Меню

Резерв на вывод объектов из эксплуатации в МСФО



Акт вывода оборудования из эксплуатации

Для того чтобы по всем правилам и с соблюдением установленной процедуры вывести из эксплуатации какое-либо оборудование, сотрудники предприятия должны составить соответствующий акт.

Какого оборудования может касаться документ

По большому счету, акт о выводе из эксплуатации можно составлять в отношении любого оборудования, используемого работниками организации для осуществления своей деятельности. Это может быть оборудование с производственных линий, из обслуживающих систем (водопроводной, канализационной, вентиляционной, отопительной) и прочих устройств и конструкций.

Под «выводом из эксплуатации» понимается обычно прекращение применения какой-либо техники или приборов в силу их повреждений, поломок, морального износа и прочих причин, препятствующих их дальнейшему использованию. Оборудование может выводиться из эксплуатации как временно (например, для проведения ремонтных мероприятий), так и навсегда.

Как вывести оборудование

В разных организациях вывод оборудования из эксплуатации может производиться по-разному. Тем не менее, существует некоторый общий порядок действий, который рекомендуется соблюдать всем компаниям.

Для начала отдельным приказом директора фирмы следует создать комиссию. В ее состав требуется включить работников предприятия из разных отделов, в том числе технического специалиста, бухгалтера и, к примеру, юриста.

В рамках исполнения поставленных задач, комиссия осматривает оборудование, проверяет его состояние, а затем формирует акт, в котором указывает его характеристики, а также причины, по которым оборудование подлежит выводу из эксплуатации.

На основе результатов деятельности комиссии, директор предприятия пишет еще один приказ и уже после этого проводится вся необходимая процедура по завершению работы и демонтажу техники.

Как составить акт

Формат документа законодательно не установлен, что обозначает то, что акт можно писать в свободном виде, исходя из особенностей организации и ее потребностей (за исключением тех случаев, когда форма акта утверждена в учетной политике предприятия). Единственное, что следует учитывать при создании произвольного документа: чтобы по своему составу он отвечал нормам, принятым для деловых бумаг.

То же самое касается и оформления акта: для него можно взять обыкновенный листок или же бланк с фирменным логотипом и реквизитами. Заполнять акт можно вручную или на компьютере (с последующей распечаткой).

Акт допустимо сделать в одном оригинальном экземпляре, но лучше все же его размножить, заверив все копии необходимыми подписями, – чтобы каждому члену комиссии достался свой экземпляр акта и один остался в организации.

Печать на акте ставить надо только в том случае, если ее применение указано в нормативно-правовых бумагах фирмы.

Сформированный акт относится к первичной документации, поэтому подлежит хранению сроком не менее трех лет (если иной период не обозначен в локальных нормативах предприятия).

Образец акта вывода оборудования из эксплуатации

Если вам требуется составить акт вывода оборудования из эксплуатации, посмотрите его пример – с его помощью, а также воспользовавшись приведенными ниже комментариями, вы без труда сделаете нужный вам документ.

  1. Первым делом посередине строки напишите название компании, затем наименование акта, его номер, а также место и дату его формирования.
  2. После этого включите в акт состав комиссии: тут надо указать должности и ФИО работников предприятия.
  3. Далее переходите к описанию оборудования: здесь нужно обозначить его название, тип, марку, номер (серийный, заводской, инвентарный), год выпуска, срок эксплуатации и прочие идентификационные параметры. Не лишним будет указать и его стоимость (на момент приобретения и постановки на учет и на момент вывода из эксплуатации).
  4. Затем укажите причину, по которой данное оборудование исключается из работы.
  5. После этого поставьте в документе все необходимые подписи. Если считаете нужным, можете дополнить акт какие-то другими важными сведениями, а также обозначить в нем все прилагающиеся к нему бумаги.

Источник

Резерв на вывод объектов из эксплуатации в МСФО

Любые оценочные резервы (в т. ч. и резерв на вывод объектов из эксплуатации) требуют глубокого анализа обязательств, применения профессионального суждения и обработки информации из различных источников для адекватного расчета резерва. Рассмотрим, в каких случаях необходимо начислять резерв по выводу объектов из эксплуатации, каким образом рассчитывается резерв и как он отражается в отчетности по МСФО.

Нормативная база

Основными документами в МСФО, которые регулируют учет резервов на вывод внеоборотных активов из эксплуатации, являются:

  • МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых». В частности, пункт 11 указанного стандарта требует, чтобы предприятие признавало любые обязательства по удалению объектов основных средств и восстановлению природных ресурсов на соответствующей территории, возникшие в течение определенного периода вследствие ведения работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых в соответствии с МСФО (IAS) 37.
  • МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». Этот стандарт посвящен правилам признания, оценки и учета условных обязательств и резервов.
  • МСФО (IAS) 16 «Основные средства». В данном стандарте, в частности, содержится норма, согласно которой в стоимость объекта основных средств могут включаться оценочные затраты, связанные с выводом его из эксплуатации.
  • Разъяснение (IFRIC) 1 «Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах». Этот документ содержит методологические рекомендации по расчету и учету резерва на вывод объектов из эксплуатации и восстановлению окружающей среды (например, подход к расчету ставки дисконтирования, расчет амортизации дисконта, отражение в отчетности изменения размера резерва).

В РСБУ основными документами, регулирующими рассматриваемый вопрос, являются:

  • ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (утв. приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н). По сути данный документ является аналогом МСФО (IFRS) 6 и также содержит требования по признанию резерва на вывод объектов из эксплуатации.
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н). Является по сути аналогом МСФО (IAS) 37 и так же, как указанный стандарт, посвящено условным обязательствам и резервам.

Таким образом, действующие ПБУ содержат требования, схожие с МСФО, и обязательства в РСБУ, как и в МСФО, необходимо начислять.

В каких случаях необходимо начислять резерв

МСФО (IFRS) 6 содержит прямое требование по начислению резервов, связанных с обязательствами по выводу объектов на месторождениях из эксплуатации и восстановлению арендованного участка земли. Кроме того, начисление резерва может быть связано с необходимостью демонтажа крупногабаритного оборудования, а также восстановления арендованного участка, на котором находилось в период эксплуатации указанное оборудование.

В целом при составлении отчетности по МСФО в отношении резерва необходимо руководствоваться положениями указанных выше нормативных документов, что на практике означает поиск ответов на следующие вопросы:

  • существует ли обязательство,
  • в какой момент его нужно признавать,
  • как оценить размер этого обязательства?

Общие вопросы расчета резерва

Итак, существует ли обязательство? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к МСФО (IAS) 37. В соответствии с данным стандартом резерв — это обязательство с неопределенным сроком исполнения или обязательство неопределенной величины. Резерв начисляется в случае, если у предприятия есть существующее обязательство, возникшее в результате какого-либо прошлого события; для урегулирования этого обязательства потребуется выбытие ресурсов, содержащих экономические выгоды (например, выбытие денежных средств в погашение обязательства), и возможность привести надежную расчетную оценку величины обязательства.

Событием, в результате которого возникает обязательство, может являться:

  • получение лицензии на пользование недрами;
  • заключение договора аренды лесного участка, в котором указаны условия пользования участком;
  • заключение договора аренды земли для размещения технологического оборудования и сооружений.

Соответственно, для ответа на вопрос о наличии обязательства необходимо прежде всего проанализировать эти документы, а также действующее законодательство в сфере использования природных ресурсов, аренды земельных участков и экологическое законодательство.

Для ответа на вопрос о том, когда нужно признавать данное обязательство, необходимо понять срок наступления обязательства (другими словами — понять, когда предприятие понесет затраты по выводу объектов из эксплуатации и восстановлению участка). Так, например, все лицензии на пользование недрами содержат требования по рекультивации нарушенных земель.

Соответственно, в терминах МСФО (IAS) 37 с момента заключения лицензионного соглашения на пользования недрами у предприятия возникают юридические обязательства по рекультивации лицензионного участка, полученного в пользование, и с этого момента необходимо оценивать обязательство. Аналогичную логику можно использовать и в других случаях, например, при аренде участка для размещения антенно-мачтовых сооружений телекоммуникационной компанией.

И наконец, рассмотрим последний вопрос — как оценить обязательство. В качестве критериев признания резерва в отчетности в МСФО (IAS) 37 указана возможность достоверной оценки обязательства. В случае невозможности достоверной оценки размера обязательства резерв в отчетности не признается.

Алгоритм расчета резерва

Основными составляющими резерва являются:

  • Физический объем работ, которые необходимо выполнить для вывода объектов из эксплуатации и восстановления земельного участка. Для определения размера обязательства необходимо иметь информацию о физических объемах работ, которые должны быть выполнены при выводе объекта из эксплуатации, а также о стоимости данных работ.
  • Физические объемы по каждому виду работ могут быть зафиксированы в проектах по отработке месторождения в добывающей отрасли, в договорах аренды лесных участков, а также в соглашениях на предоставление в аренду участка под размещение оборудования и сооружений (как было указано выше, это может касаться антенно-мачтовых сооружений в телекоммуникационных компаниях).

Кроме того, необходимо учитывать законодательно закрепленные экологические нормы, федеральное и местное законодательство в сфере пользования недрами и лесными участками, правила и нормативы надзорных органов в сфере эксплуатации оборудования (например, нормативные документы гостехнадзора).

Примеры мероприятий, которые могут быть включены в смету: заполнение пустот, образовавшихся в результате выемки породы, рекультивация карьера, хвостохранилищ, засыпка провалов (карьеров) и их ограждение, демонтаж сооружений, демонтаж оборудования и сооружений, рекультивация земли и т. д.

Стоимостная оценка работ, связанных с выполнением обязательств по выводу объектов из эксплуатации и восстановлению нарушенных участков земли. Стоимость работ определяется в смете, которую составляют подрядные организации, выполняющие работы, либо профильные службы компании (например, служба главного инженера, маркшейдерская служба, геологический департамент, службы, отвечающие за эксплуатацию соответствующего оборудования, и т. д.).

Источниками для сметы затрат являются:

  • проект на рекультивацию;
  • данные внутренних специалистов предприятия (экологические инспекторы, маркшейдеры, инженеры, сметчики, специалисты отдела капитального строительства);
  • данные исследований независимых организаций (например, НИИ, работающих в данной сфере).
Читайте также:  Внутриквартирное газовое оборудование кто обслуживает

Срок исполнения обязательства. Срок наступления исполнения обязательства может определяться по-разному в разных отраслях и в отношении разных объектов:

  • после завершения добычи на месторождении — в добывающих отраслях. Как правило, срок выполнения работ по выводу объектов из эксплуатации и восстановлению участка в пределах месторождения утверждается на этапе согласования проекта отработки месторождения, то есть еще до начала добычи;
  • после завершения срока аренды лесного участка — также в добывающей отрасли, например, при наличии «поисковой» лицензии, предполагающей только поиск и оценку полезных ископаемых, с последующим оформлением лицензии на добычу либо возврат лицензии на поиск и возврат арендованного участка;
  • после завершения срока эксплуатации объекта — например, при демонтаже вышек и других инженерных сооружений.

Таким образом, срок проведения восстановительных мероприятий может быть зафиксирован в договорах, предполагающих аренду и пользование участком земли, либо в иных документах (например, в проекте отработки месторождения) либо может определяться исходя из ожидаемого срока полезного использования оборудования, после завершения которого происходит его демонтаж.

Текущая оценка обязательства на отчетную дату. Долгосрочные обязательства должны быть представлены в отчетности исходя из приведенной стоимости обязательства на отчетную дату. Для расчета приведенной стоимости обязательства осуществляется дисконтирование денежного потока, используя формулу дисконтирования:

FV = CV x (1 + i)n,

где
FV — приведенная стоимость денежного потока,
CV — номинальная стоимость денежного потока,
i — ставка дисконтирования,
n — количество лет до наступления обязательства.

В качестве ставки дисконтирования наиболее часто используется средневзвешенная стоимость капитала (WACC):

c = (E : K) x y + (D : K) x b (1 – Xc),

где
с — WACC (%),
y — требуемая или ожидаемая доходность от собственного капитала (%),
b — требуемая или ожидаемая доходность от заемных средств (%),
Xc — ставка налога на прибыль для компании (%),
D — всего заемных средств (в денежном измерении),
E — всего собственного капитала (в денежном измерении),
K = D + E — всего инвестированного капитала (в денежном измерении).

В качестве альтернативных ставок дисконтирования могут использоваться ставка доходности по государственным облигациям либо средняя рыночная стоимость привлечения заемных средств. Выбор ставки дисконтирования — предмет профессионального суждения специалиста, осуществляющего расчет резерва.

Кроме того, необходимо при расчете расходов для оценки резерва скорректировать данные на инфляцию. Данные по инфляции можно, в частности, взять из публикаций Министерства экономического развития РФ либо различных платных аналитических источников.

В некоторых случаях предприятие не обязано проводить восстановительные работы до окончания добычи (срока аренды/срока эксплуатации объекта), в других случаях работы проводятся регулярно в соответствии с технологией добычи и техникой безопасности. В первом случае будет необходимо оценить текущую дисконтированную стоимость работ, которые будут проведены после окончания добычи (скажем, через 20 лет), во втором же случае нужно оценить дисконтированную стоимость работ за каждый год до срока окончания добычи (либо аренды участка, либо срока службы оборудования) и закрытия месторождения, так как работы проводятся каждый год.

Таким образом, резерв рассчитывается по следующей формуле:

Физический объем работ x Стоимость работ x Коэффициент дисконтирования на отчетную дату

Отражение в учете

Особенность учета рассматриваемого в данной статье резерва состоит в том, что он капитализируется в стоимости либо активов, связанных с разведкой и оценкой полезных ископаемых (эти активы представляют собой затраты, капитализируемые на стадиях от начала поисковых работ до момента, когда доказана экономическая целесообразность разработки месторождения — см. IFRS 6), либо в составе соответствующих основных средств, в отношении которых предприятие будет нести расходы по демонтажу и восстановлению земельного участка.

Изменение резерва в результате пересмотра составляющих расчета (например, ставки дисконтирования) отражается в стоимости соответствующих активов.

Капитализированные в стоимости активов затраты по созданию резерва амортизируются по правилам амортизации соответствующего актива.

Одновременно изменение дисконтированной стоимости резерва за счет уменьшения срока до погашения обязательства (амортизация дисконта) отражается в составе финансовых расходов.

Таким образом, в учете отражаются следующие проводки:

Дебет «Поисковый актив» (по IFRS 6) либо «Основные средства»
Кредит «Резерв (обязательство)» – Признание резерва и (или) изменение размера резерва;
Дебет «Расходы на амортизацию» (например, в составе себестоимости)
Кредит «Накопленный износ по основным средствам» – Амортизация затрат, капитализированных в составе актива;
Дебет «Финансовые расходы (амортизация дисконта)»
Кредит «Резерв (обязательство)» – Изменение дисконтированной стоимости резерва за счет уменьшения срока до погашения обязательства.

В случае изменения оценки обязательства (например, изменения прогноза инфляции, ставки дисконтирования или оценки стоимости работ) изменение резерва отражается в стоимости соответствующего актива и корректируется величина резерва. В последующем амортизация основного средства и амортизация дисконта (финансовый расход) отражаются с учетом измененной стоимости резерва.

Некоторые особенности возникают, например, если предприятие ведет учет основных средств по переоцениваемой стоимости (см. подробности в МСФО (IAS) 16). В таком случае, согласно разъяснению (IFRIC) 1 «Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах», изменение резерва отражается не в стоимости актива, а в составе совокупного дохода (расхода) — в отчете о совокупном доходе (убытке) и показывается отдельной строкой в разделе «капитал» отчета о финансовом положении.

Уменьшение обязательства по резерву должно быть отражено проводками:

Дебет «Основные средства»
Кредит «Резерв по переоценке основных средств (капитал)»;
Дебет «Резерв по выводу из эксплуатации»
Кредит «Прочий совокупный доход».

Амортизация основного средства и амортизация дисконта в последующем будут рассчитываться исходя из новой величины резерва.

Если в результате изменения оценок обязательство увеличилось, то при использовании модели учета основных средств по переоцениваемой стоимости это увеличение нужно отразить в стоимости актива, а также в составе совокупной прибыли (убытка) и соответствующем резерве по переоценке основных средств в капитале.

Увеличение резерва будет отражено проводками:

Дебет «Резерв по переоценке основных средств (капитал)»
Кредит «Основные средства»;
Дебет «Прочий совокупный убыток»
Кредит «Резерв по выводу из эксплуатации».

Амортизация основного средства и амортизация дисконта в последующем будут также рассчитываться исходя из новой величины резерва.

Раскрытие в отчетности

Исходя из рассмотренных особенностей резерва по выводу активов из эксплуатации (имеется в виду то, что резерв в целом рассчитывается в соответствии с правилами МСФО (IAS) 37 и при этом включается в стоимость активов, которые будут выводится из эксплуатации, — с учетом некоторых особенностей МСФО (IFRS) 6 в отношении активов, связанных с поиском и оценкой запасов полезных ископаемых), раскрытия в отчетности в отношении него затрагивают несколько аспектов:

  • Собственно сам резерв — раскрытия представляются в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 37.
  • Раскрытия в отношении активов, к которым относится данный резерв, — в соответствии с МСФО (IAS) 16 и (или) МСФО (IFRS) 6.
  • Учетная политика в отношении учета затрат на вывод объектов из эксплуатации и восстановление участка.

Согласно пункту 84 МСФО (IAS) 37 для каждого вида резервов предприятие должно раскрывать следующую информацию:

(a) балансовая стоимость на начало и конец отчетного периода;
(b) дополнительные резервы, признанные в течение периода, включая увеличение существующих резервов;
(c) суммы, использованные (то есть реально понесенные и списанные за счет резерва) в течение периода;
(d) неиспользованные суммы, восстановленные в течение периода;
(e) приращение дисконтированной суммы за отчетный период с течением времени и результат изменений ставки дисконтирования.

Кроме того, согласно пункту 85 МСФО (IAS) 37, необходимо представить в отчетности:

  • краткое описание характера обязательства и ожидаемые сроки выбытия связанных с ним экономических выгод;
  • указание на признаки неопределенности в отношении величины и сроков их выбытия. В тех случаях, когда требуется полнота представления информации, предприятие должно раскрывать основные допущения, сделанные в отношении будущих событий, которые могут повлиять на сумму, необходимую для урегулирования обязательства;
  • величину любого ожидаемого возмещения, с указанием величины актива, который был признан в отношении этого ожидаемого возмещения.

МСФО (IAS) 16 содержит следующие требования, которые непосредственно относятся к рассматриваемому вопросу: «в отношении основных средств, предприятие раскрывает характер и последствия изменения в бухгалтерской оценке, которое либо оказывает влияние на текущий период, либо, как ожидается, будет оказывать влияние на последующие периоды». Под бухгалтерской оценкой в данном случае понимается, в числе прочего, оценочное значение ожидаемых затрат на демонтаж, удаление или восстановление объектов основных средств, которые включены в стоимость этого основного средства (п. 76(б) МСФО (IAS) 16).

А согласно пункту 23 МСФО (IFRS) 6 «предприятие должно раскрывать информацию, определяющую и объясняющую суммы, признанные в финансовой отчетности, которые возникли в результате разведки и оценки запасов полезных ископаемых». Другими словами, необходимо раскрыть, какие затраты были капитализированы в составе активов, связанных с разведкой и оценкой полезных ископаемых, — в том числе и сумму капитализированного резерва на вывод объектов из эксплуатации. Также МСФО (IFRS) 6 содержит прямое указание на необходимость представления в отношении активов, связанных с разведкой и оценкой запасов полезных ископаемых, всех раскрытий, требуемых МСФО (IAS) 16.

И наконец, в учетной политике необходимо раскрыть:

  • факт того, что у компании имеются соответствующие обязательства, с указанием их сути;
  • метод оценки обязательств;
  • правила капитализации резерва в стоимости соответствующих активов;
  • учет изменений в оценке обязательств.

Источник

Вывод оборудования из эксплуатации до года

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 января 2021 года N 86

Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации

В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Министерству энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок:

установить нормативный уровень балансовой надежности для Единой энергетической системы России, используемый при оценке возможности вывода генерирующего оборудования из эксплуатации;

утвердить формы заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации, правила заполнения указанной формы и требования к формату заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации, а также формы заключений субъекта оперативно-диспетчерского управления о возможности (невозможности) вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации.

3. Установить, что:

со дня вступления в силу настоящего постановления прекращается действие заключений о возможности вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации, о согласовании вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации, а также заключений о необходимости отказа в выводе объектов диспетчеризации из эксплуатации, выданных системным оператором (субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) в соответствии с Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. N 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации», до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении объектов диспетчеризации, фактический вывод из эксплуатации которых до дня вступления в силу настоящего постановления не осуществлен;

Читайте также:  Куплю оборудование для подбора автокраски

рассмотрение поданных в уполномоченные диспетчерские центры заявлений о выводе объектов диспетчеризации из эксплуатации, по которым до вступления в силу настоящего постановления субъектом оперативно-диспетчерского управления не было принято решение об оставлении таких заявлений без рассмотрения, а также не было выдано заключение о согласовании вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации или о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации, и подготовка по ним заключений осуществляются субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением;

рассмотрение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти заявлений о выводе из эксплуатации, по которым до вступления в силу настоящего постановления уполномоченным органом не принято решение о согласовании или приостановлении вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации, приостанавливается до момента получения уполномоченным органом от субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике заключений о возможности (невозможности) вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации, оформленных в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением;

рассмотрение заявлений, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, и принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ним решений осуществляются в порядке, установленном Правилами, утвержденными настоящим постановлением, на основании заключений субъекта оперативно-диспетчерского управления, оформленных в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

4. Установить, что до утверждения Министерством энергетики Российской Федерации форм документов, указанных в абзаце третьем пункта 2 настоящего постановления, подача заявлений о выводе объектов диспетчеризации из эксплуатации и подготовка заключений о возможности (невозможности) вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации осуществляются в произвольной форме с соблюдением установленных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, требований к содержанию указанных документов.

5. Министерству энергетики Российской Федерации в 18-месячный срок разработать совместно с Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития Российской Федерации и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты, направленных на:

совершенствование механизмов вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики на территориях неценовых зон оптового рынка и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, в том числе в целях обеспечения возможности проведения на таких территориях конкурентных отборов проектов по строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии (мощности) для создания возможности вывода из эксплуатации технически и экономически неэффективных генерирующих объектов, определения источников финансирования мероприятий по обеспечению возможности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации;

определение порядка вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики, на которые не распространяется действие Правил, утвержденных настоящим постановлением, в том числе с использованием которых осуществляется деятельность на территориях децентрализованного электроснабжения, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, но которые используются для обеспечения электроснабжения неограниченного круга лиц.

6. Министерству энергетики Российской Федерации в 4-месячный срок совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию механизма конкурентных отборов мощности новых генерирующих объектов исходя из оптимизации совокупной стоимости выработки электрической энергии и мощности.

7. Министерству энергетики Российской Федерации до 31 декабря 2021 г. представить в Правительство Российской Федерации доклад о результатах анализа практики применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.

Источник

Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств…

Дата опубликования: 31.01.2021г.

Установлен новый порядок вывода в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств, входящих в состав объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства
Утвержденные правила определяют в том числе:

• условия и порядок вывода объектов диспетчеризации в ремонт;

• общие условия и порядок согласования вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации;

• порядок и условия приостановления вывода из эксплуатации объекта диспетчеризации, входящего в состав объекта по производству электрической энергии (мощности), функционирующего в составе Единой энергетической системы России;

• порядок разработки и согласования предложений в отношении перечня мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации;

• порядок реализации мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, модернизации и (или) техническому перевооружению объектов электросетевого хозяйства.

Внесены поправки в некоторые акты Правительства РФ по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 28 января 2027 г. Признано утратившим силу в том числе Постановление Правительства РФ от 26.07.2007 N 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств…

Дата опубликования: 31.01.2021г.

Установлен новый порядок вывода в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств, входящих в состав объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства
Утвержденные правила определяют в том числе:

• условия и порядок вывода объектов диспетчеризации в ремонт;

• общие условия и порядок согласования вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации;

• порядок и условия приостановления вывода из эксплуатации объекта диспетчеризации, входящего в состав объекта по производству электрической энергии (мощности), функционирующего в составе Единой энергетической системы России;

• порядок разработки и согласования предложений в отношении перечня мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации;

• порядок реализации мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, модернизации и (или) техническому перевооружению объектов электросетевого хозяйства.

Внесены поправки в некоторые акты Правительства РФ по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 28 января 2027 г. Признано утратившим силу в том числе Постановление Правительства РФ от 26.07.2007 N 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

Источник

Приказ Ростехнадзора от 15.11.2018 N 567 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

от 15 ноября 2018 г. N 567

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА

ПО БЕЗОПАСНОСТИ «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ВРЕМЕННОГО ВЫВОДА

ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И СООРУЖЕНИЙ

НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2017, N 11, ст. 1540), а также в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. N 101 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 апреля 2013 г., регистрационный N 28222), приказываю:

Утвердить прилагаемое Руководство по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса».

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от _______ 201_ г. N ______

ПО БЕЗОПАСНОСТИ «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ВРЕМЕННОГО ВЫВОДА

ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И СООРУЖЕНИЙ

НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Руководство по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса» (далее — Руководство) разработано с учетом требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.06.1997 N 116-ФЗ, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 N 520, «Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401.

2. Руководство содержит рекомендации по комплексу мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности на период временного вывода из эксплуатации технических устройств (далее — ТУ) и/или сооружений на опасных производственных объектах (далее — ОПО) обустройства месторождений для добычи, сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата, магистральных трубопроводов и разработано в целях снижения степени аварийной опасности ОПО при временном выводе из эксплуатации ТУ и/или сооружений, в том числе:

обеспечения надежной и безаварийной эксплуатации ОПО;

установления, ранее не регламентированных, единых требований к временному выводу из эксплуатации технических устройств и сооружений на ОПО нефтегазодобывающего комплекса, что позволит заблаговременно предупредить угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу и окружающей среде;

проведения оценки достаточности специальных мер по снижению риска аварий в переходный период;

содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

3. Рекомендации Руководства не распространяются на временный вывод из эксплуатации скважин и устьевого оборудования скважин.

4. Действия Руководства распространяются на ТУ и/или сооружения ОПО, временно выводимые из эксплуатации, до момента их ввода в эксплуатацию, ликвидации, реконструкции, модернизации и (или) технического перевооружения.

5. Руководство по безопасности не противоречит действующим федеральным законам, нормативным правовым актам в области промышленной безопасности Российской Федерации и направлено на обеспечение безопасности ОПО.

6. Временный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений заключается в приостановке их эксплуатации до момента их ввода в эксплуатацию, ликвидации, реконструкции, модернизации и (или) технического перевооружения.

7. Временный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений на ОПО в зависимости от его продолжительности подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и длительный.

Читайте также:  Сколько и каких рыб можно держать

8. Краткосрочный вывод из эксплуатации предусматривает временный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений по производственной необходимости на срок, необходимый для проведения плановых работ: техническое обслуживание, диагностирование, ремонтные работы и т.п.

9. Порядок краткосрочного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений, их ввода в эксплуатацию, а также меры, обеспечивающие их работоспособность, должны быть изложены в технологическом регламенте конкретного производства и инструкциях по рабочим местам. В случае необходимости возможно переводить из краткосрочного вывода в среднесрочный (длительный) вывод из эксплуатации по результатам проведенных работ по диагностике, ремонту и т.п.

10. Среднесрочный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений предусматривает временный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений на период продолжительностью не более 6 месяцев (с возможностью последующего продления на срок не более 6 месяцев) и осуществление мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранность и работоспособность объекта. Среднесрочный вывод из эксплуатации может проводиться без консервации.

Порядок среднесрочного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений, их ввода в эксплуатацию, а также меры, обеспечивающие их работоспособность, изложены в Разделе II настоящего Руководства.

11. Временный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений на длительный период (далее — длительный вывод из эксплуатации) предусматривает вывод их в плановом порядке из эксплуатации на срок более 6 месяцев с консервацией.

12. Консервация ТУ и/или сооружений предусматривает осуществление комплекса организационных и технических мер, определенных заводом-изготовителем.

13. В случае отсутствия в технической документации требований завода-изготовителя ТУ или сооружения к их консервации (расконсервации), эксплуатирующая организация разрабатывает инструкцию по консервации (расконсервации) для ТУ или сооружения.

14. Допускается одновременно выводить из эксплуатации одно или несколько ТУ и/или сооружений, находящихся в одной технологической схеме (технологический цех, установка, технологическая нитка, оборудование в блочном исполнении, узлы, агрегаты и т.д.), если Временный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений не повлияет на безопасность ведения технологических процессов производства.

II. ПОРЯДОК СРЕДНЕСРОЧНОГО И ДЛИТЕЛЬНОГО ВЫВОДА

ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И СООРУЖЕНИЙ

15. Среднесрочный и длительный вывод из эксплуатации ТУ и/или сооружений производится:

в случае отсутствия необходимости эксплуатации вследствие исключения ТУ и/или сооружений из технологического процесса работы ОПО;

на период временного простоя по причине, например, отсутствия спроса на продукцию;

на период аварийно-восстановительного ремонта;

до завершения ремонта взаимосвязанных технологических производств в случае необходимости;

на период устранения несоответствий по результатам экспертизы промышленной безопасности;

в случае подготовки объектов (ТУ, сооружений) к ликвидации, реконструкции, модернизации и (или) техническому перевооружению.

16. Для определения длительности временного вывода из эксплуатации, условий содержания ТУ и/или сооружений на период временного вывода из эксплуатации, необходимости выполнения комплекса защитных (специальных) мероприятий в этот период приказом руководителя эксплуатирующей организации создается постояннодействующая комиссия по временному выводу из эксплуатации ТУ и/или сооружений (далее — Комиссия) в составе:

главный инженер (технический руководитель), председатель Комиссии;

руководители структурных подразделений (отделов и служб) эксплуатирующей организации (производственный отдел, главный механик, главный энергетик, метролог, эколог, бухгалтер и т.п.);

руководители структурного подразделения, в эксплуатационной зоне ответственности которого находится ТУ и сооружения ОПО (начальник цеха, участка).

17. Руководитель структурного подразделения, в эксплуатационной зоне ответственности которого находится ТУ и сооружения ОПО (начальник цеха, участка) подает на рассмотрение Комиссии предложения по включению оборудования в перечень ТУ и/или сооружений для среднесрочного и длительного вывода из эксплуатации (далее — Перечень). Форма Перечня приведена в приложении N 1.

18. После утверждения Перечня, организация, эксплуатирующая ОПО, разрабатывает План мероприятий по временному выводу из эксплуатации ТУ и/или сооружений (далее — План мероприятий). План мероприятий утверждается председателем комиссии.

Мероприятия должны содержать все необходимые ссылки на действующую нормативную документацию, включая отраслевые правила безопасности, стандарты, строительные нормы и правила, другие нормативные документы и инструкции по проведению соответствующих видов работ, а также на паспорта оборудования.

19. План мероприятий должен содержать:

регистрационный номер ОПО в государственном реестре ОПО, наименование, месторасположение и общие технические характеристики ТУ и/или сооружений, которые планируются временно вывести из эксплуатации, вид вывода из эксплуатации (среднесрочный/длительный);

перечень работ, связанных с приведением временного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружения в безопасное состояние, обеспечением работоспособности ТУ и/или сооружений с оформлением необходимых схем, освобождения от продуктов, а также выполнения требований заводов-изготовителей (при наличии);

сроки завершения работ;

мероприятия по периодическому контролю (обслуживанию) оборудования на период длительного вывода из эксплуатации (консервации) в соответствии с руководством по эксплуатации завода изготовителя (при наличии) и указанием лиц, ответственных за их проведение;

меры, обеспечивающие безопасность работающих;

перечень изменений в технологический регламент и технологическую схему;

20. Организация, эксплуатирующая ОПО, обеспечивает выполнение работ по временному выводу из эксплуатации ТУ и/или сооружений в соответствии с Планом мероприятий. Изменения, вносимые в план, должны быть утверждены председателем Комиссии.

21. При необходимости проведения работ по среднесрочной и (или) длительной остановке ТУ и/или сооружений с привлечением подрядных организаций, необходимо руководствоваться требованиями действующих типовых инструкций о порядке безопасного проведения ремонтных работ на предприятиях.

22. Среднесрочная и (или) длительная остановки ТУ и/или сооружений осуществляются на основании приказа организации с указанием ТУ и/или сооружений, сроков (длительности) временного вывода из эксплуатации, реквизитов утвержденного Плана мероприятий.

23. При необходимости продления срока среднесрочного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений организация, эксплуатирующая ОПО, за 20 рабочих дней до истечения срока временного вывода из эксплуатации организует обследование состояния ТУ и/или сооружений, проверяет реализацию мероприятий, предусмотренных ранее утвержденным Планом мероприятий и при отсутствии замечаний к состоянию ТУ и/или сооружений издает приказ о продлении среднесрочного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений. Срок продления не должен превышать шести месяцев.

24. Руководитель структурного подразделения, в эксплуатационной зоне ответственности которого находится ТУ и сооружения ОПО (начальник цеха, участка), обеспечивает хранение Плана мероприятий, приказов о временном выводе ТУ и/или сооружений из эксплуатации до их ввода в эксплуатацию, ликвидации, реконструкции, модернизации и (или) технического перевооружения.

25. Ответственность за безопасную реализацию мероприятий по среднесрочному и длительному выводу из эксплуатации ТУ и/или сооружений в полном объеме и в установленный срок возлагается на руководителя эксплуатирующей организации.

III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОДЕРЖАНИЮ

ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И СООРУЖЕНИЙ ПРИ СРЕДНЕСРОЧНОМ

И ДЛИТЕЛЬНОМ ВЫВОДЕ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ

26. Временно выведенные из эксплуатации ТУ и/или сооружения должны быть приведены в безопасное состояние в соответствии с требованиями Плана мероприятий.

27. ТУ и/или сооружения, временно выводимые из эксплуатации в зависимости от особенностей технологических процессов конкретного производства должны быть остановлены с принятием мер, исключающих их самопроизвольное или ошибочное включение, отключены от источников энергии, сброшено давление, освобождены от продукта, промыты, изолированы от задействованного в технологическом процессе оборудования установкой заглушек и при необходимости опломбированы.

28. Временно выведенные из эксплуатации ТУ и/или сооружения должны быть обозначены (вывешены таблички с информацией о периоде временного вывода из эксплуатации), отключены от источников питания электроэнергией видимым разрывом (при наличии напряжения). На пусковых устройствах у оборудования и в электрораспределительных устройствах вывешиваются предупредительные плакаты.

29. В технические паспорта ТУ и/или сооружений вносится соответствующая запись о временном выводе из эксплуатации, в том числе с указанием реквизитов приказа и периода временного вывода из эксплуатации.

30. ТУ и/или сооружения, выведенные в консервацию, должны подвергаться периодическому наружному осмотру (не реже 1 раза в 6 месяцев).

31. Результаты периодических наружных осмотров, законсервированных ТУ и/или сооружений, регистрируются эксплуатирующей организацией и должны быть доступны для подтверждения выполненных работ. Метод и способ регистрации результатов определяется эксплуатирующей организацией.

32. При обнаружении недостатков (несоответствий) технического состояния в ходе периодических осмотров, руководитель структурного подразделения, в эксплуатационной зоне ответственности которого находится ТУ и сооружения ОПО (начальник цеха, участка), обязан выяснить причины их возникновения, организовать разработку и реализацию мероприятий по их устранению.

33. На весь период временного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений не требуется проведение работ:

связанных с проведением технических освидетельствований, испытаний на прочность и плотность, диагностированием, в том числе проведением экспертиз промышленной безопасности;

по техническому обслуживанию и ремонту, которые регламентируются нормативными документами и технической документацией заводов-изготовителей.

34. Даты следующего технического освидетельствования, испытания на прочность и плотность, диагностирования, в том числе проведение экспертиз промышленной безопасности, технических обслуживаний и ремонта, которые регламентируются нормативными документами и технической документацией заводов-изготовителей, могут быть продлены на срок, равный сроку временного вывода из эксплуатации.

IV. ПОРЯДОК ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ

УСТРОЙСТВ И СООРУЖЕНИЙ ПРИ СРЕДНЕСРОЧНОМ И ДЛИТЕЛЬНОМ

ВЫВОДЕ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ

35. После окончания периода временного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений или возникновения необходимости досрочного их ввода в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию. ТУ и/или сооружений осуществляется в соответствии с мероприятиями по вводу ТУ и/или сооружения в эксплуатацию, утвержденными главным инженером эксплуатирующей организации (председателем Комиссии). Если мероприятия по вводу ТУ и/или сооружения в эксплуатацию не были прописаны в плане мероприятий по временному выводу из эксплуатации ТУ и сооружений, составляется отдельный План мероприятий по вводу их в эксплуатацию.

36. При выполнении в полном объеме мероприятий по вводу в эксплуатацию ТУ и/или сооружений, руководитель структурного подразделения, в эксплуатационной зоне ответственности которого находится ТУ и сооружения ОПО (начальник цеха, участка), проверяет полноту и качество их выполнения и подписывает Акт готовности к вводу в эксплуатацию, на основании которого ТУ и/или сооружения вводятся в эксплуатацию приказом организации.

37. В случае, если ТУ и/или сооружения, временно выведенные из эксплуатации, ранее намечались к проведению диагностирования (или иным мероприятиям, установленным нормативной документацией в области промышленной безопасности или технической документации заводов-изготовителей), все необходимые для этого мероприятия должны быть выполнены до подписания акта готовности.

к Руководству по безопасности

«Рекомендации по порядку

временного вывода из эксплуатации

технических устройств и сооружений

на опасных производственных объектах

утвержденному приказом Ростехнадзора

от ________ 20__ г. N ______

ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ВЫВОДА

Место нахождения (наименование промысла, цеха, участка и т.д.)

Вид временного вывода из эксплуатации (среднесрочный/длительный)

Источник