Меню

Технологии инклюзивного образования статья по коррекционной педагогике



Оснащение кабинета для инклюзивного образования

Инклюзивный кабинет, которым заведует школьный координатор по инклюзии или один из специалистов в этой области, предназначен для индивидуальных занятий учителей и тьюторов с учениками, имеющими особенности развития. Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы. Цель кабинета — устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.

Оформление и оборудование кабинета для детей с ОВЗ

Кабинет инклюзивного обучения для 1-11 классов оборудуется школой за счет бюджетных средств, выделенных под программу «Доступная среда», и соответствует следующим параметрам.

Расположение и оформление кабинета для детей с ОВЗ:

  • находится на первом этаже школы недалеко от главного входа;
  • имеет широкий дверной проем без порожка;
  • имеет правильную прямоугольную форму;
  • окрашен в светлые пастельные тона.

Оснащение инклюзивного кабинета:

  1. Световое оборудование с режимами светлой и темной комнаты.
  2. Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования.
  3. Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы.
  4. ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы с соединенными с компьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить за артикуляцией учителя.
  5. Различные ИКТ:
    • Аппаратно-программный комплекс для ученика с особыми потребностями ( Эдутач ).
    • Сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок «Клавинта» .
    • Компьютерный роллер Новотон и набор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон.
  6. Диагностическое оборудование для первичной и контрольной диагностики (диагностический комплект «Семаго» ), предметно-образные и динамические средства наглядности.
  7. Реабилитационное оборудование сенсорной комнаты :
    • журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики;
    • звуко-световая панель («Лестница света», «Фонтан»);
    • световые столики для рисования и песочной терапии;
    • вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателя;
    • интерактивная воздушно-пузырьковая трубка («Мечта»);
    • зеркальный шар с мотором и источником света;
    • колесо спецэффектов;
    • фиброоптический ковер;
    • балансировочная доска-лабиринт;
    • напольные и настенные лабиринты;
    • декоративно-развивающие панели.

В зависимости от категории обучающихся в школе детей с ОВЗ, кабинет инклюзивного образования может дополнительно оснащаться аппаратно-программными комплексами для реабилитации и коррекции нарушений слуха, речи, зрения, ОПА (включая ДЦП). В том числе программами по чтению и созданию цифровых книг. Такие книги предоставляет образовательная платформа LECTA. Среди них отечественная и зарубежная детская классическая литература, например:

В кабинете находится библиотека с учебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.

Большая книга про вас и вашего ребенка

Программно-техническое оснащение и книжная продукция, которыми пользуются школьники, должны быть высокого качества и учитывать их перцептивные возможности, связанные с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.

Заведующий кабинетом создает и ведет картотеку с перечислением всего оборудования, ТСО и ИКТ, наглядных материалов, дидактических и учебно-методических пособий, профессиональной литературы.

Зоны кабинета инклюзивного обучения

Организованное пространство кабинета инклюзивного обучения делится на три функциональные зоны, связанные с решаемыми ими задачами:

  1. Индивидуальные занятия и педагогическое консультирование для детей с особыми образовательными потребностями.
  2. Психологическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ:
    • освобождение от умственного переутомления и информационной перегрузки;
    • регулирование эмоционального фона;
    • нейтрализация стрессовых состояний;
  3. Консультирование родителей или законных представителей «особых» детей.

Обычно оформляется три зоны:

  • рабочая зона педагога с офисным столом, доской и компьютером;
  • учебная зона со специально оснащенными двумя-тремя учебными местами для детей;
  • зона отдыха и эмоциональной разгрузки школьников, оснащенная оборудованием для сенсорной комнаты. Если позволяет площадь помещения, здесь же можно положить батут и маты.

В зоне отдыха также рекомендуется проводить консультации с родителями. Все зоны разделяются стеллажами с учебно-методическими пособиями и ТСО, ширмами, большими кубиками.

Коррекционный кабинет

Школьный коррекционный кабинет, которым заведует дефектолог или логопед, имеет цель выявлять и корректировать дефекты устной и письменной речи, в первую очередь учеников начальной школы. В кабинете специалист работает с детьми индивидуально, с подгруппой или группой.

Коррекционный кабинет должен иметь хорошее освещение, современное оборудование и учебно-методические, дидактические наглядные пособия. А именно:

  • для коррекции мимики, артикуляционной моторики, звукопроизношения, речевего дыхания, слоговой структуры слова;
  • для развития мелкой моторики;
  • для формирования и отработки фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • для налаживания системы звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • для развития когнитивных функций.

Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал

В коррекционном кабинете создаются следующие условные зоны:

  1. Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными партами, доской, стеллажами с пособиями и литературой.
  2. Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры и игрушки.
  3. Релаксационная, для отдыха и снятия напряжения. Оборудована мягкой мебелью и аквариумом.
  4. Сенсорного опыта — для формирования знаний о физических свойствах предметов и явлений. В ней собраны игры и пособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные ощущения.
  5. Развития мелкой моторики — для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации и лепки, трафареты.
  6. Развития артикуляционной моторики и постановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков. Снабжена большим и индивидуальными зеркалами, инструментами для постановки звуков с гигиеническими средствами их обработки, дидактическими материалами по речевому дыханию.
  7. Зона ТСО, для повышения эффективности коррекционной работы с помощью вспомогательных средств. Располагает компьютером, музыкальным центром, диктофоном, метрономом.

В результате грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.

Источник

Технологии инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике

Барановская Наталья Ярославовна

Основная идея инклюзивного образования — постоянный мони­торинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников об­разовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, его участники включаются в проектирование изменений, создающих более эффективные образо­вательные условия.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologii_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx 27.41 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Основная идея инклюзивного образования — постоянный мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, его участники включаются в проектирование изменений, создающих более эффективные образовательные условия. Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования. Таким образом, участники образовательного процесса (администрация, педагоги, специалисты, дети и родители) становятся не только пользователями программ, методик, технологий, дидактического и материально-технического обеспечения, но и разработчиками образовательного процесса и условий его реализации.

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике. Классифицировать их можно в соответствии с задачами и ролью в организации совместного образования детей с различными образовательными потребностями.

  • Технологии, направленные на освоение различных компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными потребностями: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса.
  • Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе.
  • Технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности.
  • Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе.

Рассмотрим более детально некоторые из них:

Технологии, индивидуализирующие образовательный процесс.

Следуя общим правилам и способам организации образовательной работы, педагог должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка с теми или иными особенностями познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой воспитанник не может полностью успевать за темпом всей группы, выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одногруппниками. Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется за счет того, что воспитанникам даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей. При организации индивидуальной работы в группе — выполнении задания на карточке, индивидуального задания необходимо учитывать особенности ребенка. В науке существует большое количество классификаций индивидуальных особенностей, которые можно использовать в образовательном процессе. Так, например, психологи предлагают распределять индивидуальные задания по способам восприятия детьми информации: для аудиалов, визуалов, кинестетиков. Визуалу задания предлагаются в виде карточек с картинками, которые должны быть яркими, красивыми, красочными. Аудиалу нужно прочитывать задание вслух учителем для лучшего восприятия прочитанного. Аудиалы запоминают лучше на слух при многократном повторении текста. Кинестетик получает задания, направленные на манипуляцию с предметами. Например, при сравнении чисел, можно предложить работу со счетными палочками. Когда педагог сам определяет уровень способностей и знаний воспитанников и в соответствии с этим дает им задания, дифференцируя их для «сильных» и «слабых. Для решения этого противоречия вводится различие между понятием «индивидуальный подход», когда учитываются индивидуальные особенности ребенка, и понятием «индивидуализация обучения».

Индивидуализация обучения — это организация образовательных условий для максимальной реализации субъектной позиции ребенка в процессе обучения, т.е. осознание им целей и задач обучения, возможность выбора учебного материала, форм и методов решения учебных задач. Педагог создает условия для того, чтобы воспитанник в этих условиях мог поставить цели, сформулировать задачи, определить способы решения учебных задач, смог оценить результаты своих учебных действий. Такой процесс индивидуализации важен как для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и для его нормативно развивающихся сверстников

Технология уровневой дифференциации обучения связана с уровнем освоения детьми программного материала. В этой технологии управление познавательной деятельностью происходит с целью обучения каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей через систему малых групп. У педагога появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми.

Технология функциональной дифференциации — организация работы в группах с распределением функций, т.е. когда каждый ребенок вносит свой вклад в общий результат, выполняя свое задание, при этом ребенку с трудностями в обучении можно предложить вспомогательные материалы (например, если нужно составить предложение, ребенок пользуется заранее заготовленными словами-карточками, которые нужно расположить в нужной последовательности, при решении задачи — готовой краткой записью условия). Организация работы в группе предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей (например, он подбирать необходимый наглядный материал — картинки, схемы, иллюстрирующие содержание задания). В такой группе кто-то берет на себя функции лидера, кто-то выполняет определенные задания, кто-то предоставляет материал другим группам. Основным критерием эффективности групповой работы в детском саду становится не ориентация на успех — «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д. Эти же критерии становятся ведущими на общих мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в коллективе.

Технология смешанной дифференциации (модель сводных групп)

Объединенная форма двух видов дифференциации обучения — по интересам и по уровню развития. Образуются три сводные группы.

Технологии коррекции трудностей в обучении и поведении Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе, — это специальные логопедические технологии и технологии специальной педагогики, направленные на коррекцию нарушения (технологии сурдо- и тифлопедагогики), технологии нейропсихологического подхода в коррекции учебных трудностей (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Дж. Хинд, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Т.Ю. Хотылева), технологии психо- лого-педагогической системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха (система Э.И. Леонгард), технологии прикладного анализа поведения АВА (Applied Behavior Analysis) и др. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения, построенный на принципах школы Л.С. Выготского — А.Р. Лурия, содержит общие основания, конкретные методы и технологии преодоления разных видов трудностей обучения, обусловленных недостаточной сформированностью различных психических функций. Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психической деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие.

Технологии психолого-педагогической «системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха» (система Э.И. Леонгард) Исследования показали, что использование данного метода активизирует речевое развитие и детей с нормальным слухом. Поэтому рекомендации по организации общения и формированию речи и речевого слуха у детей с нарушениями слуха оказываются чрезвычайно полезными в обучении слышащих детей. Метод успешно применяется также в инклюзивной практике. Среди зарубежных технологий, направленных на подготовку ребенка с ОВЗ к включению в образовательный процесс, широко используется такая технология, как АВА — прикладной анализ, или модификация поведения. Эта технология предполагает обучение ребенка более адекватно выражать свои потребности, тренирует навыки учебного поведения, навыки взаимодействия, в основном в индивидуальном формате. При применении АВА индивидуально и в группе одна их основных задач — это развитие поведенческих и учебных навыков, необходимых для включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательное пространство.

Программа TEACCH для детей с аутизмом предполагает как адаптацию ребенка к среде, так и соответствующие изменения в ней, которые облегчают ребенку эту адаптацию.

Технология ААС (альтернативная аугментативная коммуникация) формирует у детей с нарушениями речи новые навыки общения с использованием жестов, картинок, коммуникаторов и т.д. Эти же навыки осваивает и социальное окружение ребенка- учителя, родители, сверстники. Такое направление, как эрготерапия, направлено на то, чтобы обучать ребенка новым ручным и моторным навыкам и занятиям, предполагает подготовку ребенка к независимой жизни и одновременно предусматривает изменения в среде — адаптацию игровых, бытовых и учебных материалов для облегченного использования.

Технологии, направленные на развитие социальных (жизненных) компетенций детей

Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование жизненных навыков, или социальных компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т.д.). Можно выделить 3 типа технологий, направленных на повышение социальной компетенции: прямое обучение социальным навыкам; формирование социальных навыков через подражание, организация групповых видов активности, в том числе и игровых. При прямом обучении социальным навыкам педагог обучает детей правильному поведению через правила и примеры. Принятие правил очень важно для всех детей, но оно должно быть осознанным, связанным с их личным опытом. Перед тем как дети приступают к работе фронтально или по группам, воспитатель может обсудить в группе правила взаимодействия детей друг с другом. Например, «говорить по очереди», «слушать друг друга», «задавать вопросы, если что-то не понятно». Очень важно научить детей договариваться о правилах, если возникает конфликтная ситуация, — как вести себя каждому ребенку, что принять за основу. Ребенок лучше усваивает правило, когда контролирует другого человека, будь то взрослый или ребенок. Если правило нарушил взрослый человек, это следует отмечать так же, как если бы его нарушил ребенок. Обязательно нужно хвалить воспитанников за выполнение правил. Ребенок обязательно должен получать положительные подкрепления своей деятельности. Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей, когда более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания для других детей. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому считается, что обучение не в однородных, а гетерогенных группах более эффективно. Если дети занимаются, например физкультурой, в одном темпе совершая одни и те же действия, у ребенка с РАС определенный навык сформируется быстрее. При организации групповых видов активности , таких как дежурство, подготовка к празднику, работа в группах, помощь в выполнении заданий, передвижении по группе (организованная для незрячих детей или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), педагог:

  • планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию;
  • выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социально компетентных сверстников);
  • вводит эту активность;
  • по ходу действия предлагает идеи взаимодействия, когда это необходимо.

Д. Митчелл выделяет взаимное (парное) обучение как одну из ведущих технологий инклюзивного образования в [3], — это ситуация, когда один ребенок учит другого под наблюдением педагога. Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний. На этапе первоначального обучения используется редко. Эта технология является дополнительной по отношению к другим методам обучения. Обычно более успешный воспитанник учит менее успевающего, при этом у детей, играющих роль педагога, формируются умения самообучения, контроля и оценки, что в свою очередь является условием развития учебной деятельности. В то же время ребенок, исполняющий роль ученика, в процессе совместной работы со сверстником усваивает необходимый материал и приобретает опыт преодоления трудностей. При этом работа над преодолением чужих трудностей помогает понять собственные. Пары могут быть как одного возраста, так и разного (старший учит младшего), другой вариант — все воспитанники в группе делятся на пары и выполняют обязанности обучающих и обучающихся. Дети с ОВЗ также могут выступать в роли обучающих, это значительно повышает самооценку, особенно если они работают с младшими детьми. Технология взаимного обучения основана на предположении, что дети могут многому научиться друг у друга. Включение ребенка с трудностями в обучении и поведении в парную работу должно происходить постепенно. В отечественной педагогике задачи дидактики, доступной для всех детей при организации совместного обучения решают социоигровые технологии (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов). Их использование позволяет успешно включать детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы, помогает всем детям приобретать навыки взаимодействия со сверстниками и создает при этом каждому ребенку благоприятные условия для индивидуального развития в своем собственном темпе.

Социоигровые технологии содержат дидактические игры ,

сконструированные на основе театральных упражнений, дворовых и обучающих игр, которые не только развивают внимание, волю, память, речь, сообразительность, координацию движений и прочее, но и формируют навыки делового взаимодействия одноклассников друг с другом и с обучающим их педагогом, что особенно важно в условиях инклюзивного образования.

С помощью социоигровых технологий:

  • в игровой форме осваивается образовательная программа;
  • осваиваются правила поведения и роли в социальной группе (мини-модели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;
  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов — чего можно добиться с помощью коллективной работы;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики воспитанников, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, педагогами, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, книгами, ИКТ-технологиями.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра характеризуется познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым воспитанником особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимую, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированность вычислительных умений, выразительность чтения, умение слушать товарища, формулировать и задавать вопросы и т.д.), а также самооценка и самоанализ обучающихся. Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации. Вместе с педагогом-психологом воспитатель продумывает такую стратегию работы со всей группой. В случае обучения и оценивания результатов деятельности воспитанника с особенностями развития педагогу необходимо использовать такие формы и приемы, которые соответствуют возможностям ребенка, являются условием для сохранения его физического и психического здоровья, эмоционального равновесия. Таким образом, будут реализовываться дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. — С.302

2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование — вклад в будущее». — С.102

3. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. — М.: Центр «Школьная книга», 2010. — С.132

4. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. — 2010 г. -№ 9(83). — С.47.

5. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. — СПб, 2010. — С. 200

20. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. — СПб, 2010. — С. 200

Источник

Инклюзивное образование детей: понятие, суть и принципы

Понятие об инклюзивном образовании появилось ещё в 80х годах. И, не смотря на то, что первое инклюзивное образовательное учреждение в России появилось уже в 1991 году, для нас это понятие до сих пор ещё новое и ещё не успело широко распространиться, а потому вызывает множество вопросов у детей, родителей и педагогов.

Инклюзивное образование. Что это?

Инклюзивное образование — это форма обучения, при которой каждому ребенку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.

Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой дети-инвалиды, дети с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.

Суть инклюзивного образования

Инклюзивное образование по сути это совместное обучение здоровых детей и детей, у которых диагностированы нарушения зрения, речи, слуха, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата или другие отклонения здоровья.

Принципы инклюзивного образования

Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей.

Основные принципы

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен думать и чувствовать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни

Цель инклюзивного образования

Инклюзивное образование направлено на интеграцию детей с отклонениями в общество, а так же на воспитание у обычных детей толерантности, умения сопереживать и помогать окружающим людям.

Основной целью инклюзивного образования является создание свободной, безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке детей с особыми потребностями.

Дети с ОВЗ в инклюзивной среде активнее общаются со здоровыми сверстниками, чем при обучении в специальных школах. У них появляются возможности для социального взаимодействия, примеры поведения в разных ситуациях, что положительным образом сказывается на их развитии. Образовательная программа в инклюзивных детских садах и школах насыщеннее и полнее, чем в коррекционных, требования к ученикам строже. Благодаря этому и результаты обучения детей с особенностями развития оказываются более высокими.

Инклюзия помогает социальному принятию людей с ограниченными возможностями здоровья. Когда дети впервые встречают мальчика на инвалидном кресле или девочку, которая не разговаривает, они просто не знают, как с ними общаться, боятся обидеть, навредить, испытывают жалость или проявляют агрессию. Но если здоровые ребята постоянно взаимодействуют с детьми с ОВЗ в детском саду или школе, играют, работают над совместными проектами, помогают друг другу в бытовых и учебных вопросах, они перестают воспринимать особенности своих товарищей, как что-то странное и неправильное. В результате дети с ОВЗ становятся полноценными членами общества.

Внедрение и практика инклюзивного образования

Существуют разные виды, методы, формы инклюзивного образования. Дети с ОВЗ могут проводить со здоровыми сверстниками весь учебный день, встречаться только на некоторых предметах несколько раз в неделю, взаимодействовать только на совместных спортивных и культурных мероприятиях. Все зависит от способности и готовности ребенка с особенностями развития воспринимать стандартную школьную программу и находиться в обществе.

Проблемы внедрения инклюзивного образования

Основные причины отчуждения учащегося с особыми образовательными потребностями и трудностями в обучении разделяют на ресурсные и социальные.

Многие барьеры являются частью «архитектурного» окружения, например: отсутствие пандусов, подъёмников, звуковых светофоров на пешеходных переходах и другие. Однако, согласно социальной модели, это — «вторичные» барьеры. Их нужно устранять, но без ликвидации более значимых причин борьба с ними становится бесконечной.

В первую очередь, барьеры в образовании формируются в результате взаимоотношений учеников, родителей и учителей. Другими существенными факторами являются проводимая в стране социальная политика, культура, социальные и экономические аспекты. Барьеры можно обнаружить как в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной политике.

Ресурсные и социальные барьеры

Ресурсные

Включают в себя нехватку материальных средств для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся, а также недостаток знаний и отсутствие понятной школьной политики в отношении инклюзии. Ресурсные барьеры делятся на три фактора:

  • люди — их отношение, недостаток знаний, предубеждения, отсутствие опыта, стереотипность мышления и так далее;
  • знания и информация — слабая образовательная политика, отсутствие коллективного опыта обсуждения и решения проблем;
  • материальные ресурсы — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата сотрудников и неравномерное распределение ресурсов[27][26][28].

Социальные

Формирование социальных барьеров происходит в три этапа. Первый — макроуровень — это деятельность государственных политических и социально-экономических институтов, и система законодательства. К нему относятся несовершенство федерального законодательства в отношении образования людей с инвалидностью, несоответствие его международным нормам, отсутствие единой государственной политики в отношении инклюзии и другие.

Мезоуровень связан с идеологией, массовой культурой и социальными отношениями в сфере образования. Основные барьеры на этом этапе — наличие культурных стереотипов к людям с ОВЗ, нетерпимость и нетолерантность, отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью и так далее[31].

Микроуровень — это уровень психологического принятия учителями возможности совместного обучения детей с разными образовательными потребностями, их профессиональные установки, стереотипы и действия по отношению к учащемуся с особенностями развития, а также позиция родительского сообщества[32].

Развитие инклюзивного образования в России

В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег».

Осенью 1992 года был создан проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которого в одиннадцати регионах страны создали экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью.

Чтобы подготовить педагогов к работе с детьми с ОВЗ в 1996 году коллегия Министерства образования и науки ввела в учебные планы педагогических вузов курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».

31 января 2001 года на Международной научно-практической конференции образования приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ.

В 2008 году Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, а в 2012 — утвердила на законодательном уровне.

Инклюзивное образование на территории России регулируется Конституцией, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а также Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Источник

Все об инклюзивном образовании оборудование

Для индивидуальных занятий учителей с детьми, отличающимися особенностями развития, во всех учреждениях должны быть специальные кабинеты. Обычно их оснащают оборудованием для инклюзивного образования. Государственная программа установила определенные требования к дизайну и оснащенности таких зон. Благодаря этому, должны исчезнуть коммуникативные и информационные барьеры, создаются комфортные условия для обучения.

Основное оборудование

В каждом учебном заведении должен быть кабинет, оснащенный всем необходимым оборудованием. При этом у студентов и школьников есть возможность использовать его самостоятельно во время экзаменов или лабораторных работ. Учебные материалы должны быть представлены в нескольких видах в зависимости от потребностей:

  • напечатаны крупным шрифтом для людей с плохим зрением;
  • шрифтом Брайля для незрячих;
  • записаны в аудиоформате;
  • в электронном виде.

В первую очередь нужно обеспечить в кабинете хорошее освещение. Также должно быть достаточное количество компьютеров или ноутбуков для учеников. Желательно приобрести единый программный комплекс для всей техники. Основное оборудование, которое пригодится для обучения детей с ограниченными возможностями:

  • мобильные и стационарные рабочие места;
  • принтеры с поддержкой цветной печати и преобразования данных в текст Брайля;
  • стационарные видеоувеличители;
  • камеры дальнего обзора;
  • тифлокомпьютеры и тифлофлешплееры.

Рабочие места нужно оборудовать в зависимости от способностей учеников. Некоторые могут находиться за обычными стационарными столами, используя стандартные компьютерные стулья. Другим понадобятся мобильные места.

Школьники и студенты сегодня не могут обойтись без компьютеров. На них рекомендуется установить специальные программы, позволяющие преобразовать материал в подходящий формат. Сканеры, принтеры, видеоувеличители с речевым сопровождением или без него необходимы для вывода информации. Камеры дальнего обзора позволяют выводить то, что пишет на доске учитель, сразу на стол школьнику.

Портативный тифлокомпьютер необходим для чтения книг и конспектов шрифтом Брайля, работать с календарем, редактировать текст. Тифлофлешплеры также помогают ученикам с проблемами зрения. Каждая функция и настройки озвучиваются, синтезаторы позволяют читать книги разных форматов.

Дошкольные заведения

Особое внимание стоит уделить оборудованию для инклюзивного образования в доу. В детских садах еще рано осваивать всю специальную технику, но некоторые устройства помогут быстрее воспринимать и воспроизводить информацию:

  • устройство для создания тактильной графики;
  • видеоувеличитель;
  • маркер-диктофон;
  • пишущие машинки.

Аппаратно-программный обучающий комплекс предназначен для учащихся 1–11 классов общеобразовательных учреждений, призван научить детей правильно вести себя в критических ситуациях, при пожаре дома или в школе, обучить основным навыкам тушения огня, правилам пользования газом и электроприборами, сформировать осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

Учебный материал выполнен в виде графических иллюстраций, фильмов и видеороликов, вопросов для контрольной проверки. Имеются методические рекомендации и план тематических занятий для преподавателей. Все изображения, анимации и видеоролики сопровождаются последовательным тифлопереводом – комментированием визуальных элементов фильма, то есть передачей словами того, что показано.

Маркер-диктофон помогает решить сразу несколько проблем. Обычно в комплекте продаются самоклеющиеся метки. На них записывают голосовые сообщения, что будет полезно детям со зрительными проблемами. Таким образом можно описывать картинки из книжек и обучающих тетрадей. С помощью маркера-диктофона ребенок с ограниченными возможностями легко будет проходить материал вместе с обычными детьми.

Видеоувеличители также необходимы для тех, у кого проблемы со зрением. Устройства увеличивают картинки из книг, что позволяет писать, рисовать и читать наравне с остальными детьми. Можно настроить яркость и контрастность каждого изображения, а также есть различные функции в зависимости от зрительных нарушений. При этом глаза не устают даже после продолжительного использования увеличителя.

Пишущие машинки заинтересуют детей и позволят им быстро выучить грамматику. Есть специальные устройства, превращающие обычные книги в конспекты, написанные шрифтом Брайля. Уже на стадии дошкольного образования ребенок сможет привыкнуть к использованию специального оборудования и разовьется настолько, чтобы не отставать от своих сверстников.

Кабинеты 1−11 классов

Обычно кабинеты для инклюзивного оборудования в школах и государственных высших учебных заведениях формируются за счет бюджетных средств. При этом соблюдаются определенные требования. Кабинет должен находиться на первом этаже недалеко от входа в здание. Для удобства делают широкий дверной проем без порога. Сама комната должна быть правильной прямоугольной формы. Сохранить позитивный настрой и спокойствие помогут мягкие пастельные тона в оформлении.

В первую очередь нужно позаботиться о нормальном освещении и достаточном количестве источников электричества. Понадобится также оборудовать кабинет видеопроекторами, компьютерными комплексами с интерактивными досками и передвижными зеркалами, необходимыми для того, чтобы следить за артикуляцией преподавателя.

Ноутбуки и компьютеры должны быть приспособлены для работы. Нужно приобрести специальные программные комплексы для детей с физическими особенностями, сенсорные клавиатуры, наборы выносных цветных кнопок.

На нашем сайте в разделе «Доступная среда» представлены устройства для сенсорной комнаты. В сенсорной комнате должны находиться журнальные столики, кресла и зеркала. На стенах размещают свето-звуковые панели. Для маленьких детей расставляют столы для песочной терапии и рисования. Нелишним будет и сухой вибромузыкальный бассейн с возможностью переключать программы.

Напольные лабиринты, зеркальные шары с источником света и моторами, фиброоптические ковры также понадобятся для развития ребенка. Можно установить декоративно-обучающие панели, колесо спецэффектов.

Понадобятся устройства для реабилитации и коррекции нарушений зрения, речи, слуха и ОПА. Обязательно должны быть программы для чтения и создания книг по отечественной и зарубежной литературе в цифровом формате. А для преподавателя добавляют набор учебников, справочников, методических журналов, помогающих решать проблемы воспитания детей определенных групп.

При закупке программно-аппаратных комплексов нужно выбирать качественное оборудование, в противном случае процесс обучения не облегчится, а станет более трудным.

Коррекционные зоны

Дефектологи и логопеды в учебных заведениях располагаются в специальных коррекционных кабинетах. Цель работы этих докторов заключается в выявлении и исправлении отклонений устной и письменной речи. Работа осуществляется индивидуально или в группах.

Кабинет должен быть оборудован современной аппаратурой, дидактическими и учебно-методическими пособиями. Нужно обеспечить все необходимое для коррекции произношения звуков, мимики, слоговой структуры слова, речевого дыхания. В коррекционных кабинетах дети развивают мелкую моторику и когнитивные функции, формируют фонематический слух и восприятие, налаживают систему звуко-буквенного синтеза и анализа.

Комната должна делиться на несколько зон:

  • учебная;
  • игровая;
  • релаксационная;
  • сенсорная;
  • развивающая;
  • ТСО.

В первой зоне происходит весь учебный процесс. Она оборудована партами, столом специалиста, стеллажами с литературой и настенными досками. В игровой зоне детям должно быть комфортно двигаться. Здесь они используют для развития печатные устройства и специальные игрушки.

Релаксационная территория необходима для кратковременного отдыха. Для ее оборудования достаточно мягкой мебели и небольшого аквариума. Наблюдение за рыбками отвлечет от забот и проблем. В зоне сенсорного опыта дети получают знания о физических свойствах окружающих предметов. Здесь они проходят специальные игры, позволяющие осознать размеры, форму, цвет объекта, а также попробовать его на вкус, подключить обоняние, тактильные ощущения и познакомиться с понятием времени.

Небольшую территорию нужно выделить для развития мелкой моторики. Достаточно маленького стола и стула. Ребенок здесь будет лепить из глины и пластилина, собирать мозаики, делать аппликации, вышивать, вязать или работать с бисером. Развить артикуляционную моторику и исправить нарушения звуков можно в соответствующей зоне. Она оборудована несколькими зеркалами (большим общим и маленькими индивидуальными), устройствами для постановки речи, материалами по речевому дыханию.

В зоне ТСО есть дополнительное оборудование, которое повышает эффективность коррекционной работы. Здесь можно расположить компьютер, метроном, диктофон, видеопроигрыватель, музыкальный центр.

Обустройство библиотеки

Библиотеку для детей с особыми потребностями нужно обеспечить печатной и электронной литературой. Здесь нужно установить видеоувеличители и читающие машинки, они позволят ребенку со зрительными проблемами ознакомиться с интересующими его книгами.

Рабочие места лучше автоматизировать и установить на каждом компьютере программу экранного доступа и увеличения страниц. Незрячим детям понадобится комплекс синтезированной речи, который будет воспроизводить вслух написанное на дисплее. Программы для слабовидящих позволяют работать со шрифтом, цветом и контрастностью книг.

Желательно оборудовать библиотеку сканерами или портативными камерами. С их помощью дети могут редактировать тексты в электронном виде. Нелишним будет и устройство для печати книг шрифтом Брайля.

Все оборудование для особого образования необходимо для того, чтобы дети с ограниченными возможностями учились наравне с другими и не чувствовали барьеров. Оно облегчает процесс обучения, устраняет проблемы в развитии и общении.

Источник

Читайте также:  Фондоотдача действующего оборудования формула