соединения под углом 18°), а также позволять производить циркуляцию промывочной жидкости с противодавлением на пласт.

2.2. Комплекс ОП должен состоять из:

превенторного блока ОП;

станции гидропривода ОП.

2.3. По требованию потребителя комплекс ОП должен дополняться сепаратором или трапно-факельной установкой, а также обеспечивать размещение замкового соединения бурильной колонны между трубными плашками двух плашечных превенторов.

2.4.* ОП конструктивно должно быть выполнено в виде блоков, удобных для эксплуатации, монтажа и транспортирования. Допускается конструктивное объединение составных частей, не изменяющее типовой схемы и не ухудшающее эксплуатационных свойств ОП (например, сдвоенные превенторы; плашечный превентор и крестовина, совмещенные в одном корпусе в виде превентора с боковыми отводами и др.).

* Пункт является рекомендательным.

2.5. Прочность корпусных деталей ОП, воспринимающих давление скважинной среды, должна обеспечивать возможность их опрессовки пробным давлением, кратным рабочему давлению Р р, указанному в табл. 2.

Условный проход ОП, мм

Пробное давление, МПа, при Р р

2.6. Стволовые проходы составных частей ОП должны быть соосны и обеспечивать беспрепятственное прохождение контрольного шаблона в соответствии с нормативно-технической документацией на ОП.

2.7. В ОП, предназначенном для бурения в условиях коррозионной среды, а по требованию потребителя, для морских и других ответственных скважин, должен быть предусмотрен превентор с перерезывающими плашками.

Читайте также:  Что означают особые отметки и для чего они нужны

2.8. Требования безопасности ОП и его составных частей — по ГОСТ 12.2.115 .

2.9. Требования к превенторам

2.9.1. Кольцевой превентор (далее ПК) должен обеспечивать расхаживание, проворачивание и протаскивание бурильных труб с замковыми соединениями, а также герметизацию устья скважины при давлении Р р при закрытии уплотнителя на любой части бурильной колонны, обсадных или наоосно-компрессорных труб или при отсутствии колонны труб.

2.9.2. Плашечный превентор (далее — ПП) должен обеспечивать расхаживание труб между замковыми соединениями, а также герметизацию устья скважины при давлении Р р при закрытии трубных плашек на цилиндрической части неподвижной трубы или глухих плашек при отсутствии колонн.

Превентор с перерезывающими плашками должен обеспечивать перерезание бурильной трубы в соответствии с нормативно-технической документацией на ОП.

2.9.3. Плашки плашечного превентора должны обеспечивать возможность подвешивания бурильной колонны длиной, равной проектной глубине скважины.

Основные параметры и размеры превенторов приведены в приложении 4.

2.10. Требования к манифольдам

2.10.1. Длина линий дросселирования и глушения должна обеспечивать размещение блоков дросселирования и глушения за пределами подвышечного основания буровой установки или рабочей площадки подъемной установки для ремонта скважин.

2.10.2. Запорные устройства манифольда должны быть полнопроходными.

2.10.3. Конструкция регулируемых дросселей должна обеспечивать замену дроссельной пары (наконечник-насадка) без демонтажа корпуса и соединенных с корпусом составных частей манифольда.

2.10.4. Обратный клапан на линии глушения должен иметь условный проход не менее условного прохода линии манифольда.

Допускается регулируемый дроссель с гидравлическим управлением снабжать дублирующим ручным управлением.

2.11. Требования к станции гидропривода

2.11.1. Станция гидропривода ОП должна состоять из следующих составных частей:

пульта (пультов), расположенного на подвышечном основании и на насосно-аккумуляторной станции;

комплекта трубопроводов для обеспечения соединений насосно-аккумуляторной станции с пультом (пультами) управления и гидроприводными частями ОП.

Источник



Требования безопасности при монтаже и эксплуатации противовыбросового оборудования

1. Эксплуатация противовыбросового оборудования осуществляется в соответствии с техническими условиями изготовителей.

2. Линии сбросов на факелы от блоков глушения и дросселирования должны надежно закрепляться на специальных опорах и направляться в сторону от производственных и бытовых сооружений с уклоном от устья скважины.

Длина линий должна быть:

• для нефтяных скважин с газовым фактором менее 200 м3/т — не менее 30 м;

• для нефтяных скважин с газовым фактором более 200 м3/т, газовых и разведочных скважин — не менее 100 м.

На вновь разведуемых площадях длина линий устанавливается проектом с учетом нормативов отвода земель и охранных зон, но не должна быть менее 50 м.

Линии и установленные на них задвижки должны иметь внутренний диаметр, одинаковый с внутренним диаметром отводов крестовины; после блока задвижек допускается увеличение их диаметра не более чем на 30 мм.

Расстояние от концов выкидного манифольда до всех коммуникаций и сооружений, не относящихся к объектам буровой установки, должно быть не менее 100 м для всех категорий скважин.

Для скважин, сооружаемых с насыпного основания и ограниченных площадок, длина линий от блоков глушения и дросселирования должна устанавливаться подрядчиком по согласованию с заказчиком, территориальными органами Госгортехнадзора России.

Допускается направлять линии сброса в одну сторону с использованием узлов и деталей, имеющих паспорта установленного образца.

3. Манометры, устанавливаемые на блоках дросселирования и глушения, должны иметь верхний предел диапазона измерений, на 30 % превышающий давление совместной опрессовки обсадной колонны и противовыбросового оборудования.

Система нагнетания гидроаккумулятора должна включать устройство автоматического отключения насоса при достижении в ней номинального рабочего давления.

4. Противовыбросовое оборудование должно собираться из узлов и деталей заводского изготовления отечественной или импортной поставки.

Допускается применение отдельных узлов и деталей, изготовленных на базах производственного обслуживания организации в соответствии с техническими условиями, согласованными с противофонтанной службой и утвержденными в установленном порядке. Изготовленные узлы и детали должны иметь паспорта по установленной форме.

5. Для управления превенторами и гидравлическими задвижками устанавливаются основной и вспомогательный пульты.

Основной пульт управления — на расстоянии не менее 10 м от устья скважины в удобном и безопасном месте.

Вспомогательный — непосредственно возле пульта бурильщика. Он включается в режим оперативной готовности перед вскрытием продуктивных и газонефтеводопроявляющих пластов.

6. Штурвалы для ручной фиксации плашек превенторов должны быть установлены в легкодоступном месте, иметь взрывобезопасное освещение и укрытие. На стенке укрытия должны быть нанесены стрелки направления вращения штурвалов, количество оборотов, необходимых для закрытия превентора.

7. Плашечные превенторы должны периодически проверяться на закрытие и открытие. Периодичность проверки устанавливается буровой организацией.

8. При замене вышедших из строя деталей превентора или одного из узлов превенторной сборки, смене плашек на устье превенторную установку подвергают дополнительной опрессовке на величину давления испытания колонны.

Источник

Монтаж и эксплуатация противовыбросового оборудования

date image2015-04-20
views image6049

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Монтаж противовыбросового оборудования должен производится в соответствии со схемой обвязки устья скважины, которая определяется из геолого-технических условий; технической документацией (технический паспорт, технические условия или инструкция по эксплуатации); соответствующих правил; схем и ГОСТов при освоении, текущем и капитальном ремонте и в соответствии с положениями настоящей инструкции. Выбранная схема должна быть указана в плане работ на ремонт (освоение) скважины.

В процессе работ допускается переход от одной схемы обвязки устья скважины противовыбросовым оборудованием к другой. Все изменения должны указываться в плане работ.

К работе по монтажу и эксплуатации допускаются работники, прошедшие подготовку по курсу “Контроль скважины. Управление скважиной при ГНВП”.

Устьевое оборудование и превентора должны собираться из узлов и деталей заводского изготовления, должны иметь паспорта и быть опрессованы на пробное давление.

Периодичность проверки ПВО в условиях базы— гидравлическая опрессовка на рабочее давление-через 6 месяцев. Дефектоскопия –один раз в год. После проведения проверки составляется акт.

Устье скважины с установленным ПВО, должно быть обвязано с доливной емкостью.

При температуре воздуха ниже –10 о С превентора должны быть обеспечены обогревом.

Для подъема превенторов на высоту должны использоваться стропы соответсвующей грузоподъемности (вес ПВО указывается в техническом паспорте), прошедшие испытание и имеющие соответсвующую маркировку.

Подготовительные работы к монтажу ПВО.

Произвести планировку территории вокруг скважины для предотвращения возможных разливов технологических жидкостей.

Провести инструктаж с членами бригадами по безопасному ведению работ с записью в журнале.

Смонтировать подъемник и рабочую площадку согласно технических условий и требований ОТ и ТБ.

Собрать и подготовить к работе линии обвязки (выкидные и глушения) для закачки технологических жидкостей в скважину и сброса флюида коллектор.

Проверить центровку мачты относительно устья скважины.

Перед демонтажем фонтанной арматуры необходимо убедится в отсутствии избыточного давления в трубном и межтрубном пространствах скважины.

Подготовить запорную компоновку (или аварийную трубу с шаровым краном), опрессованную на рабочее давление ПВО. Наружный диаметр дистанционного патрубка запорной компоновки или аварийной трубы должен соответствовать типоразмеру трубных плашек превентора. При использовании разно размерных труб обязательно наличие переходного переводника. Произвести визуальный осмотр. Запорная компоновка должна быть чистой, без снега и льда, не иметь вмятин, трещин и т.п.. Полировка уплотнительной головки УГУ-2, входящей в состав запорной компоновки, не должна иметь вмятин, задиров, трещин.

Читайте также:  Консультируем и помогаем выбрать модель по приемлемой для Вас цене

Запорная компоновка должна находится на рабочей площадке, иметь свободный доступ к ней и защищена от попадания грязи и брызгов.

Подготовить противыбросовое оборудование, очистить фланцы и канавки фланцевых соединений, произвести визуальный осмотр. Корпус превентора не должен иметь вмятин, задиров, трещин. Штоки штурвалов не должны быть погнуты и свободно вращаться.

Источник

Управление противовыбросовым оборудованием

Превенторы, и задвижки манифольдов ПВО открываются и закрываются с основного и вспомогательного пультов. Основной пульт вместе со станцией гидравлического управления устанавливается на расстоянии не менее 10 м от устья скважины. Обеспечивающим безопасность доступа к нему в случае возникновения пожара. Вспомогательный пульт располагается у поста бурильщика и дублирует основной пульт управления. Механический привод используется для закрытия плашечных превенторов в случае отказа гидравлического привода, а также для фиксации плашек в закрытом состоянии на длительное время.

Рисунок 3 — Схема управления превенторами

Основной и вспомогательный пульты монтируют на отдельных рамах, представляющих собой компактные транспортабельные блоки. Общее представление о принципе действия привода противовыбросового оборудования можно получить из рассмотрения схемы на рисунке 3. Масло, используемое в качестве рабочей жидкости гидропривода, из бака 13 по маслосборнику 12 засасывается шестеренным насосом 18 и нагнетается через обратный клапан 16 и фильтр 14 в гидроаккумулятор, который представляет собой сферический баллон с диафрагмой, отделяющей масло от азота, заполняющего наддиафрагменную камеру гидроаккумулятора.

По мере поступления масла объем газовой камеры уменьша­ли и вследствие этого давление газа в гидроаккумуляторе возрастает. Рабочее давление в гидроаккумуляторе не превышает МПа и ограничивается предохранительным клапаном 17.

Благодаря гидроаккумулятору можно накопить энергию, необходимую для оперативного управления превенторами и задвижками, используя при этом насосы сравнительно небольшой мощности В случае отключения электроэнергии или отказа шестерённого насоса гидроаккумулятор заряжается ручным насосом 15.

Из гидроаккумулятора по трубопроводу 2 и вентили 3 масло нагнетается в блок распределителей 5 основного пульта, управляющих задвижками 6 и плашечными превенторами 7. Из распределителя основного пульта масло нагнетается в блокировочный цилиндр 9 вспомогательного пульта и далее в запорную камеру универсального провентора 8. Блокировочный цилиндр имеет одностороннее действие, при котором исключается возможность открыть превентор со вспомогательного пульта в том случае, когда он закрывается с основного пульта.

Управление плашечными превенторами и задвижками со вспомогательного пульта осуществляется посредством блока распределителей 10, подающих масло в блокировочные цилиндры ответствующих распределителей 6 основного пульта. В рассматриваемом случае блокировочные цилиндры используются для того, чтобы исключить возможность управления плашечными превенторами и задвижками с основного пульта при командах, получаемых со вспомогательного пульта. Отработанное масло поступает в приёмный бак 13, из которого вновь подаётся насосом 18 или 15 в гидроаккумулятор.

1. Перечислите состав ПВО

2. Какими основными параметрами характеризуется ПВО?

3. Для чего предназначены превенторы?

4. Для чего предназначен блок дросселирования?

5. Для чего предназначен блок глушения?

6. Конструкция и принцип действия плашечного превентора

7. Конструкция и принцип действия универсального превентора

8. Состав системы управления ПВО

9. Гидравлическая система управления ПВО

10. Ручная система управления ПВО

ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ ПРИВОДА ШСНУ (СК)

Рама 19 (рисунок 1) является основанием для размещения всех узлов привода и воспринимает все нагрузки, возникающие при работе. Она представляет собой две швеллерные балки, соединёнными поперечными связями. На раме крепится стойка 3 и редуктор 15 с электродвигателем 9. стойка 3 — четырёхногая, изготавливается из профильного проката. Она крепится к раме 19 болтами. На верхней части стойки имеется плита, на которой установлена опора балансира. Опора балансира (рисунок 1а) представляет ось 2 на оба конца которой устанавливаются сферические роликоподшипники 3, размещаемые в чугунных корпусах 4. Балансир крепится к оси болтами 5. К плите приварены четыре упора с установочными винтами для перемещения балансира в продольном и поперечном направлениях при центровке относительно скважины. Балансир 1 представляет собой двухбалочную конструкцию из профильного двутаврового проката. Головка балансира 23 поворотная.

Для фиксации поворотной головки в рабочем положении на верхней полке балансира имеется два винта 5 (рисунок 2). Для плавного поворота головки служит червячный редуктор 8, который крепится на нижней полке тела балансира.

Траверса 14 представляет собой балку профильного проката и является соединительным звеном между балансиром и двумя параллельно работающими шатунами. Опора траверсы (рисунок 1 б) шарнирно соединяет балансир 1 с траверсой 6. Средняя часть оси 4 траверсы установлена в подшипнике 3 корпус 2 которого крепится к полкам балансира. Концы оси фиксируются в отверстиях двух кронштейнов 5, которые крепятся к балке траверсы 6.

Шатун 6 изготавливается из трубы на одном конце, которой вварена верхняя головка шатуна, а на другом башмак. Палец верхней головки шатуна с помощью подшипника соединён с траверсой.

К башмаку болтами крепится нижняя головка шатуна (рисунок 3) с осью 8 кривошипа, установленной в подшипнике. Ось вставлена в отверстие кривошипа через разрезную втулку 2 и шайбу 4 и затягивается гайками. Кривошип 16 является ведущим звеном преобразующего механизма привода, в котором предусмотрено пять отверстий для изменения длины хода устьевого штока. Для установки и перемещения противовесов 17 на кривошипах имеются Т-образные пазы имеется шкала отсчёта. Перемещение противовесов по кривошипу производится с помощью специальной рукоятки с шестернёй. Стяжка на конце кривошипа обеспечивает его плотную посадку на ведомом валу редуктора.

Редуктор 15 — трёхступенчатый с цилиндрическими прямозубыми колёсами на быстроходной ступени и с шевронным зубчатом зацеплением на тихоходных ступенях. Корпус редуктора имеет горизонтальную плоскость разъёма, которая проходит через оси ведущего 10 (рисунок 4) и ведомого 3 валов валы редуктора установлены на роликовых сферических двухрядных подшипниках. Смазка подшипников комбинированная: разбрызгиванием и принудительная с подводом масла по направляющим лоткам.

1 — картер нижний; 2 — крышка;3 — вал ведомый; 4, 11 — сальники; 5, 12, 15, 16 — шестерни второй ступени; 6, 8 — валы промежуточные; 7 — шестерни третьей ступени; 9 — крышка; 10 — вал ведущий; 13, 14 — шестерни первой ступени; 17 -кольца регулировочные; 18 — шпонка; 19 — шестерни ведомого вала;

Рисунок 4 — Редуктор

Симметричное расположение зубчатых колёс обеспечивает равенство реакций в опорах валов и уменьшает перекос и концентрацию нагрузки по ширине зуба колеса. Для шпонок кривошипов ведомый вал имеет по два шпоночных паза под углом 90 град, что при перестановке кривошипов позволяет продлить срок службы редуктора. На верхнем картере редуктора для осмотра зубчатых колёс расположен люк с крышкой. На крышке люка размещается горловина, через которую контролируется уровень масла. На концах ведущего вала насажены ведомый шкив клиноремённой передачи и шкив тормоза.

Тормоз 13 — двухколодочный. Правая 4 (рисунок 5) и левая 3 колодки крепятся на верхнем картере редуктора 2. Торможение шкива производится с помощью рычага 10, тяги 7 и плавающего рычага 6, шарнирно соединённого с подвижными концами тормозных колодок. На рычаге 10 управления тормозом имеется кнопка 11 посредством которой рычаг фиксируется в зубчатом секторе 9. Регулировка зазора между тормозными колодками и шкивом производится изменением длины тяги 7 муфтой 8 и положения упорного болта 5.

Источник