Меню

Ремонт оборудования как бизнес процесс



Ремонтное производство

Коротко о статье

В сферу деятельности многих производственных предприятий входит не только изготовление новой продукции, но и предоставление услуг по ее ремонту (гарантийному, капитальному, текущему).

В статье рассматриваются возможности системы 1C:ERP для автоматизации учета ремонтных работ.

В первой части разобран большой сквозной пример, основанный на реальных требований авиастроительного предприятия.

Во второй части статьи кратко обозначены другие возможности 1C:ERP для автоматизации ремонтного производства, описаны схемы работы и особенности учета.

В дополнение к статье рекомендуем вебинар:

Вебинар «Управление ремонтным производством в 1С:ERP»

Проблематика

На первый взгляд может показаться, что в ремонтном производстве нет ничего сложного: зная технологию изготовления, можно без труда разобрать изделие, заменить детали и снова собрать.

Фактически же процесс ремонта — это уникальная последовательность технологических операций для приведения ремонтируемого изделия в работоспособное состояние.

Осуществление этого процесса предполагает тщательную конструкторскую и технологическую подготовку: разработку рабочих чертежей, технических условий, технологических карт, проектирование и изготовление специальных инструментов и приспособлений, определение потребности в запчастях, материалах, оснастке и инструментах.

Так или иначе это все присуще и процессу изготовления продукции. Так в чем же сложность автоматизации именно ремонтного производства?

  • .
  • , это зависит от результатов разборки и дефектации. Мы не знаем, какие детали придется отремонтировать или заменить, пока не разберем полученное в ремонт изделие.
  • и комплектующих с учетом вероятности разных исходов дефектации. Если закупать материалы только под фактические потребности, срок ремонта может затянуться. Планирование закупок по заранее собранной статистике дает возможность минимизировать эти риски и выполнить работу в срок/

Бизнес-процесс предприятия

Рассмотрим процесс ремонтного производства на примере одного из авиастроительных предприятий.

Схема процесса управления ремонтами

Отдел продаж. Отдел продаж получает от клиентов заявки на ремонт ранее закупленной техники. Заявки проходят процедуру согласования и добавляются в план по ремонту.

Отдел снабжения. Чтобы не задерживать ремонт изделия, поступившего на завод, служба снабжения заранее закупает часть материалов и покупных комплектующих. Список такой номенклатуры определяется по ведомостям обязательной замены. Ведомость обязательной замены — это те материалы и ДСЕ, которые потребуется заменять при ремонте в 100% случаев. Включение ДСЕ в ведомость регламентируется руководством по ремонту изделия.

Производство. Когда техника поступает в ремонт, ее передают в ответственный цех для выполнения ремонтных работ. Процесс ремонта можно условно разделить на две части: разборка и дефектация, ремонт и сборка.

Первый этап — разборка и дефектация

Дефектация — это процесс проверки состояния деталей и узлов через сравнение фактических показателей с данными технической документации.

Основная задача дефектовочных работ — не пропустить на сборку детали, которые нужно заменить, и не отправить в брак годные.

По результатам дефектации составляется акт, в котором содержатся:

По каждой негодной ДСЕ определяется способ обеспечения (закупка или изготовление) и создается соответствующее задание. Если необходимая ДСЕ есть на складе, оформляется заявка на передачу в цех для выполнения ремонта и сборки.

ДСЕ и узлы для дальнейшей разборки при необходимости передаются в другой цех, где выполняется аналогичная процедура.

Второй этап — ремонт и сборка

Когда цех получил все запрошенные ДСЕ, он ремонтирует узел и возвращает его отправителю. Эта цепочка повторяется вплоть до изделия, полученного от клиента.

Работы по сборке и ремонту, как правило, сопровождаются маршрутным листом, в котором описываются выполненные работы и фактический расход материалов и ДСЕ.

Отремонтированное изделие передается на склад отгрузки, после чего возвращается клиенту.

Сквозной пример в 1С:ERP

Посмотрим, как описанный процесс реализовать в 1С:ERP.

Нормативно-справочная информация

Создаем ресурсную спецификацию с типом «Ремонт» . На шагах 1-4 настроим эту ресурсную спецификацию.

Шаг 1

На закладке «Производственный процесс» добавляем необходимое количество этапов. В нашем примере это:

  • разборка и дефектация;
  • ремонт и сборка.

Шаг 2

На закладке «Побочный и промежуточный выход» указываем ДСЕ, которые появляются в процессе разборки.

Заполнение побочного выхода в ресурсной спецификации

Решать, насколько полным будет этот список, нужно исходя из количества ДСЕ в составе ремонтируемой техники и требований заказчика к ведению складского учета.

1С:ERP позволяет вести учет как всех комплектующих, вплоть до болта, так и только ключевых узлов, требующих дальнейшего ремонта или учета на складе.

Шаг 3

На закладке «Материалы и работы» перечисляем ДСЕ и материалы, которые потребуются на этапе сборки. К ним относятся:

ДСЕ, полученные в процессе разборки. Если заранее известно, что ДСЕ тоже должна пройти процедуру дефектации и ремонта (при необходимости), то в способе получения материала следует установить признак Ремонт по спецификации и указать спецификацию;

ДСЕ и материалы из ведомости обязательной замены.

Заполнение списка материалов и ДСЕ для этапа сборки

Многие заводы, кроме ведомости обязательной замены, планируют закупки с учетом коэффициентов сменности ДСЕ. Этот показатель говорит, с какой вероятностью ДСЕ потребуется заменить или отремонтировать.

В 1С:ERP коэффициент сменности можно ввести для любой строки материалов. Для этого нужно заполнить поле «Вероятность» в форме «Применение материала».

Чтобы учесть материалы и ДСЕ при планировании, но в производстве использовать только при необходимости, выбираем способ применения «По требованию».

В таком случае в обеспечение этапа производства их можно будет добавить вручную, вызвав команду «Подобрать по спецификации».

Шаг 4

На закладке «Трудозатраты» указываем перечень работ по каждому этапу или по спецификации в целом.

Заполнение плановых трудозатрат

Здесь можно придерживаться тех же правил, что и для материалов, — указывать только постоянные трудозатраты. Работы, возникшие в процессе ремонта, регистрировать уже по факту — в документе «Этап производства».

Заказы на ремонт и планирование

В 1С:ERP процесс ремонта техники клиентов регистрируется через документы производства из давальческого сырья.

Шаг 5

В системе создаем документ «Заказ давальца» с типом «Ремонт».

На закладке »Сырье и материалы для производства» указываем номенклатуру, полученную от клиента, на закладке »Выпускаемая продукция» — номенклатуру, которая получится после ремонта. В нашем случае это один и тот же элемент справочника.

Что если необходим материальный учет по разной номенклатуре?
Если необходим материальный учет по разной номенклатуре (от клиента получаем «Изделие сломанное», на выходе — «Изделие отремонтированное»), на этапе проектирования НСИ следует выбрать схему работы с двумя спецификациями: на разборку «Изделия сломанного» и сборку «Изделия отремонтированного». Их и указывать на соответствующих закладках заказа давальца. См. ниже схему «Сначала все разобрать — потом все собрать».

В документе фиксируем спецификацию, по которой будут производиться работы, и стоимость услуг по ремонту.

Если кроме изделия клиент передает собственные запасные части, их также включаем в табличную часть «Сырье и материалы для переработки».

Заказ давальца на ремонт Подробнее об оформлении документов при переработке давальческого сырья можно прочитать на 1С:ИТС

Шаг 6

Чтобы получить плановую потребность в материалах и комплектующих для ремонта, создаем «План производства» с отдельным видом и правилом заполнения — «По заказам давальцев».

Для автоматического расчета потребности в материалах при планировании производства в сценарии нужно установить признак «Расчет потребностей в материалах, видах РЦ и трудовых ресурсах» и выбрать подходящую стратегию расчета потребностей.

Ниже описаны правила расчета потребностей в материалах в плане производства в зависимости от выбранной стратегии:

Наиболее вероятная — все материалы (основные и по требованию) планируются с учетом установленной вероятности.

Оптимистичная — основные материалы планируются без учета вероятности, материалы «По требованию» — не планируются.

Пессимистичная — основные материалы планируются без учета вероятности, материалы «По требованию» — с учетом вероятности.

Пример с результатами расчета приведен в таблице.

Зависимость запланированного количества от настроек ресурсной спецификации

После утверждения «Плана производства» результат расчета можно посмотреть в контекстном отчете «Плановая потребность в материалах».

Отчет «Плановая потребность в материалах»

Заблаговременное обеспечение цехов материалами и комплектующими выполняется в рабочем месте «Формирование заказов поставщику по планам».

Приемка техники в ремонт

Шаг 7

Чтобы отразить в системе получение техники от клиента, создаем документ «Поступление сырья от давальца».

Поступление сырья от давальца

Шаг 8

Для передачи распоряжения о начале ремонтных работ также создаем «Заказ на производство». Оба документа могут быть созданы на основании заказа давальца.

Из заказа на производство формируем этапы. Для этого перейдем в структуру заказа и нажмем кнопку «Сформировать».

Дефектация и ремонт изделия

Шаг 9

В этапе «1. Разборка и дефектация» на закладке Выпуск указываем все ДСЕ, которые должны появиться на складе после разборки.

В нашем примере в ресурсной спецификации материалы и работы заполнены не были, поэтому заполняем табличную часть вручную.

Чтобы исключить возможность использования полученных ДСЕ в других целях (например, на изготовление новой продукции), к колонке «Назначение» нужно указать назначение — договор, по которому производится ремонт.
Негодные или отсутствующие ДСЕ, добавленные автоматически из ресурсной спецификации, из табличной части необходимо удалить или отменить.

Шаг 10

В этапе «2. Ремонт и сборка» на закладке «Обеспечение» указываем ДСЕ, которые потребуются для сборки.

Здесь должны быть все ДСЕ, что будут выпущены на этапе 1, и те, которые были признаны негодными или отсутствовали при дефектации.

Для ДСЕ, которые требуется отремонтировать, устанавливаем признак «Производится в процессе» и указываем спецификацию на ремонт. В нашем примере это «Кабина пилота» и «Обшивка ХБ».

Шаг 11

После того как результаты дефектации внесены в систему, этапы необходимо доформировать. Эта операция станет доступна в структуре этапов, если была добавлена хотя бы одна строка с пометкой «Производится в процессе».

Обновленная структура заказа

В системе появились новые этапы производства для добавленных ДСЕ, требующих ремонта.

Ремонт комплектующих

Шаг 12

Ремонт комплектующих оформляется в системе по той же схеме, что и принятое в ремонт изделие: сначала выполняется этап разборки и дефектации с выпуском комплектующих (если необходимо), потом — этап ремонта и сборки.

Если ДСЕ ремонтируются в другом цехе, после разборки для них создается документ передачи. Действие доступно на основании документа «Этап производства» и в рабочем месте «Накладные к оформлению».

После завершения сборки мастер цеха закрывает «Этап производства» и оформляет передачу в цех- потребитель.

Изготовление в процессе ремонта

Рассмотрим случай, когда в процессе дефектации выясняется, что ДСЕ не может быть отремонтирована.

Шаг 13

Например, при дефектации детали «Обшивка ХБ» определили, что требуется ее заменить на новую. Тогда в этапе по ремонту и сборке обшивки ХБ на закладке Обеспечение добавляем ее же в табличную часть, указав способ обеспечения: «Обеспечивать» или «Обеспечивать обособленно».

В этапе по ремонту и сборке «Обшивки ХБ» указываем, что требуется новая «Обшивка ХБ» При этом в системе появится потребность в данной ДСЕ. Она отразится в рабочем месте по формированию заказов по потребностям. В зависимости от настроенного способа обеспечения потребности система предложит создать заказ поставщику либо заказ на производство.

Другой случай: при дефектации узла зафиксировали, что ДСЕ отсутствует.

Если ДСЕ была указана в спецификации — в этапе дефектации ее следует удалить или отменить выпуск с указанием причины, но оставить в этапе сборки, указав спецификацию на изготовление. Если ДСЕ не была указана в спецификации узла, то в этапе «2. Ремонт и сборка» ее необходимо добавить на закладку «Обеспечение».

Чтобы этапы по изготовлению доформировались в общем дереве ремонта, устанавливаем признак «Производится в процессе» и выбираем спецификацию на изготовление. Если этого не требуется, оставляем значения пустыми. Тогда запустить изготовление ДСЕ можно будет через рабочее место «Формирование заказов по потребностям».

Отгрузка клиенту и закрытие заказов

Шаг 14

После завершения ремонта закрываем «Заказ на производство». Система проверит, что все этапы закрыты, а ДСЕ потреблены. Проверка производится только по этапам из структуры заказа. ДСЕ, запущенные отдельными заказами на производство, в проверке не участвуют.

Шаг 15

Теперь можно отгружать отремонтированное изделие заказчику:

1. В документе Заказ давальца устанавливаем статус: «К отгрузке» или «Закрыт».

2. Создаем на основании документ «Передача давальцу».

Дополнительные схемы для управления ремонтами в 1С:ERP

Ниже описаны другие возможности системы и приведен пример, в каком случае стоит их рассматривать. Применять их можно как готовую схему либо комбинировать в различных вариациях.

Схема «Сначала все разобрать — потом все собрать»

Схему стоит рассматривать в следующих случаях:

Необходимо разделять в системе изделие, переданное в ремонт, и отремонтированное.

Процессы разборки и сборки разведены, и любой из них может существовать отдельно.

Схема «Сначала все разобрать — потом все собрать

Производство работы по ремонту изделия

Схема применима, если нет необходимости вести материальный учет принятых в ремонт изделий и компонентов, полученных в процессе разборки.

Схема по производству работ

Для такой схемы создаем спецификацию на изготовление, в качестве выпускаемой продукции выбираем номенклатуру с видом «Работа».

Процесс ремонта в данном случае не отличается от процесса изготовления: для формирования потребности создаем «Заказ клиента», на основании его формируем «Заказ на производство» с типом «Изготовление, сборка».

Выпущенную работу реализуем клиенту.

Ремонт без учета компонентов

Гибрид схемы, описанной в основной части статьи, и схемы по производству работ. Применима, если нужен учет ремонтируемого изделия без материального учета его компонентов.

Схема ремонта без учета компонентов

Создаем спецификацию с видом «Ремонт» для изделия. Побочный выход в процессе разборки не фиксируем, ремонт компонентов представляем в виде работ, произведенных в процессе (указываем работы на закладке «Материалы и работы»). Не забываем, что для каждой работы должна быть ресурсная спецификация на изготовление.

Читайте также:  Какое налогообложение выбрать для торговли

Ремонт без спецификации

Работа в ручном режиме. Такой вариант стоит рассматривать, когда НСИ на ремонт отсутствует либо нужно отразить выполнение ремонта по факту выполнения.

Создаем заказ на производство с типом «Ремонт», в строке ремонтируемого изделия спецификацию оставляем пустой. Этапы производства создаем в структуре заказа — по гиперссылке «Создать этапы» или по команде «Изменить цепочку этапов».

Заключение

В данной статье мы постарались показать возможности типовой системы 1С:ERP для решения задач автоматизации ремонтной деятельности.

Возможно, на практике предложенных средств окажется недостаточно. Это может быть компенсировано разработкой новых рабочих мест, отражающих необходимые операции в типовых объектах.

Источник

Искусство управления ремонтами

Информационная система управления ТОиР.

Денис Сушко, заместитель генерального директора ЗАО «Ключевой элемент»

Задача сокращения издержек стоит сегодня перед любым предприятием, а значит, ему приходится «открывать» свои бизнес-процессы, делать их максимально прозрачными, чтобы видеть всю структуру и эффективность расходов. В первую очередь это касается планирования ремонтных работ, одного из самых затратных и непрозрачных бизнес-процессов на предприятии. Информационная система управления ТОиР выводит этот процесс из тени и тем самым обеспечивает компании оптимальный режим функционирования производства.

Планирование работ и ресурсов наряду с ведением нормативно-справочной информации (НСИ) относится к ключевым бизнес-процессам предприятия. Производственные предприятия принимают решение о его автоматизации в первую очередь. В то же время функционал планирования является частью информационной системы, неотделимой от других бизнес-процессов. На рис. 1 представлена схема процесса ТОиР, причем его основные операции (подпроцессы) одинаковы для всех предприятий, независимо от использования средств автоматизации.

Ниже мы рассмотрим, какие возможности могут предоставить предприятию информационные системы управления ТОиР при планировании ремонтных работ и ресурсов для их проведения.

Схема процесса ТОиР

Рис. 1. Схема процесса ТОиР

Горизонты планирования

Основой планирования в системах управления ТОиР является процесс автоматического формирования графиков ремонтных работ на определенный период, совпадающий с принятым на предприятии горизонтом планирования. Для использования функционала планирования в системе ведется следующая НСИ:

  • объекты ТОиР, их основные параметры,
  • типовые ремонтные работы, в том числе нормативные для объектов ТОиР,
  • нормативы использования ресурсов для типовых ремонтных работ.

На основании нормативной информации в системе формируется календарный график планово-предупредительных работ (ППР) в необходимом аналитическом разрезе. В наиболее распространенных системах управления ТОиР реализованы возможности формирования графиков ППР на любой горизонт планирования: месяц, год или несколько лет с требуемой разбивкой на всевозможные периоды. Процедура планирования может быть произведена как для всех объектов ТОиР предприятия, так и для относящихся к отдельному подразделению, местонахождению либо закрепленных за ответственным лицом. Это позволяет вводить регламенты процедуры планирования для крупных производственных компаний с распределенной структурой.

При планировании ППР без использования информационных систем на предприятиях обычно применяется методика формирования планов «по календарной периодичности» (в виде временного интервала, например каждые 2 месяца), реже – методика «по наработке» (как правило, она применяется для подвижного состава, значительно реже – для промышленного оборудования). Однако далеко не для всех предприятий эти методики являются оптимальными.

В современных системах управления ТОиР реализованы другие эффективные методики управления бизнес-процессами ремонта оборудования, в частности метод планирования ремонтных работ «по состоянию». Он предполагает инициализацию процессов ремонта при достижении оборудованием неких контрольных показателей или их превышении. Наиболее эффективным может оказаться комплексное применение подходов к проведению ТОиР в зависимости от конкретного вида оборудования. Например, для оборудования, использование которого регламентируется производителем, необходимо использовать планирование по календарной периодичности, а для оборудования с загрузкой, близкой к 100%, простой которого критически важен для предприятия – комбинацию методов «по наработке» и «по состоянию» (последнее – в случае возможности постоянного контроля ключевых показателей, например, с использованием данных АСУ ТП).

Применение информационных систем управления ТОиР является единственным эффективным средством контроля планирования и фактического выполнения ремонтных работ для предприятий с большим количеством объектов ремонта. В большинстве данных систем реализован удобный интерфейс, отображающий календарный график ремонтных работ в необходимом разрезе (рис. 2 – пример из системы 1С:ТОиР). Возможно, например, отображать данный график для начальника цеха – с отбором цехового оборудования, а для главного инженера – с отбором оборудования по предприятию в целом.

Пример из системы 1С:ТОиР

Рис. 2. Пример из системы 1С:ТОиР

Дополнительной возможностью систем управления ТОиР является интеграция с системами управления проектами, например MS Project, что особенно актуально при проведении длительных и сложных ремонтных работ с большим количеством ресурсов.

План ремонтных работ является основополагающим для формирования связанных подробных плановых показателей и бюджетов, например плановых запасов ремонтного фонда; плана (бюджета) закупок запасных частей и материалов; плана необходимых трудозатрат; плана (бюджета) привлечения подрядчиков на ремонтные работы.

Постановка автоматизированного планирования и учета ресурсов, контролируемых при помощи данных бюджетов, дает существенный экономический эффект, о чем подробно будет сказано ниже.

Функции управления на одном приводе

Использование для управления процессами ТОиР информационных систем дает предприятию качественно новые возможности по учету ключевых ресурсов, таких как: материальные (запчасти, ремонтные материалы, ГСМ), трудовые (конкретные сотрудники, трудовые единицы по должностям или ролям, ремонтные бригады), подрядчики (выполняемые виды работ, повременные работы).

Функциональность систем управления ТОиР, используемая на производственных предприятиях наряду с календарным планированием ремонтных работ, – это оптимизация материально-технического снабжения и управления запасами.

Что включает в себя данный «функционал» и за счет чего обеспечивается оптимизация? Во-первых, в результате планирования ППР в системе формируется потребность в материальных ресурсах на конкретные работы, согласно календарю плановых ремонтных работ. Во-вторых, если в системе ведется актуальное состояние склада ремонтного фонда, эти данные учитываются при формировании плановой потребности в запчастях и материалах. Здесь стоит упомянуть особый эффект автоматизации данных бизнес-процессов для предприятий, представляющих собой распределенную сеть производственных площадок. Централизованный складской учет в этом случае без систем автоматизации практически невозможен. В-третьих, при использовании функциональности материально-технического снабжения в системе ведется информация о сделанных заказах поставщикам, что позволяет учитывать планируемые к поступлению материалы и запчасти при расчете потребности на ремонтные работы.

Кроме того, современные системы управления ТОиР позволяют учитывать возможности поставщиков по поставке конкретных номенклатурных позиций, а также учитывать их аналоги, что дает возможность формирования плановых заказов поставщикам автоматически. Причем для ряда позиций (например, часто и много используемых для ремонта) возможно ведение планирования по страховому запасу. То есть при планировании данных позиций на складе всегда будет поддерживаться минимально необходимый запас.

Стоит упомянуть еще об одной интересной особенности некоторых информационных систем. Это возможность ведения номенклатурных позиций с разными наименованиями на разных производственных площадках (в том числе на разных языках), что актуально для распределенных международных компаний с необходимостью единого планирования и учета.

Отдельно отметим возможности ведения суммарный учета материальных затрат. В системах управления ТОиР реализованы возможности формирования планируемых и фактических суммовых затрат на основе плановых цен, а также расчета фактических затрат (при ведении складского учета или при интеграции с информационной системой бухгалтерского учета). Это позволяет получить оценку плановой и фактической себестоимости ремонта в части материальных затрат.

Функциональность управления трудовыми ресурсами применяется, как правило, на предприятиях с высокими затратами на собственный ремонтный персонал. Использование информационных систем позволяет учитывать при планировании ремонтной работы доступность трудовой единицы, необходимой для ее выполнения. Речь может идти и о конкретном сотруднике, и о сотруднике ремонтного подразделения с конкретной должностью или заданной ролью (применяется, скажем, при проведении длительных ремонтных работ, для которых формируются проектные команды из разных подразделений). Кроме того, для крупных предприятий возможно планирование целых ремонтных бригад или подразделений. Аналитические возможности системы позволяют контролировать наличие запланированных трудовых ресурсов и оперативно регистрировать необходимость привлечения дополнительных сотрудников или их замену. Стоит заметить, что наиболее эффективно применение данной функциональности при наличии на предприятии информационной системы управления персоналом и интеграции с ее бизнес-процессами.

Суммарный учет трудовых затрат применяется, как правило, в двух случаях:

  • необходимость расчета полной себестоимости ремонта, в том числе в части затрат на собственный персонал;
  • данные о проведенных ремонтах используются в целях начисления заработной платы работникам ремонтных подразделений.

Во втором случае в системе ведется информация о стоимости нормо-часа работы сотрудников соответствующей квалификации или должности. В первом случае возможно указание в справочнике ремонтных работ стоимости работы в целом.

Управление подрядными работами необходимо для предприятий, существенная часть оборудования которых находится на техническом обслуживании внешних подрядчиков. В этом случае возможно нормативное указание данных работ, если они выполняются на постоянной основе. Кроме того, данная функциональность применяется при проведении больших и сложных ремонтов, для выполнения которых привлекаются сторонние организации.

Для работ, выполняемых сторонними организациями, указывается стоимость конкретной работы, либо стоимость нормо-часа работника сторонней организации. По результатам проведения ремонтов формируется их себестоимость в части подрядных работ, а также рассчитывается кредиторская задолженность для учета в системе бухгалтерского учета.

В каждой отрасли – свой секрет

Для бизнес-процессов управления ТОиР, в частности календарного и ресурсного планирования, большую роль играют отраслевые особенности предприятия.

Пример 1. Строительная отрасль.

Рассмотрим предприятия, осуществляющие производство и доставку товарного бетона и бетонных растворов. Данная отрасль активно развивалась в последние годы, причем рост предприятий отличался следующими особенностями:

  • активно приобреталось новое производственное оборудование (бетоносмесительные узлы – БСУ), преимущественно зарубежное;
  • активно расширялся автопарк предприятий путем приобретения спецтехники российского и зарубежного производства;
  • предприятия в крупных городах расширялись за счет строительства распределенных производственных площадок (сети БСУ).

С точки зрения использования систем управления ТОиР на предприятиях отрасли видны следующие особенности.

1. Эксплуатируется производственное оборудование и спецтранспорт (бетоновозы). Специфика производства требует минимальных простоев БСУ, что связано, во-первых, с непрерывностью процесса отгрузки продукции, а во-вторых, со спецификой самого продукта производства. Причем планирование простоев в обязательном порядке должно учитывать логистические процессы (заказы на производство часто планируются с точностью до нескольких минут). Оптимальная стратегия планирования ППР в данном случае – по наработке, поскольку ключевым показателем загрузки производства являются кубометры произведенной продукции. Причем интеграция с системами АСУ ТП (повсеместно используемыми для управления новыми БСУ) дает возможность производить корректировку планируемых ремонтных работ автоматически и практически ежедневно.

Для спецтранспорта применяется метод планирования ППР по наработке, то есть по количеству мото-часов. Однако для бетоновозов как спецтехники необходимо дополнительно учитывать наработку бетоносмесителя, то есть количество перевезенных кубометров бетона. Для данного оборудования наработка также может определяться автоматически при интеграции с информационной системой учета отгрузки и доставки продукции. В то же время для бетоновозов зарубежного производства необходимо учитывать требования производителя по проведению планового технического обслуживания (комбинация с методом планирования по календарной периодичности).

2. Существенен эффект от централизованного управления ремонтным фондом для распределенных производственных площадок. Дополнительное преимущество, если большинство эксплуатируемых производственных мощностей однотипны или закуплены у одного производителя.

3. Внедрение систем управления ТОиР существенно облегчается, если спецификации оборудования предоставлены в электронном виде, поскольку введение данной информации в систему является одной из наиболее трудоемких операций. Такую информацию может предоставить поставщик нового оборудования (как правило, зарубежного производства, реже – российского).

Пример 2. Судоремонтная отрасль.

Рассмотрим предприятия, осуществляющие эксплуатацию и ремонт судов речного и морского флота. Этой отрасли, также как и судостроению, в последние годы уделяется повышенное внимание со стороны государства, ставится цель повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе, поэтому сокращение издержек является приоритетной задачей. Особенности ремонтных работ на предприятиях отрасли:

  • высокий процент судов со значительной степенью износа;
  • большое количество номенклатурных позиций ремонтного фонда;
  • большое количество поставщиков запчастей и материалов;
  • сезонный характер ремонтных работ (для речного флота).

С точки зрения использования систем управления ТОиР на предприятиях отрасли необходимо учитывать следующие особенности.

  1. Большое количество типовых ремонтных работ и связанных с ними нормативов использования материалов и трудозатрат
  2. Планирование использования инструмента при проведении работ
  3. Широкое использование аналогов при планировании запчастей и материалов, учет вариантов большого количества поставщиков
  4. Строгое планирование исполнителей работ, учет уровня квалификации
  5. Максимально удобная процедура расчета вариантов плана ремонтных работ (сложность и большая стоимость ремонта заставляет находить максимально эффективные варианты для минимизации сроков и стоимости)
  6. Предприятия данной отрасли можно смело отнести к тем, где использование информационных систем управления ТОиР жизненно необходимо. Ведь высокая сложность ремонтных работ делает управление им в ручном режиме крайне неэффективным.

Данные примеры показывают, что при схожести бизнес-процессов управления ТОиР на предприятиях различных отраслей отраслевые особенности играют значительную роль. Это необходимо учитывать как при выборе системы, так и при ее внедрении.

Подсчет эффективности

Не будет преувеличением сказать, что за счет автоматизации процессов календарного и ресурсного планирования достигается основной эффект использования систем управления ТОиР. Для примера рассмотрим основные процедуры планирования (рис. 3).

Основные процедуры планирования

Рис. 3. Основные процедуры планирования

Схема на рис. 3 показывает взаимосвязь всех процессов планирования на предприятии, относящихся к управлению ТОиР. Конечно, регламентация данных процессов возможна и без использования средств автоматизации, но как показывает практика, ответственные за эти процедуры при расчетах используют неполные данные, как по причине их отсутствия, так и по причине ответственности разных структурных подразделений. Автоматизация планирования реализует сквозной бизнес-процесс, состоящий из взаимосвязанных подпроцессов. Это, во-первых, минимизирует трудозатраты на подготовку плановой отчетности, а, во-вторых, минимизирует планируемые ресурсы – за счет использования реализованных в системе алгоритмов.

Читайте также:  Маркировка взрывозащищенного оборудования осуществляется при помощи международного знака

Основными источниками экономической эффективности от внедрения календарного и ресурсного планирования в системах управления ТОиР являются:

  • Снижение складских запасов материалов: уменьшение затрат на хранение,
  • Снижение трудоемкости ТОиР: исключение избыточных работ,
  • Уменьшение времени простоев: снижение времени сверхнормативного простоя,
  • Уменьшение избыточных закупок: снижается благодаря более точному определению потребностей и обоснованному выбору уровня минимальных запасов,
  • Предотвращение авральных закупок: снижение расходов на снабжение,
  • Увеличение прозрачности плановых и фактических затрат на ТОиР: максимальные возможности контроля всех бизнес-процессов планирования и учета со стороны руководства,
  • Уменьшение потребности в оборотных средствах: снижение кредитной нагрузки на предприятие.

Проекты внедрения информационных систем управления ТОиР являются экономически эффективными. Срок окупаемости подобных проектов составляет от 4 месяцев.

Источник

Искусство управления ремонтами

Информационная система управления ТОиР.

Денис Сушко, заместитель генерального директора ЗАО «Ключевой элемент»

Задача сокращения издержек стоит сегодня перед любым предприятием, а значит, ему приходится «открывать» свои бизнес-процессы, делать их максимально прозрачными, чтобы видеть всю структуру и эффективность расходов. В первую очередь это касается планирования ремонтных работ, одного из самых затратных и непрозрачных бизнес-процессов на предприятии. Информационная система управления ТОиР выводит этот процесс из тени и тем самым обеспечивает компании оптимальный режим функционирования производства.

Планирование работ и ресурсов наряду с ведением нормативно-справочной информации (НСИ) относится к ключевым бизнес-процессам предприятия. Производственные предприятия принимают решение о его автоматизации в первую очередь. В то же время функционал планирования является частью информационной системы, неотделимой от других бизнес-процессов. На рис. 1 представлена схема процесса ТОиР, причем его основные операции (подпроцессы) одинаковы для всех предприятий, независимо от использования средств автоматизации.

Ниже мы рассмотрим, какие возможности могут предоставить предприятию информационные системы управления ТОиР при планировании ремонтных работ и ресурсов для их проведения.

Схема процесса ТОиР

Рис. 1. Схема процесса ТОиР

Горизонты планирования

Основой планирования в системах управления ТОиР является процесс автоматического формирования графиков ремонтных работ на определенный период, совпадающий с принятым на предприятии горизонтом планирования. Для использования функционала планирования в системе ведется следующая НСИ:

  • объекты ТОиР, их основные параметры,
  • типовые ремонтные работы, в том числе нормативные для объектов ТОиР,
  • нормативы использования ресурсов для типовых ремонтных работ.

На основании нормативной информации в системе формируется календарный график планово-предупредительных работ (ППР) в необходимом аналитическом разрезе. В наиболее распространенных системах управления ТОиР реализованы возможности формирования графиков ППР на любой горизонт планирования: месяц, год или несколько лет с требуемой разбивкой на всевозможные периоды. Процедура планирования может быть произведена как для всех объектов ТОиР предприятия, так и для относящихся к отдельному подразделению, местонахождению либо закрепленных за ответственным лицом. Это позволяет вводить регламенты процедуры планирования для крупных производственных компаний с распределенной структурой.

При планировании ППР без использования информационных систем на предприятиях обычно применяется методика формирования планов «по календарной периодичности» (в виде временного интервала, например каждые 2 месяца), реже – методика «по наработке» (как правило, она применяется для подвижного состава, значительно реже – для промышленного оборудования). Однако далеко не для всех предприятий эти методики являются оптимальными.

В современных системах управления ТОиР реализованы другие эффективные методики управления бизнес-процессами ремонта оборудования, в частности метод планирования ремонтных работ «по состоянию». Он предполагает инициализацию процессов ремонта при достижении оборудованием неких контрольных показателей или их превышении. Наиболее эффективным может оказаться комплексное применение подходов к проведению ТОиР в зависимости от конкретного вида оборудования. Например, для оборудования, использование которого регламентируется производителем, необходимо использовать планирование по календарной периодичности, а для оборудования с загрузкой, близкой к 100%, простой которого критически важен для предприятия – комбинацию методов «по наработке» и «по состоянию» (последнее – в случае возможности постоянного контроля ключевых показателей, например, с использованием данных АСУ ТП).

Применение информационных систем управления ТОиР является единственным эффективным средством контроля планирования и фактического выполнения ремонтных работ для предприятий с большим количеством объектов ремонта. В большинстве данных систем реализован удобный интерфейс, отображающий календарный график ремонтных работ в необходимом разрезе (рис. 2 – пример из системы 1С:ТОиР). Возможно, например, отображать данный график для начальника цеха – с отбором цехового оборудования, а для главного инженера – с отбором оборудования по предприятию в целом.

Пример из системы 1С:ТОиР

Рис. 2. Пример из системы 1С:ТОиР

Дополнительной возможностью систем управления ТОиР является интеграция с системами управления проектами, например MS Project, что особенно актуально при проведении длительных и сложных ремонтных работ с большим количеством ресурсов.

План ремонтных работ является основополагающим для формирования связанных подробных плановых показателей и бюджетов, например плановых запасов ремонтного фонда; плана (бюджета) закупок запасных частей и материалов; плана необходимых трудозатрат; плана (бюджета) привлечения подрядчиков на ремонтные работы.

Постановка автоматизированного планирования и учета ресурсов, контролируемых при помощи данных бюджетов, дает существенный экономический эффект, о чем подробно будет сказано ниже.

Функции управления на одном приводе

Использование для управления процессами ТОиР информационных систем дает предприятию качественно новые возможности по учету ключевых ресурсов, таких как: материальные (запчасти, ремонтные материалы, ГСМ), трудовые (конкретные сотрудники, трудовые единицы по должностям или ролям, ремонтные бригады), подрядчики (выполняемые виды работ, повременные работы).

Функциональность систем управления ТОиР, используемая на производственных предприятиях наряду с календарным планированием ремонтных работ, – это оптимизация материально-технического снабжения и управления запасами.

Что включает в себя данный «функционал» и за счет чего обеспечивается оптимизация? Во-первых, в результате планирования ППР в системе формируется потребность в материальных ресурсах на конкретные работы, согласно календарю плановых ремонтных работ. Во-вторых, если в системе ведется актуальное состояние склада ремонтного фонда, эти данные учитываются при формировании плановой потребности в запчастях и материалах. Здесь стоит упомянуть особый эффект автоматизации данных бизнес-процессов для предприятий, представляющих собой распределенную сеть производственных площадок. Централизованный складской учет в этом случае без систем автоматизации практически невозможен. В-третьих, при использовании функциональности материально-технического снабжения в системе ведется информация о сделанных заказах поставщикам, что позволяет учитывать планируемые к поступлению материалы и запчасти при расчете потребности на ремонтные работы.

Кроме того, современные системы управления ТОиР позволяют учитывать возможности поставщиков по поставке конкретных номенклатурных позиций, а также учитывать их аналоги, что дает возможность формирования плановых заказов поставщикам автоматически. Причем для ряда позиций (например, часто и много используемых для ремонта) возможно ведение планирования по страховому запасу. То есть при планировании данных позиций на складе всегда будет поддерживаться минимально необходимый запас.

Стоит упомянуть еще об одной интересной особенности некоторых информационных систем. Это возможность ведения номенклатурных позиций с разными наименованиями на разных производственных площадках (в том числе на разных языках), что актуально для распределенных международных компаний с необходимостью единого планирования и учета.

Отдельно отметим возможности ведения суммарный учета материальных затрат. В системах управления ТОиР реализованы возможности формирования планируемых и фактических суммовых затрат на основе плановых цен, а также расчета фактических затрат (при ведении складского учета или при интеграции с информационной системой бухгалтерского учета). Это позволяет получить оценку плановой и фактической себестоимости ремонта в части материальных затрат.

Функциональность управления трудовыми ресурсами применяется, как правило, на предприятиях с высокими затратами на собственный ремонтный персонал. Использование информационных систем позволяет учитывать при планировании ремонтной работы доступность трудовой единицы, необходимой для ее выполнения. Речь может идти и о конкретном сотруднике, и о сотруднике ремонтного подразделения с конкретной должностью или заданной ролью (применяется, скажем, при проведении длительных ремонтных работ, для которых формируются проектные команды из разных подразделений). Кроме того, для крупных предприятий возможно планирование целых ремонтных бригад или подразделений. Аналитические возможности системы позволяют контролировать наличие запланированных трудовых ресурсов и оперативно регистрировать необходимость привлечения дополнительных сотрудников или их замену. Стоит заметить, что наиболее эффективно применение данной функциональности при наличии на предприятии информационной системы управления персоналом и интеграции с ее бизнес-процессами.

Суммарный учет трудовых затрат применяется, как правило, в двух случаях:

  • необходимость расчета полной себестоимости ремонта, в том числе в части затрат на собственный персонал;
  • данные о проведенных ремонтах используются в целях начисления заработной платы работникам ремонтных подразделений.

Во втором случае в системе ведется информация о стоимости нормо-часа работы сотрудников соответствующей квалификации или должности. В первом случае возможно указание в справочнике ремонтных работ стоимости работы в целом.

Управление подрядными работами необходимо для предприятий, существенная часть оборудования которых находится на техническом обслуживании внешних подрядчиков. В этом случае возможно нормативное указание данных работ, если они выполняются на постоянной основе. Кроме того, данная функциональность применяется при проведении больших и сложных ремонтов, для выполнения которых привлекаются сторонние организации.

Для работ, выполняемых сторонними организациями, указывается стоимость конкретной работы, либо стоимость нормо-часа работника сторонней организации. По результатам проведения ремонтов формируется их себестоимость в части подрядных работ, а также рассчитывается кредиторская задолженность для учета в системе бухгалтерского учета.

В каждой отрасли – свой секрет

Для бизнес-процессов управления ТОиР, в частности календарного и ресурсного планирования, большую роль играют отраслевые особенности предприятия.

Пример 1. Строительная отрасль.

Рассмотрим предприятия, осуществляющие производство и доставку товарного бетона и бетонных растворов. Данная отрасль активно развивалась в последние годы, причем рост предприятий отличался следующими особенностями:

  • активно приобреталось новое производственное оборудование (бетоносмесительные узлы – БСУ), преимущественно зарубежное;
  • активно расширялся автопарк предприятий путем приобретения спецтехники российского и зарубежного производства;
  • предприятия в крупных городах расширялись за счет строительства распределенных производственных площадок (сети БСУ).

С точки зрения использования систем управления ТОиР на предприятиях отрасли видны следующие особенности.

1. Эксплуатируется производственное оборудование и спецтранспорт (бетоновозы). Специфика производства требует минимальных простоев БСУ, что связано, во-первых, с непрерывностью процесса отгрузки продукции, а во-вторых, со спецификой самого продукта производства. Причем планирование простоев в обязательном порядке должно учитывать логистические процессы (заказы на производство часто планируются с точностью до нескольких минут). Оптимальная стратегия планирования ППР в данном случае – по наработке, поскольку ключевым показателем загрузки производства являются кубометры произведенной продукции. Причем интеграция с системами АСУ ТП (повсеместно используемыми для управления новыми БСУ) дает возможность производить корректировку планируемых ремонтных работ автоматически и практически ежедневно.

Для спецтранспорта применяется метод планирования ППР по наработке, то есть по количеству мото-часов. Однако для бетоновозов как спецтехники необходимо дополнительно учитывать наработку бетоносмесителя, то есть количество перевезенных кубометров бетона. Для данного оборудования наработка также может определяться автоматически при интеграции с информационной системой учета отгрузки и доставки продукции. В то же время для бетоновозов зарубежного производства необходимо учитывать требования производителя по проведению планового технического обслуживания (комбинация с методом планирования по календарной периодичности).

2. Существенен эффект от централизованного управления ремонтным фондом для распределенных производственных площадок. Дополнительное преимущество, если большинство эксплуатируемых производственных мощностей однотипны или закуплены у одного производителя.

3. Внедрение систем управления ТОиР существенно облегчается, если спецификации оборудования предоставлены в электронном виде, поскольку введение данной информации в систему является одной из наиболее трудоемких операций. Такую информацию может предоставить поставщик нового оборудования (как правило, зарубежного производства, реже – российского).

Пример 2. Судоремонтная отрасль.

Рассмотрим предприятия, осуществляющие эксплуатацию и ремонт судов речного и морского флота. Этой отрасли, также как и судостроению, в последние годы уделяется повышенное внимание со стороны государства, ставится цель повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе, поэтому сокращение издержек является приоритетной задачей. Особенности ремонтных работ на предприятиях отрасли:

  • высокий процент судов со значительной степенью износа;
  • большое количество номенклатурных позиций ремонтного фонда;
  • большое количество поставщиков запчастей и материалов;
  • сезонный характер ремонтных работ (для речного флота).

С точки зрения использования систем управления ТОиР на предприятиях отрасли необходимо учитывать следующие особенности.

  1. Большое количество типовых ремонтных работ и связанных с ними нормативов использования материалов и трудозатрат
  2. Планирование использования инструмента при проведении работ
  3. Широкое использование аналогов при планировании запчастей и материалов, учет вариантов большого количества поставщиков
  4. Строгое планирование исполнителей работ, учет уровня квалификации
  5. Максимально удобная процедура расчета вариантов плана ремонтных работ (сложность и большая стоимость ремонта заставляет находить максимально эффективные варианты для минимизации сроков и стоимости)
  6. Предприятия данной отрасли можно смело отнести к тем, где использование информационных систем управления ТОиР жизненно необходимо. Ведь высокая сложность ремонтных работ делает управление им в ручном режиме крайне неэффективным.

Данные примеры показывают, что при схожести бизнес-процессов управления ТОиР на предприятиях различных отраслей отраслевые особенности играют значительную роль. Это необходимо учитывать как при выборе системы, так и при ее внедрении.

Подсчет эффективности

Не будет преувеличением сказать, что за счет автоматизации процессов календарного и ресурсного планирования достигается основной эффект использования систем управления ТОиР. Для примера рассмотрим основные процедуры планирования (рис. 3).

Основные процедуры планирования

Рис. 3. Основные процедуры планирования

Схема на рис. 3 показывает взаимосвязь всех процессов планирования на предприятии, относящихся к управлению ТОиР. Конечно, регламентация данных процессов возможна и без использования средств автоматизации, но как показывает практика, ответственные за эти процедуры при расчетах используют неполные данные, как по причине их отсутствия, так и по причине ответственности разных структурных подразделений. Автоматизация планирования реализует сквозной бизнес-процесс, состоящий из взаимосвязанных подпроцессов. Это, во-первых, минимизирует трудозатраты на подготовку плановой отчетности, а, во-вторых, минимизирует планируемые ресурсы – за счет использования реализованных в системе алгоритмов.

Читайте также:  К оборотным средствам относятся машины и оборудования транспортные средства товары

Основными источниками экономической эффективности от внедрения календарного и ресурсного планирования в системах управления ТОиР являются:

  • Снижение складских запасов материалов: уменьшение затрат на хранение,
  • Снижение трудоемкости ТОиР: исключение избыточных работ,
  • Уменьшение времени простоев: снижение времени сверхнормативного простоя,
  • Уменьшение избыточных закупок: снижается благодаря более точному определению потребностей и обоснованному выбору уровня минимальных запасов,
  • Предотвращение авральных закупок: снижение расходов на снабжение,
  • Увеличение прозрачности плановых и фактических затрат на ТОиР: максимальные возможности контроля всех бизнес-процессов планирования и учета со стороны руководства,
  • Уменьшение потребности в оборотных средствах: снижение кредитной нагрузки на предприятие.

Проекты внедрения информационных систем управления ТОиР являются экономически эффективными. Срок окупаемости подобных проектов составляет от 4 месяцев.

Источник

Бизнес: мастерская по ремонту электроники в Воронеже

Как зарабатывать на сломанных ноутбуках и смартфонах

Сергей работал в ремонтном сервисе, но хотел открыть собственную мастерскую.

Виктор Сикирин поговорил с хозяином ремонтной мастерской Профиль автора

Он боялся, что не окупит даже затраты, но у него получилось.

Сергей ремонтирует технику уже 6 лет. Сначала он просто чинил телефоны друзьям, потом работал в профессиональных сервисах.

Большинство мастеров в сервисах работает сдельно и получает 30—40% от стоимости заказов. В Воронеже, в зависимости от уровня мастера, раскрученности точки и сезона в месяц получается 15—40 тысяч рублей.

Сергей быстро вышел на этот доход, но заработать больше не получалось. Чтобы расти, осенью 2017 года он открыл собственный сервис.

Помещение

Чтобы ремонтировать технику, не нужно специальное помещение: Сергей мог бы делать все и дома. Но люди не доверяют домашним мастерам, потому что в случае проблем их не найти.

Для мастерской достаточно помещения площадью 10—15 м². Главное, чтобы у места была хорошая проходимость и его было легко найти. Самые проходные места на центральных улицах и в оживленных магазинах давно заняты. А еще такая аренда обходится дорого — начинающему мастеру с минимумом оборудования будет трудно окупить такие траты.

Сергей решил открыть мастерскую в спальном районе, где живет сам. Если телефоны люди могут отнести в любой сервис по дороге на работу или в обед, то ноутбуки, телевизоры или принтеры им проще принести из дома в ближайший сервис.

стоит аренда мастерской на 50 м². Сергею удалось сбить цену до 12 000 Р

Сергей искал помещение два месяца. Он рассуждал так: место должно быть на первом этаже, с выходом на улицу и с площадью под рекламу — так легче привлечь клиентов. Подходящий вариант на 50 м² нашелся за 30 000 Р в месяц. По площади это больше, чем нужно, но Сергей решил, что в будущем это пространство может пригодиться: если дела пойдут хорошо, то будет место для расширения. Арендодатель не мог сдать помещение уже полгода и согласился сбить цену до 12 000 Р .

Оборудование и запуск

Для старта Сергей использовал собственные накопления — 84 000 Р . Эти деньги ушли на регистрацию ИП , оплату первого месяца аренды, закупку оборудования, вывеску и расходы на первые 3 месяца. Сначала арендодатель хотел предоплату за 3 месяца вперед, но потом согласился на помесячную оплату.

На ремонт Сергей не тратился. Раньше в этом помещении были магазин и аптека, ремонт после них не потребовался.

Вывеска и штендер обошлись в 6000 Р , каркас для вывески стоил еще 3000 Р . Монтировал Сергей все сам, потому что может. Сэкономил на сварщике и рабочих 5000 Р .

Мебели в помещении не было, поэтому ее пришлось покупать. Сначала Сергей хотел новые белые столы, как в раскрученных мастерских. Но потом решил сэкономить. Приобрел два стола, стойку администратора, полки и сейф для хранения телефонов на «Авито» за 13 000 Р . Новые обошлись бы минимум в 40 000 Р .

Ноутбук и базовые инструменты для ремонта техники у Сергея уже были. Остальные инструменты пришлось докупить. Микроскоп и монитор Сергей купил б/у, а все остальное — новое. Брать подержанное не имеет смысла: экономия незначительная, а на качестве сказаться может. На оборудование и инструменты он потратил 50 000 Р .

Есть большой спрос на ремонт системных плат в компьютерах и другой технике. За такой ремонт можно взять до 8000 Р , но для этого мастерской нужна специальная инфракрасная паяльная станция. Станция стоит 100—150 тысяч рублей, у Сергея ее пока что нет. Если появляется подходящий заказ, он едет ремонтировать плату в мастерскую, где есть паяльная станция, а за аренду оборудования отдает 20% стоимости заказа. Пока что это выгоднее, чем сразу покупать свою паяльную станцию.

Разрешений на работу и сертификатов на оборудование для такой мастерской не нужно. Авторизованные мастера, которые работают с техникой на гарантии, получают от брендов специальные дипломы. При желании такой диплом можно получить самостоятельно. Но Сергей считает это лишним: за несколько лет никто никогда не спросил, есть ли у него диплом.

заплатил Сергей за инструменты для ремонта

Кассовый аппарат пока что не нужен. Закон требует от предпринимателя, оказывающего услуги, составить прейскурант, оформить уголок потребителя с жалобной книгой и выдавать клиентам бланки строгой отчетности и квитанции о приеме техники.

Траты на инструменты для ремонта — 50 000 Р

Инструмент Стоимость
Микроскоп для припайки мелких деталей 15 000 Р
Паяльная станция с феном 6000 Р
Монитор для проверки компьютеров 5000 Р
Отвертки, лопатка, скальпель для разных моделей телефонов 5000 Р
Принтер для квитанций 5400 Р
Программатор ( UFS ) для перепрошивки микросхем 5000 Р
Мультиметр (тестер) 2000 Р
Настольные лампы 2000 Р
Ультразвуковая ванна 2000 Р
Универсальный блок питания 1500 Р
Антистатическая щетка и браслет 800 Р
Вакуумный пинцет 300 Р

Поставщики запчастей

В Воронеже пять оптовых баз, которые поставляют запчасти. В трех из них работают курьеры, которые бесплатно привезут детали при заказе от 500 Р . Курьер приедет через 2—3 часа после заказа. Он может приезжать хоть несколько раз в день: ограничений нет, лишь бы вы оплачивали заказы. Это удобно — Сергею не нужно тратить время на дорогу.

Чтобы мастера заказывали детали именно у них, поставщики придумывают программы лояльности. Один запустил накопительную систему скидок — чем чаще и больше покупаешь, тем больше скидка. Другие ориентируются на единоразовый объем и виды техники, с которыми работают мастерские. У Сергея пока что скромные скидки — 5—10% .

Формально гарантия на запчасти есть — 2—4 недели после продажи. Но действует она, только если деталь еще не установлена на технику. Если установленный экран сломается, заказывать новый и менять его Сергею придется за свой счет. За 10 месяцев работы такое уже случалось несколько раз.

Реклама и клиенты

Лучшая реклама — это качество ремонта. Людям важно доверять мастеру и получить свою технику в идеальном состоянии. Если человек один раз отремонтировал Макбук у мастера и остался доволен, в будущем он придет к нему снова и будет рекомендовать его друзьям. Сейчас каждый четвертый клиент приходит к Сергею по совету знакомых.

Больше всего клиентов приносят «2 ГИС », «Яндекс-карты» и « Гугл-карты ». Раньше Сергей расклеивал листовки. Партия в 300 штук вместе с расклейщиком обходится ему в 1000 Р . Одна расклейка могла принести 10—15 клиентов, а могла и не дать результата. Сейчас листовки Сергей не клеит — считает это неэффективным.

Еще Сергей размещает объявления на бесплатных досках в интернете и работает как выездной мастер. Часто людям лень тащить телевизор в сервис или выходить из дома в дождь — им удобнее, чтобы мастер сам пришел к ним.

У Сергея есть группа во Вконтакте и аккаунт в Инстаграме. Они не приносят заказы, но иногда клиенты оставляют там отзывы.

У Сергея есть готовый прайс для стандартных процедур, но цены там условные. Например, замена экрана будет стоить от 800 до 2000 Р . Но если сам экран стоит 15 000 Р , то цена вырастет.

Составить прейскурант — обязанность Сергея по закону. Но на практике следовать ему получается не всегда. Люди могут принести разную технику в любом состоянии.

стоит ремонт старой «Нокии» или советского приемника

Чистая прибыль за один ремонт — от 700 до 2000 Р . Эту сумму Сергей добавляет к стоимости запчастей. Заменить кнопку возьмется всего за 300 рублей, за ремонт бабушкиной старой «Нокии» или советского приемника денег не возьмет.

Максимальная прибыль с одного ремонта составила 5000 Р — тогда Сергей восстановил ноутбук, который во время семейной ссоры сначала уронили, а потом окатили водой. Жаль, что семью не склеишь так же, как восстанавливают ноутбуки.

Проблемы

Самые большие сложности возникают с клиентами. Большинство хочет отремонтировать технику дешевле, быстрее и с годовой гарантией. Так получается не всегда, поэтому люди часто скандалят.

Распространенный случай — человек приносит дорогой телефон, у которого кончилась гарантия. Когда Сергей его разбирает, он понимает, что это восстановленный телефон с неоригинальными запчастями. Он говорит об этом клиенту, но тот не верит и считает, что Сергей пытается его обмануть.

Чаще всего клиенты недовольны ценой и временем ремонта. В Воронеже мало деталей, особенно для устаревших моделей. Если человек принес трехлетний смартфон, детали к нему приходится заказывать в Москве и ждать доставку от 3 до 5 дней. Людям кажется это слишком долгим, они злятся и могут забрать технику. Но заказывать запчасти заранее не имеет смысла — никогда не угадаешь, что принесут клиенты.

Деньги за работу Сергей берет, когда возвращает технику. Поэтому сначала он должен заплатить за запчасти из собственных средств. Только спустя несколько дней, а то и недель Сергей их вернет. На этот случай у него всегда есть резерв в 10—20 тысяч рублей. Деньги вперед Сергей берет, только если деталь дорогая и ее нет на складе в Воронеже.

Работая с дорогой техникой, Сергей рискует ее случайно испортить. Например, изогнутые экраны смартфонов: клеить их сложно, работа займет целый день, есть большой риск повредить дорогие компоненты. Если Сергей ошибется, он может потерять месячный заработок. При этом за такую работу Сергей берет всего 2000 Р , потому что клиент уже потратился на стоимость самого экрана и не хочет платить больше.

берет Сергей за установку экрана на смартфон

В ремонте техники есть сезонность. Зимой и в непогоду люди приходят меньше. Перед крупными праздниками и после них клиентов становится в 2—3 раза меньше. За две недели до Нового года и первую половину января почти никто не приходил.

Сотрудников у Сергея нет, нанимать их пока рано. Пока что заказов для этого слишком мало, но в мастерской все равно приходится сидеть с 10:00 до 20:00. Когда заказов нет, Сергей подрабатывает программистом.

Результаты и планы

В день Сергей может отремонтировать до 6—8 предметов, но чаще всего у него бывает по 3—4 заказа. Даже с таким результатом он вышел в ноль на второй месяц.

Сейчас прибыль Сергея — 30—40 тысяч рублей в месяц. Из этой суммы он старается тратить не больше половины, а остаток откладывает на оборудование и открытие второй мастерской. Сергей считает, что может увеличить доход вдвое. Но 100 тысяч — это потолок для таких мастерских в Воронеже.

можно заработать максимум на ремонте техники в Воронеже

Чтобы зарабатывать больше, есть несколько способов:

  1. Раскрутить мастерскую, набрав постоянных клиентов.
  2. Открыть вторую мастерскую, нанять мастера и зарабатывать с двух точек. Найти хорошего мастера сложно: он уже работает в хорошем месте или открыл свой сервис.
  3. Найти более проходное место: например, у автовокзала или рынка. Сергей несколько раз в неделю мониторит сдачу коммерческой недвижимости. Если найдет что-то подходящее, переедет или откроет вторую точку.
  4. Стать авторизованной мастерской и принимать в ремонт технику по гарантии от известных брендов. Но для этого нужно пройти обучение и подогнать мастерскую под технические требования.

В ближайших планах Сергея — докупить оборудование, новую мебель, диван и журнальный столик. Многие заказы можно сделать всего за 20—40 минут — Сергей хочет, чтобы клиенты могли подождать в мастерской. Как только заказов станет 8—10 в день , он наймет еще одного сотрудника и сделает сайт.

Советы

Часто новички хотят купить инструменты на все случаи жизни. Сергей уверен, что лучше брать минимум. Проще арендовать недостающее в другой мастерской.

Важно дружить с другими сервисами и мастерами. Мастера помогают друг другу с оборудованием, обмениваются заказами, подменяют друг друга.

потратил Сергей на запуск бизнеса в 2017 году

Ремонтные мастерские как бизнес подходят не всем. Надо любить технику и хотеть ее чинить. Если вы не готовы проводить часы за паяльником, проще реализовать себя в другом.

Источник