Меню

Состояние производства машин и оборудования

Машиностроение — общая характеристика, структура и особенности развития

Машиностроение это конкретная отрасль промышленности. Её целью является образование различных технических устройств, оборудования и машин. Состав машиностроения можно условно разделить на три группы. Научная, трудоемкая, металлоемкая. Уже они разделяются на виды машиностроения, которые подразумевают отдельные отрасли. В них осуществляется обработка всех элементов периодической таблицы Менделеева и размещение производства по географическим особенностям.

Отрасли машиностроения

Народное хозяйство любой страны не сможет нормально существовать без машиностроения. Оно в полной мере размещает в себе самые ресурсоемкие предприятия, требующие серьезного научного потенциала. Плюс к этому каждая фабрика, завод и производство создает продукцию, примеры которой используются в реальной жизнедеятельности людей.

Старые отрасли

Они занимают лидирующие позиции в производстве точных изделий, приборов и оборудования. Здесь находится судостроение, которое занимается промышленным изготовлением кораблей и прочих плавучих средств.

Также к старым отраслям относят тракторостроение и железнодорожное машиностроение. Применение в них новейших технологий обеспечило высокую производительность труда в сельском хозяйстве, жизнедеятельности людей и организации перевозок.

Новые отрасли

Здесь разделение осуществляется на следующие подгруппы:

К автомобильному машиностроению относится легкое производство. Тяжелые и крупные предприятия требуют оборонной деятельности, ведь на них возложена функция создания технологически новых устройств и механизмов. Характеристика комплексов по созданию самолетов и энергетической отрасли превосходят даже самые смелые ожидания. Все дело в масштабе изделий и их возможностях.

Историческое разделение, пришедшее с Европы, плотно обосновалось на территории РФ. Оно подразумевает тяжелое машиностроение, среднее и точное. Во всех случаях требуется наличие огромных ресурсов, электрической энергии и задействование человеческого контроля. А иногда еще и упорного труда. Мировое разделение машиностроения по общим правилам обеспечивает эффективное производство необходимых товаров.

Новейшие отрасли

Основой этого подвида станут научные достижения. Здесь существуют следующие подвиды:

электроника и электротехника;

Такая структура позволяет техническому прогрессу опережать человеческие потребности. Производители ракет не могут предоставить продукцию для рядового покупателя. Да и денежных средств на это просто не хватит. А экономика страны получает новые исследования, приборы и даже различные средства управления ими.

Когда общество стало индустриальным, машиностроение заняло лидирующие позиции абсолютно во всех отраслях народного хозяйства. Государство определяет его уровень доходов и возможности, которые имеют его граждане. Отсюда развивается военный потенциал, что позволяет добиваться новых высот и обеспечивать себе спокойствие.

Сейчас общество приняло информационный путь развития. При этом машиностроение, будь то старая отрасль или новая, по-прежнему позволяет добиваться превосходства.

Центры машиностроения в России

На первое место выходит южная часть Уральских гор. Там находятся такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Уфа. Второе место разделяют все крупные города и мегаполисы страны. Тут Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре.

Во всех этих точках на карте либо находятся конкретные предприятия, либо множество дополнительных фабрик, нуждающихся в тех или иных товарах. Поэтому они потребляют огромное количество энергии и ресурсов, что приводит к их функционированию на каждой подгруппе машиностроения.

Принципы размещения предприятий наукоемкого машиностроения

Эта отрасль является одной из самых востребованных в плане человеческого ресурса. Здесь важно понимать, что изготовление приборов для авиастроения или создание новых компьютеров возможно в условиях полного лидирования. А это возможно лишь при наличии рядом находящихся высших и средних учебных заведений.

Машиностроение мира — страны лидеры

Первое место разделяют между собой Китай и США. К ним добавляются СНГ и Западная Европа.

Крупные компании, транснациональные корпорации и множество предприятий сосредоточены в основном в Восточной Азии и Северной Америке. Поэтому они обеспечивают лидерство следующим странам: США, Китай, Россия, Канада.

В заключении отметим, что без машиностроения невозможна современная жизнь. Оно обеспечивает множество рабочих мест, крупные денежные доходы и развитие современных технологий.

Источник

Свойства машин и оборудования

Основные свойства машин и оборудования.

1.1. Качество и надежность машин

Качество машины — это совокупность свойств, определяющих ее способность выполнять свои функции в соответствии с эргономическими, эстетическими, экономическими и другими требованиями.

Под уровнем Качества ремонта следует понимать степень приближения свойств отремонтированной (восстановленной) машины к соответствующим свойствам новой машины, принятой за эталон.

Надежность — свойство машины (сборочной единицы) в течение установленного времени в определенных условиях выполнять заданные функции при сохранении в заданных пределах эксплуатационных показателей, или, иначе говоря – с требуемым качеством.

Надежность – комплексное свойство, включающее в себя четыре других: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Качество машины – это сложное, емкое понятие, оценка которого зависит от многих факторов и осуществляется на основании ряда показателей.

Показатели, которые могут использоваться для Оценки качества машины можно разделить на следующие группы:

1. Показатели назначения.

2. Показатели технологичности.

3. Технико-экономические показатели.

4. Показатели надежности.

5. Эргономические показатели.

6. Эстетические показатели.

7. Показатели приспособленности к транспортировке.

8. Показатели унифицированности.

9. Патентно-правовые показатели.

Показатели назначения – характеризуют степень соответствия

Машины целевому назначению, ее технические и эксплуатационные возможности.

Например, по показателям назначения гусеничный трактор имеет более высокое качество в сравнении с колесным, если требуется выполнять вспашку, и наоборот, если требуется выполнение транспортных работ.

Показатели назначения в значительной мере взаимосвязаны с показателями технологичности и технико-экономическими показателями.

Показатели технологичности — уровень соответствия требованиям

Технологических процессов – скорость, непрерывность функционирования (емкость топливных баков, зерновых бункеров, баков опрыскивателей и т. п.), уровень автоматизации, вес и габаритные размеры, мощность, грузоподъемность, ширина захвата и т. п.

Технико-экономические показатели – нормальная мощность двигателя, частота вращения коленчатого вала, удельный расход топлива, тяговое усилие на всех передачах, максимальный крутящий момент на валу отбора мощности, длина тормозного пути, расход картерного масла, грузоподъемность, давление в гидравлической системе, и др.

Показатели надежности (как следует из определения) – характеризуют способность машины выполнять заданные функции в течение длительного (заданного) промежутка времени.

Основными составляющими понятия «надежность» являются следующие свойства машины: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, формулировки определений которых будут приведены ниже.

Уровень надежности может оцениваться следующими показателями:

Наработка на первый отказ, наработка между дальнейшими отказами, продолжительность восстановления работоспособности после отказа, наработка до предельного стояния, количество отказов за период эксплуатации, наработка до списания машины.

Эргономические показатели – удобство в эксплуатации, комфортабельность, техника безопасности и т. п. Эргономические показатели улучшает наличие гидроусилителей рулевого управления, сервомеханизмов управления муфтами сцепления, пневматических усилителей тормозов, кондиционера, системы отопления кабины, шумо — и виброизоляции и т. п.

Эстетические показатели — внешний вид (форма, окраска, наличие

декоративных элементов, чистота и общее состояние).

Показатели приспособленности к транспортировке – трудоемкость,

Продолжительность и т. п. характеристики процесса перевода машины из транспортного в рабочее положение и наоборот.

Показатели унифицированности – степень взаимозаменяемости

деталей и отдельных узлов и агрегатов между машинами различных моделей или марок.

Патентно-правовые показатели – использование в конструкции

машины оригинальных узлов, механизмов, технических решений, запатентованных в процессе ее создания.

Экологические показатели – показатели, характеризующие уровень

влияния эксплуатации машины на окружающую среду: дымность выхлопных газов, удельное давление на почву, расход кислорода, воды, загрязнение почвы смазочными материалами, ядохимикатами и т. п.

Показатели безопасности – величина тормозного пути, свободного

хода рулевого колеса, наличие и совершенство сигнализации, устройств блокировки опасных воздействий (например устройство блокировки запуска двигателя при включенной передаче), уровень шума вибрации и т. п.

Уровень качества и надежности машины закладывается и обеспечивается на всех этапах ее проектирования и изготовления. В период эксплуатации машины, в большей или меньшей степени, может обеспечиваться сохранение этих свойств. В развернутой форме этапы и условия создания и сохранения качества и надежности, а так же уровень их влияния в процентном отношении показаны на схеме (см. следующую страницу).

1.2. Термины и определения, характеризующие качество и надежность.

Понятия «Качество машин», «Надежность машин» наиболее полно раскрываются и характеризуются при помощи нижеуказанных терминов и определений.

Безотказность — свойство машины сохранять работоспособность при эксплуатации в течение определенного времени (наработки) без вынужденных перерывов. Показатели безотказности определяют опытным путем. Проводят наблюдение за группой машин и определяют: вероятность безотказной работы, среднюю наработку до отказа, интенсивность отказов, параметр потока отказов и наработку на отказ.

Схема влияния факторов проектирования, производства и эксплуатации на уровень надежности машин:

Долговечность — свойство машины (сборочной единицы) сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до предельного состояния, указанного в нормативно-технической документации.

Читайте также:  Экспресс лизинг медицинского оборудования техники – без НДС и с НДС

Физическая долговечность определяется сроком службы машины до ее предельно допустимого износа.

Моральная долговечность характеризует собой тот срок службы, достигнув который машина данной марки и данного технического оформления становится экономически невыгодной. Она обуславливается техническим ресурсом, а так же использованием при создании передовых научных разработок, технологий, и другими патентно-правовыми показателями.

Технико-экономическая долговечность определяет собой срок службы машины (промежуточный между физической и моральной долговечностью), за пределами которого проведение ремонта этой машины экономически нецелесообразно.

Количественно долговечность оценивается техническим ресурсом.

Ремонтопригодность — свойство машины (сборочной единицы) заключающееся в ее приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению Отказов, повреждений и неисправностей путем проведения технических обслуживаний и ремонтов.

Уровень ремонтопригодности машины может оцениваться по удельным значениям времени простоя, трудовым затратам и стоимости проводимых технических мероприятий.

Сохраняемость — свойство машины (сборочной единицы) непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение эксплуатации и транспортировки.

Наработка — продолжительность или объем работы машины (сборочной единицы), измеряемая в моточасах, гектарах, условных эталонных гектарах, километрах пробега и других единицах.

Исправность — состояние машины (сборочной единицы), при котором она соответствует всем требованиям номативно-технической документации.

Неисправность — это несоответствие машины или ее отдельных частей хотя бы одному из требований, указанных в технической документации.

Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправности машины (сборочной единицы).

Работоспособность — состояние машины, при котором она способна выполнять функции в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (мощность, сила тяги на крюке, грузоподъемность и т. п.).

Работоспособность может оценивается по технико-экономическим показателям, показателям технологичности, эргономическим показателям и др.

Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособности машины (сборочной единицы).

Срок службы — календарная продолжительность использования новой или капитально отремонтированной машины от ее ввода в эксплуатацию до наступления предельного состояния (износа или разрушения).

Предельное состояние — это состояние, при котором дальнейшее применение объекта по назначению недопустимо или нецелесообразно. Причинами этому может быть невозможность безопасной работы или низкая эффективность эксплуатации, а также значительные затраты на ремонт.

Ресурс — наработка машины от начала отсчета основных показателей номинальных параметров новой или капитально отремонтированной машины до наступления предельных их значений, указанных в технических требованиях.

Остаточный ресурс — наработка машины (сборочной единицы) от последнего измерения основных параметров до достижения предельных их значений, указанных в технических требованиях.

Наиболее полно характеризуют надежность машины (сборочной единицы) комплексные Количественные показатели, на основании которых можно оценить целесообразность ее приобретения не только по ценовым, технологическим и т. п. показателям, но и по уровню расходов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом, а также с длительностью простоев по техническим причинам.

Применительно к сельскохозяйственным машинам и их сборочным единицам такими показателями надежности являются Коэффициенты технического использования и готовности.

Коэффициент технического использования (Ки) — это отношение времени работы машины или сборочной единицы за доремонтный или межремонтный период к сумме этого времени и времени всех простоев по техническим причинам за этот же период работы:

Кн = (∑ tc / tс + tо + tэ + tр) / N

Где N — Число машин;

tс— суммарное время работы 1-ой машины за ее доремонтный или

tо, tэ и tр — соответственно суммарное время простоев i-ой машины при проведении технических обслуживаний, устранении эксплуатационных отказов, ремонтов за доремонтный или межремонтный период.

Коэффициент технического использования позволяет оценить в процентах или долях единицы суммарную длительность вынужденных простоев машины в процессе ее эксплуатации. Применительно к тракторам, сельскохозяйственным машинам и их сборочным единицам Ки колеблется в пределах 0,6. 0,8, что свидетельствует о низком уровне ремонтопригодности этих машин.

Коэффициент готовности (Кг) — это отношение времени работы машины (сборочной единицы) за доремонтный или межремонтный период к сумме этого времени и времени простоев для устранения эксплуатационных отказов за этот же период работы:

Кг = (∑ tc / tс tэ) / N

Коэффициент готовности определяет среднее количество работо-способных машин в отрезок времени между их ремонтами. Значение этого коэффициента для тех же машин 0,7. 0,9.

Коэффициенты Ки и Кг характеризует не только уровень надежности, но и организацию ее технического обслуживания и ремонта.

Уменьшить простои машин при проведении технических обслуживаний и плановых ремонтов, а так же при устранении эксплуатационных отказов и, тем самым, повысить коэффициенты Ки и Кг можно за счет совершенствования организации и технического обеспечения ремонтно-обслуживающих работ.

Для этого необходимо:

— подобрать и подготовить (обучить) ремонтно-технический персонал

(инженеры, мастера-наладчики, слесари различных специальностей, токари, сварщики, кузнецы и др.);

— создать достаточную материальную базу в виде оснащенных необходимым оборудованием мастерских, пунктов технического обслуживания и т. п.;

— обеспечить бесперебойное снабжение запасными частями и материалами;

— обеспечить действие планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта.

Решение перечисленных задач должно совершенствоваться по мере развития системы предприятий технического сервиса.

Источник



Состояние производства машин и оборудования

ГОСТ Р 53563-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Контроль состояния и диагностика машин

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Condition monitoring and diagnostics of machines. Hazardous equipment monitoring. Organizational procedures

Дата введения 2011-01-01

Предисловие

1 Разработан Научно-производственным центром «Диагностика, надежность машин и комплексная автоматизация» (НПЦ «Динамика»), Научно-промышленным союзом «Управление рисками, промышленная безопасность, контроль и мониторинг» (НПС «Риском») при участии Ассоциации экспертов техногенных объектов повышенной опасности (Ассоциация «Ростехэкспертиза»), Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков России, Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 183 «Вибрация и удар»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Общие рекомендации по организации мониторинга состояния оборудования на основе анализа его критичности и надежности установлены ГОСТ Р ИСО 17359. Настоящий стандарт устанавливает основные организационно-технические принципы построения и реализации комплексных систем мониторинга, предназначенных для контроля состояния, диагностирования и прогнозирования ресурса оборудования опасных производств.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 17359 Контроль состояния и диагностика машин. Общее руководство

ГОСТ Р 51901.1 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем

ГОСТ Р 53564 Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Требования к системам мониторинга

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Основные принципы комплексного мониторинга

Целью оснащения оборудования опасных производств системой комплексного мониторинга является обеспечение безопасной ресурсосберегающей эксплуатации оборудования путем своевременной выработки управляющих воздействий.

Комплексный мониторинг состояния оборудования опасных производств базируется на системе программно-технических средств, обеспечивающих непрерывное получение в реальном масштабе времени информации о техническом состоянии оборудования и принятие на основе этой информации решений о проведении необходимых корректирующих организационно-технических мероприятий.

Читайте также:  Виды и значения маркировки грузов

Требуемая периодичность получения информации о техническом состоянии оборудования зависит от скорости развития в нем неисправностей и для обеспечения наблюдаемости состояния должна быть в несколько раз меньше характерного времени развития неисправности в объекте мониторинга до предельного состояния.

Программно-технические средства системы мониторинга включают в себя стационарные и переносные устройства, которые должны:

— иметь доступ к единой базе данных об оборудовании;

— функционировать в единой диагностической сети предприятия;

— представлять информацию о техническом состоянии оборудования опасных производств службам, отвечающим за его эксплуатацию и обслуживание, службам, отвечающим за эксплуатацию и обслуживание системы мониторинга, а также другим заинтересованным службам предприятия.

Предоставление информации о техническом состоянии оборудования опасных производств осуществляют путем подключения системы мониторинга или сервера диагностической сети к современным средствам широкополосной связи (электронная почта, Интернет и т.п.).

Общие технические требования к системам мониторинга оборудования опасных производств установлены ГОСТ Р 53564.

4 Категории оборудования, подлежащего мониторингу

4.1 Общие положения

Для установления требований к мониторингу состояния оборудования опасных производств используют рекомендации ГОСТ Р ИСО 17359 по обследованию оборудования для определения его критичности и надежности с учетом категории опасности оборудования на основе анализа матрицы риска по ГОСТ Р 51901.1.

4.2 Анализ матрицы риска

Количественная оценка риска требует анализа частот (вероятности) отказов оборудования и вызываемых этим последствий (потерь). Для оценки частоты отказов используют, как правило, статистические данные эксплуатации, приведенные в справочниках, нормативных документах, эксплуатационных журналах или отчетах по надежности оборудования конкретного предприятия или компании, на которых планируется установить систему мониторинга. Анализ последствий (потерь) в результате отказа оборудования включает потери:

— экономические, связанные с полной или частичной утратой объекта;

— экологические, связанные с существенным или незначительным нанесением вреда окружающей среде;

— гуманитарные, связанные с нанесением ущерба жизни и/или здоровью людей.

Катастрофические потери при внезапном отказе оборудования могут быть выражены в техногенной аварии (взрыве, пожаре) и/или существенном снижении технико-экономических показателей производства, вплоть до его полной остановки, существенных экологических последствиях, в том числе за пределами предприятия, в смерти и травматизме людей.

Значительные потери могут быть выражены в снижении технико-экономических показателей производства, например, вследствие вынужденного простоя и необходимости замены единиц оборудования, в экологическом загрязнении в пределах предприятия, в травматизме людей.

Серьезные потери могут быть связаны с повышенными затратами на ремонт и выводом единиц оборудования из технологического процесса, с локальными экологическими последствиями в пределах предприятия и с единичными случаями травматизма.

Незначительные потери могут состоять в повреждении оборудования без необходимости прерывания технологического процесса, загрязнении окружающей среды вблизи отказавшего оборудования, легких травмах обслуживающего персонала.

Пример матрицы риска, связывающей частоту события с обусловленными этим событием последствиями (потерями) и уровнем риска (В — высокий, С — средний, М — малый, Н — незначительный), показан на рисунке 1.

Частота событий в год

Потери вследствие внезапного отказа оборудования

Источник

Ключевые финансовые показатели отрасли «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки»

Ниже приведены ключевые финансовые показатели отрасли и их сопоставление с общероссийскими показателями во всем отраслям. Данные получены на основе анализа бухгалтерской отчетности организаций за 2012 — 2020 год. См. также полный список показателей отрасли «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» (ОКВЭД: 28).

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж показывает, сколько копеек прибыли от продажи содержится в каждом рубле полученной предприятием выручки. Ниже на графике представлена средняя (медианная) рентабельность предприятий отрасли в сравнении с данными по всем отраслям.

Как видно на графике, в 2020 году рентабельность продаж отрасли «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» составила +4 %; в целом по стране рентабельность продаж предприятий всех отраслей равнялась +4,6 %. Информацию о рентабельности продаж по каждому виду деятельности можно посмотреть здесь.

Норма чистой прибыли

В отличии от рентабельности продаж, норма прибыли показывает, какую прибыль предприятие получает в итоге после вычета не только производственных расходов, но и процентов по кредитам, результата от изменения валютных курсов, налогов и прочих доходов и расходов. В 2020 году данный показатель для отрасли составил +2,1 %. Сравнить отраслевой показатель с данными по всем предприятиям РФ можно на графике:

Как видно, норма чисто прибыли в отрасли по итогам 2020 ниже чем в общем по РФ. Сравнить норму чистой прибыли в данной отрасли с другими отраслями можно в отдельной таблице.

Структура активов

Существенной характеристикой вида деятельности является структура активов. Так, в фондоёмких отраслях велика доля внеоборотных активов, а, например, в торговле – оборотных. На диаграммах ниже приведена структура активов предприятий, занимающихся видом деятельности «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» и в целом российских предприятий, кроме банков и страховых компаний (среднее арифметическое).

Доля основных средств, нематериальных и прочих долгосрочных (внеоборотных) активов для предприятий отрасли составляет 12%. Это соответствует показателю по РФ — 88%

Доля собственных средств

Важным показателем финансовой устойчивости выступает показатель соотношения собственных и заемных средств предприятия. Чем выше доля собственных средств в общем капитале, тем надежней финансовое положение предприятий отрасли. В то же время на этот показатель могут влиять макроэкономические факторы (общий финансовый кризис) и особенности того или иного вида деятельности, поэтому рекомендуется изучить динамику этого соотношения по годам.

Последние данные показывают, что в рассматриваемой отрасли более половины предприятий располагают долей собственных средств не менее 24%.

Коэффициент текущей ликвидности

Соотношение ликвидных (оборотных) активов и краткосрочных обязательств характеризуют способность предприятия своевременно отвечать по своим финансовым обязательствам. Этот важный для любой организации показатель – коэффициент текущей ликвидности – во многом зависит от отраслевых особенностей бизнеса. Ниже представлено, как изменялся этот коэффициент в последние годы у предприятий отрасли и всех российских организаций.

Сравнить коэффициент текущей ликвидности в данной отрасли с другими видами деятельности можно здесь.

Оборачиваемость активов

Существенной характеристикой вида деятельности является показатель того, как быстро объем вложенных в бизнес средств возвращается в виде полученной выручки. Отношение годовой выручки к стоимости всех активов – это показатель оборачиваемости активов. Он не свидетельствует о скорости или размере получения прибыли, но отражение отраслевую специфику, показывает насколько много нужно вложить в предприятие средств относительно ежегодно получаемой выручки.

Как видно на графике, типичное предприятие, занимающиеся видом деятельности «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки», получают выручку, равную всем своим активам за 195 дней. В целом по отраслям этот показатель равен 153 дня. Оборачиваемость очень сильно зависит от характера деятельности, что видно, если сравнить этот показатель для разных отраслей.

Приведенные выше данные получены по результатам анализа финансовой отчетности 9198 предприятий отрасли «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» и 1355098 предприятий Российской Федерации. В качестве усредненных значений использован показатель медианы, как более точно характеризующий совокупность изучаемых данных (кроме показателя структуры активов, где взято среднеарифметическое значение).

Источник

Виды отраслей машиностроения, какие входят в состав

  • Отрасли машиностроения в России — что входит в состав
  • Особенности структуры, основные виды, какие приоритетные
    • Тяжелое машиностроение
    • Среднее машиностроение
    • Общее машиностроение
    • Точное машиностроение
  • Центры машиностроения в России
  • Проблемы машиностроительного комплекса России

Отрасли машиностроения в России — что входит в состав

Российское машиностроение является крупной отраслью промышленности, которая включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов.

Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. От состояния и развития этой отрасли промышленности зависит функционирование других отраслей народного хозяйства.

Предприятия машиностроительной сферы обеспечивают любое производство машинами и оборудованием, а население — предметами потребления.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Класс ОКВЭД 28, входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2020 года ОКВЭД-2, включает в себя следующие составляющие машиностроения:

  • производство машин и оборудования, оказывающих механическое или термическое воздействие на материалы, или выполняющих различные операции с материалами (например, упаковка, обработка, взвешивание и т.д.), включая производство деталей и составных частей;
  • производство стационарных и передвижных или переносимых устройств;
  • производство оборудования для перевозки пассажиров;
  • выпуск устройств для перевозки грузов;
  • производство электрооборудования и оптических приспособлений;
  • производство машин для ограниченного использования в промышленности;
  • организация строительства машин для ограниченного назначения, например, развлекательное оборудование для выставок.
Читайте также:  Каков порядок применения бирочной системы

Особенности структуры, основные виды, какие приоритетные

Тяжелое машиностроение

Тяжелое машиностроение — это материалоемкая отрасль машиностроения, характеризующаяся большим потреблением металла и малой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят:

  • выпуск металлургического оборудования (печи, конвертеры, прокатные станы, кузнечно-прессовое оборудование, комплексные и автоматические линии, конвейеры, а также различные типы вспомогательного оборудования);
  • производство горно-шахтного оборудования (оно очень разнообразно, что обусловлено как различиями в условиях его эксплуатации, так и его целевым назначением. К примеру, использование горнопроходческого комбайна в целях добычи полезных ископаемых нерационально, а угледобывающий комплекс бесполезен при извлечении железной руды. К горно-шахтному оборудованию можно отнести дробилки, грохоты, сепараторы, скребковый (или ленточный) конвейер, отбойный молоток);
  • выпуск тяжелых станков;
  • производство крупных морских и речных судов;
  • производство локомотивов и вагонов;
  • выпуск крупноэнергетических машин.

К последнему направлению относится комплекс как энергетического оборудования (энергооборудования), так и коммуникаций (трубопроводов, каналов, линий электропередач) энергоносителей.

Например, котлы паровые и водогрейные, котлы-утилизаторы (котлы-охладители), турбины паровые и газовые, вспомогательное оборудование котельных установок, мощные паровые турбины и генераторы, гидротурбины и паровые котлы, блоки разделения воздуха, холодильные установки, нагнетатели (воздуходувки, газодувки и эксгаустеры).

Подъемно-транспортное оборудование — лебедки с ручным электрическим приводом; тали и тельферы, применяемые для вертикального и горизонтального перемещения грузов; лифты, транспортеры; гравитационные спуски; оборудование пневматического и гидравлического транспорта, грузовые тележки с подъемом; электрокары; уравнительные площадки.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение — группа предприятий, деятельность которых отличается узкой специализацией и широкими связями по кооперативным поставкам.

К среднему машиностроению относятся:

  • тракторостроение (отрасль, производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним);
  • робототехника (разработка автоматизированных технических систем);
  • технологическое оборудование для легкой промышленности (состав отрасли представлен в ОК 012-93 Классификаторе ЕСКД, Классе 80. Оборудование технологическое текстильной и легкой промышленности);
  • станкоинструментальная промышленность (производство металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, автоматических и полуавтоматических линий, оборудования и изделий из металла);
  • устройства и приспособления для пищевой промышленности;
  • автомобильная промышленность (приоритетом данной отрасли является производство легковых и грузовых автомобилей).

Российское автомобилестроение является ведущей отраслью отечественного машиностроения, которая определяет экономический и социальный уровень развития страны. Предприятия автомобильной промышленности работают во многих регионах России.

Факторы и тенденции, влияющие на российское автомобильное машиностроение:

  • после того, как иностранный капитал пришел в российскую экономику, в стране появились заводы по сборке иномарок в разной степени локализации. Некоторые из этих предприятий были построены на инвестиции зарубежных автоконцернов; основа их деятельности — выпуск моделей инвесторов;
  • локализация производства иномарок постоянно увеличивалась и была связана с изготовлением кузова и салона, сборкой двигателя, трансмиссии, навесных агрегатов, элементов подвески;
  • на рынке грузовых машин превалируют национальные торговые марки (ГАЗ и КамАЗ), однако и в данном сегменте есть примеры локализованной сборки брендов иностранных автомобилей;
  • в 2018 году выпуск легковых автомобилей увеличился на 15,3 %; продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей выросли приблизительно на 13%;
  • в 2019 году Правительство РФ планировало сотрудничество с производителями автомобилей по новому пакету государственной поддержки, нацеленному на углубление локализации производства машин;
  • в 2020 году производство автомобилей было временно прекращено из-за пандемии в связи с COVID-19;
  • в июне 2020 года загрузка автозаводов в России упала ниже 30%.

Общее машиностроение

Общее машиностроение представлено:

  1. Железнодорожным машиностроением (грузовое вагоностроение, локомотивостроение, производство путевой техники, пассажирское вагоностроение).
  2. Судостроением (производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизация и техническое обслуживание).
  3. Авиационной промышленностью. Предприятия авиапрома полностью обеспечивают потребности в самолетах и вертолетах армии, силовых ведомств и государственных структур страны. Задачами авиационной промышленности являются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.
  4. Ракетно-космической промышленностью. Это одна из самых сложных и наукоемких отраслей машиностроения. К ней относятся производственные предприятия, научные институты, исследовательские и испытательные центры. Ракетно-космическая отрасль играет главную роль в обеспечении военной, экономической безопасности государства и освоении космоса; ее задачами являются разработка, производство, ремонт и модернизация боевых ракетных комплексов и ракетных комплексов космического назначения, наземного оборудования космических систем и образцов космической техники гражданского и военного назначения.
  5. Производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.

Точное машиностроение

Характеристика ведущих отраслей точного машиностроения:

  • приборостроение (занимается разработкой и производством средств измерений, обработки и представления информации, автоматических и автоматизированных систем управления);
  • радиотехническое и электронное машиностроение;
  • электротехническаяпромышленность. Отрасль машиностроения, выпускающая оборудование для производства электроэнергии, передачи ее потребителям и преобразования в другие виды энергии —механическую, тепловую и т.д.

Последнее направление также подразделяется на следующие отрасли: электротехническое промышленное машиностроение, обеспечивающее производство электромашин и энергетического оборудования; бытовая электротехническая промышленность, задача которой — производство бытовых электрических приборов и электрики; кабельная промышленность, занимающаяся производством силовых, измерительных кабелей и проводов.

Точное машиностроение является специфичной областью промышленности, которая требует высококвалифицированных кадров, инвестиций и поддержки передовых достижений конструкторских бюро.

Центры машиностроения в России

Производство оборудования для энергетической промышленности предполагает большую металлоемкость продуктов производства, что вызывает проблемы в их транспортировке. Поэтому предприятия в данной отрасли располагаются вблизи центральных районов развития металлургии, которые расположены в:

  • Екатеринбурге;
  • Орске;
  • Красноярске;
  • Иркутске;
  • Комсомольск-на-Амуре.

Горно-шахтное производство создается в следующих центрах тяжелого машиностроения:

  • Новокузнецк;
  • Прокопьевск;
  • Кемерово;
  • Красноярск.

Оборудование, необходимое для газовой и нефтяной промышленности производится в центрах, ориентированных на добычу нефти и газа:

  • Урал;
  • Поволжье;
  • Северный Кавказ;
  • Западная Сибирь.

Российское автомобилестроение представлено в следующих производственных центрах:

  • Центральный, Волго-Вятский, Поволжский районы;
  • Московский регион (ЗИЛ, производство грузовых автомобилей средней грузоподъемности);
  • Нижегородский район (ГАЗ, производство грузовых автомобилей средней грузоподъемности);
  • Ульяновский район (УАЗ, производство грузовых автомобилей малой грузоподъемности).
  • легковые автомобили производятся в следующих районах: Волго-Вятский, Центральный, Уральский;
  • автобусные заводы расположены в: Ликино, Голицино, Павлово, Уральском районе (Курган), Северо-Кавказском районе (Краснодар).

Крупнейшие центры железнодорожного машиностроения расположены:

  • в Центральном районе России;
  • на Северо-Западе страны;
  • на Северном Кавказе.

Всего в российском судостроении заняты более тысячи предприятий. Крупнейшими центрами российского судостроения являются:

  • Санкт-Петербург;
  • Северодвинск;
  • Нижний Новгород;
  • Калининградская область.

Крупнейшие центры авиакосмической промышленности сосредоточены преимущественно во внутренних регионах страны:

  • в Центральной России;
  • в Поволжье;
  • на Урале.

Центры развития точного машиностроения:

  • Москва;
  • Зеленоград;
  • Тула;
  • Казань;
  • Чебоксары.

Проблемы машиностроительного комплекса России

В настоящее время предприятия рассматриваемой отрасли испытывают значительное давление извне, связанное с экономическими санкциями со стороны Европейского Союза и США. Кроме того, обесценивание национальной валюты накладывает дополнительные ограничения на развитие данного сектора.

По оценке экспертов РИА Рейтинг, в 2015 году снижение производства в машиностроительном секторе составило 8,9% вследствие сокращения потребительского и инвестиционного спроса внутри страны.

Однако в 2016 году динамика стала заметно улучшаться. В январе-сентябре 2016 года снижение производства в отрасли в годовом сравнении составило 1,6%, при этом третьем квартале спад почти остановился — снижение составило всего 0,2%, а в отдельные месяцы наблюдалась положительная динамика.

После относительно стабильного периода в 2020 году возобновилась кризисная тенденция в отрасли машиностроения России, которая переживает подобные периоды болезненнее других промышленных отраслей.

Темпы спада здесь, как правило, больше, чем в экономике в целом, а восстановление после кризиса происходит медленнее. Так было в 2009 году, в 2015 году, и 2020 году.

Современные проблемы машиностроения:

  • недостаточные темпы инновационного развития;
  • низкая конкурентоспособность отечественного машиностроения;
  • недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли промышленности;
  • зависимость российской промышленности от иностранных инвестиций и импортного оборудования;
  • отсутствие высококвалифицированного персонала, способного работать на ультрасовременном оборудовании и готового к постоянному переобучению;
  • урезание инвестиционных планов со стороны РЖД относительно железнодорожного производства;
  • профицит на рынке грузовых вагонов;
  • падение инвестиционного спроса со стороны нефтяников и строительных организаций, что негативно влияет на дорожно-строительное машиностроение;
  • глубокий спад в автомобилестроении и авиакосмической промышленности;
  • сокращение внутреннего спроса, из-за чего наблюдается тенденция спада производства в автомобилестроении;
  • глубокий спад производства некоторых видов сельскохозяйственной техники в первом квартале 2020 года;
  • сильный спад производства в машиностроительном секторе на десятки процентов после резкого снижения нефтяных цен и пандемической изоляции;
  • ухудшение динамики производства в дорожно-строительном машиностроении из-за роста конкуренции со стороны импортной техники;
  • глубокое падение в авиакосмической промышленности. Согласно данным Росстата, производство летательных аппаратов, включая космические, снизилось в первом полугодии на 36,0%. Отчасти такой результат обусловлен снижением экспорта.

Источник