Меню

Радиооборудование воздушных судов и его эксплуатация стр 1

РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

РНО – радионавигационное оборудование предназначено для выполнения ряда навигационных задач по определению места положения летательного аппарата относительно известной точки на поверхности земли в целях:

— вывода летательного аппарата на заданную линию маршрута и обеспечение полёта по заданному направлению (маршруту);

— вывод летательного аппарата на цель или в район аэродрома посадки в заданное время;

— обеспечение посадки летательного аппарата.

Всё бортовое радионавигационное оборудование включает в себя: Радиовысотомер, автоматические радиокомплексы, РСДН и РСБН. РСДН и РСБН (Радиосистемы дальней/ближней навигации) предназначены для определения на борту воздушного судна текущих значений азимута, наклонной дальности относительно места установки наземной части системы. Так же в состав бортового РНО входит и оборудование приводов в районе аэродрома. При помощи данного оборудования возможно самолётовождение, а так же выполнение инструментальной посадки на взлётно-посадочную полосу (ВПП). Эту функцию на борту воздушных судов выполняют следующие системы: СП-50, Курс – МП – 70 и т.д.

Основное разведывательное и радионавигационное оборудование общим весом около 2 т размещается в сменной носовой части фюзеляжа и двух крыльевых контейнерах длиной 8,2 м и объемом 2,55 м каждый. В состав разведывательного оборудования входят РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой, обеспечивающая просмотр местности на дальности порядка 55 км, а также другая инфракрасная и электронная разведывательная аппаратура.

Наземное РНО имеет в своем составе оборудование радионавигационной системы аэродромной зоной (РНСАЗ).Функциональным оборудованием РНСАЗ включает приводные радиостанции, маркерные маяки, курсовые маяки, глиссадные маяки. РНСАЗ подразделяются на: автоматические радиопеленгаторы (АРП), система посадки (СП). Автоматические радиопеленгаторы (АРП) предназначены для измерения азимута на воздушное судно относительно места установки антенны радиопеленгатора. Система посадки (СП) состоит из диспетчерского и посадочного радиолокаторов, предназначена для контроля воздушного пространства вокруг аэродрома и параметров посадки самолетов группой управлением полетов.

РНО можно разделить на: автономное оборудование и неавтономное оборудование. Автономное оборудование не требует получения информации от наземных станций. Неавтономные имеют наземные и воздушные части.

РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Не менее важным звеном для обеспечения безопасности полётов является радиолокационное оборудование(РЛО).Радиолокационное обеспечение полетов связано с комплексом радиоэлектронного оборудования, включающего бортовые радиолокационные станции (БРЛС), доплеровские измерители скорости и угла сноса (ДИСС), радиовысотомеры (РВ), самолетный ответчик – маяк (СОМ).

РЛО – техническое средство получения информации об удаленных объектах в воздухе и на земле путём приема отражённых (или пере излучённых) от этих объектов электромагнитных волн. Так же это оборудование позволяет экипажам ночью, в тумане и облаках на значительных расстояниях обнаруживать воздушные и наземные объекты и определять с большой точностью их координаты. Радиодальномеры, применяются для навигации и определения расстояния до цели. В первом случае они обычно работают в комплексе с наземными маяками-ретрансляторами. Самолетные ответчики, совместно с наземными (корабельными) РЛС образуют систему вторичной радиолокации. Бортовой ответчик по запросу РЛС автоматически передает информацию о координатах ЛА, его бортовом номере, курсе, высоте полета, остатке топлива и др.

РЛО можно разделить на бортовое и наземное оборудование . Особенности ботового РЛО: изменение угла сноса самолёта и его путевой скорости, автоматическая передача наземному оборудованию информации о ВС, Измерение дальности до наземных маяков , обзор пространства в передней полусфере. Обзорные локаторы работают совместно с бортовым оборудованием по принципу «запрос-ответ». Основные части самолетной радиолокационной станции те же, что и наземной. Самолетная радиолокационная станция содержит передатчик, приемник, антенную систему, индикаторное устройство.

1) Диапазон используемых частот – СВЧ-КВЧ

2) Большой динамический диапазон сигналов от 10ов кВт в импульсе(излучения) до 1000ных долей мВт(приём)

3) Структурная сложность РЛС

4) Формирование больших Объемов информации на выходе конечных устройств.

Источник

Радионавигационное оборудование

Радионавигационное оборудование (РНО) – это комплекс радиотехнических устройств, предназначенных для определения местоположения ЛА относительно радионавигационных точек, местоположение которых строго известно, а также для обеспечения посадки и определения элементов движения центра масс самолета.

Рисунок 3.21 – Система координат:

— угол пеленга; — угол возвышения; — истинная дальность; — наклонная дальность;

— высота полета; РНТ – радионавигационная точка.

и — угловые координаты; , , — линейные координаты.

Линия положения – это геометрическое место точек с одинаковой координатой.

Рисунок 3.22 – Линия положения.

Радионавигационное устройство (РНУ) определяет одну линия положения, а радионавигационная система (РНС) – две линия.

Принцип действия РНО

Основан на двух простейших свойствах электромагнитных колебаний, которые распространяются:

1. с постоянной скоростью;

2. по кратчайшему пути (по прямой) между передатчиком и приемником.

Радиодальномеры

Рисунок 3.23 – Устройство радиодальномера:

ПРД – передатчик; ПРМ – приемник; РНТ – радионавигационная точка.

Дальность равна

Существует необходимость определения времени. Однако в виду его малости напрямую этого сделать не удается. Поэтому прибегают к косвенному методу, определяя изменения какого-либо параметра электромагнитных колебаний за это время.

Фазовый радиодальномер

Рисунок 3.24 – Устройство фазового радиодальномера:

ГВЧ – генератор высокой частоты; ГМЧ – генератор модулирующей частоты; ИФ – измеритель фазы; ПРМ – приемник; Д – дальность.

Это самый точный метод определения дальности (до1 см.).

— сдвиг по фазе в ретрансляторе и приемнике.

— круговая частота, — циклическая частота.

Источник



Радионавигационное оборудование воздушных судов.

2) Автоматический радиокомпас KR 87предназначен для решения

следующих навигационных задач:

— полет на радиостанцию и от нее с визуальной индикацией

— заход на посадку совместно с другими приборами по системе обеспечения

— автоматическое и непрерывное определение и визуальная

индикация курсового угла радиостанции ( КУР) в пределах от 0° до 360°;

— слуховой прием позывных сигналов радиостанций, работающих в диапазоне частот радиокомпаса.

О.Т.Д.: 1) U пит = 28В; 2) f р = 200-1799 кГц; 3) ΔКУР = ±3º; 4) Д = 160-180 км;

Состав и 1) Приемник;

размещение: 2) Антенна радиокомпаса– снизу фюзеляжа;

СВ распространяются около поверхности земли в зависимости от времени суток следующим образом: а) Ночью — двумя лучами поверхностным (1) и пространственным (2), отраженным от верхних слоев ионосферы Е, F;

б) Днём — только поверхностным (1), т.к. пространственный луч поглощается нижним слоем ионосферы Д.

Поэтому дальность действия АРК зависит от времени суток и от мощности ПРС.

и принцип действия: АРК имеет 2 режима работы:

2)«ADF» (компас) — это режим автоматического пеленгования. Прием ведется на рамочную гониометрическую антенну, что обеспечивает однозначное пеленгование. Поэтому данный режим используется для непрерывного отсчета КУРа. Принцип работы в этом режиме состоит в следующем (см. рис.1). Антенная система АРК (гониометр) принимает сигналы ПРС и в зависимости от направления прихода р/волн (т.е. от КУРа) вырабатывает сигнал, соответствующий КУРу, который усиливается в приемнике АРК и передается на индикатор. Стрелка индикатора повернется и покажет на шкале КУР.
Читайте также:  Комплект оборудования для обследования технического состояния зданий и проведения инженерных изысканий

1) « ANT» (антенна) — в этом режиме прием ведется только на одну штыревую антенну, которая имеет круговую диаграмму направленности, поэтому он используется для настройки приемника АРК на частоту ПРС или может быть использован как связной радиоприемник СВ.

Указатель KI 227.

Лицевая панель прибора КI 227

Автоматический радиокомпас KR 87имеет два рабочих режима;

В режиме ANT радиопеленгатор выключен, рамочная антенна блокирована, прибор работает как приемник, позволяющий вести прием звуковых сигналов радиомаяка через громкоговоритель или наушники.

Этот режим обеспечивает более чистый прием звуковых сигналов и используется для опознавания радиостанции.

В разных регионах мира некоторые станции, работающие на низких средних частотах, используют телеграфную систему передач в опознавательных целях. Эти станции легко опознаются с помощью кнопки BFO. При нажатии кнопки BFO сигнал в 1000Гц становится слышимым, как только появляется высокочастотный радиосигнал на выбранной частоте. Сообщение BFO высвечивается в центре дисплея.

Переход к режиму ADF осуществляется нажатием на кнопку ADF, при этом на дисплее слева высветится надпись ADF. На приборе KI 227 стрелка КУР будет показывать курсовой угол радиостанции.

На индикаторе слева высвечивается рабочая (активная) частота, справа — дежурная (резервная) частота или время.

Если радиокомпас высвечивает время, то для индикации дежурной частоты нужно нажать кнопку FRQ.

— на PFD нажать программную кнопку «ADF/DME», откроется окно «ADF/DME TUNING»;

— нажать FMS, высветится подготовительная частота в окне ADF;

— используя большую и маленькие ручки FMS набрать частоту привода;

— 2 раза нажать ENT для перевода набранной частоты в рабочую;

— нажать PFD программную кнопку, откроется дополнительные кнопки «BRG-1», «BRG-2»;

— нажать «BRG-1», «BRG-2» до отображения в окошке режима работы ADF и высвечивания частоты привода.

В зависимости от нажатия «BRG-1» или «BRG-2» одинарная или двойная сини стрелки будут показывать на выбранную приводную.

Эксплуатация. 1) Прослушивание АРК KR-87 осуществляется нажатием кнопки ADF на GМА-340.

2) Режим «антенна»— только для прослушивания. КУР на

KI 227в этом режиме показывает 90°, слева на панели

KR-87 высвечивается надпись ANT.

3) Режим «компас»— для прослушивания позывных станций

и для индикации КУР на приборе KI 227. В этом режиме

слева на панели KR-87 высвечивается надпись ADF.

4) Перевод из режима ANT в режим ADF осуществляется нажатием

кнопки ADF на панели KR-87.

5) Режим BFO – для пеленгования при работе радиостанции в

режиме телеграф. Включается нажатием соответствующей кнопки на KR-87.

Методические Исходя из особенностей распространения СВАРК может иметь:

ошибки АРК: 1) Радиодевиация (∆Р) — это отклонение рамочной антенны от истинного направления на ПРС, которое происходит за счет того, что вторичное излучение искажает основное радиополе ПРС вблизи самолета. ∆Р зависит в основном от взаимного положения самолета и ПРС, т.е. от КУРа, поэтому радиодевиацию автоматически компенсируют в блоке рамочной антенны специальным механическим (лекальным) устройством.

2) Ошибки, возникающие вследствие влияния: а) ночного, б) горного, в) берегового эффектов при распространении радиоволн (рис.2а,б,в). Могут достигать величины 30º-40º. Учитываются пилотом при полетах в соответствующих условиях.

День Ночь Ночной эффект проявляется в период

утренней и вечерней зари, когда появля —

Fется или исчезает пространственный луч,

Ечто приводит к колебаниям стрелки АРК.

ПРС 1Горный эффект проявляется при

полетах вблизи гор, когда возможно

появление отраженной от гор радио —

Береговой эффект проявляется при

ПРСполетах вблизи береговой линии, где

возможно преломление радиоволны,

что приводит к неточному опреде-

3) Ошибка, возникающая при неточной настройке приемника АРК на заданную частоту. Выявляется при проверке.

Аварийный радиомаяк ARTEX ME 406.

На самолёте установлен аварийный радиомаяк (ELT) международной космической систе­мы поиска и спасения терпящих бедствие объектов КОСПАС-SARSAT ARTEXME406. Он предназначен для подачи сигнала бедствия, содержащего идентификационную информацию, при вынужденной посадке самолёта или ударе о землю. После приёма аварийных сигналов определяется местоположение и принадлежность самолёта, организуется его поиск и спасе­ние экипажа и пассажиров. Для этого, кроме радиосигнала на частоте 406,025 МГц, предна­значенного для его приёма на спутниках, излучаются радиосигналы на международных ава­рийных частотах 121,5 МГц и 243 МГц для привода поисково-спасательных ВС или назем­ных мобильных средств к месту аварии. Радиомаяк закреплён на самолёте и включается на передачу либо вручную экипажем, либо от удара с продольным ускорением более 5-6 g. Комплект радиомаяка состоит из электронного блока, пульта управления и антенны. На рис. 2.18 представлен электронный блок радиомаяка ARTEX ME 406. Он расположен внутри фюзеляжа за креслами пассажиров в районе первого кольцевого шпангоута.

На рис. 2.19 представлен пульт дистанционного управления маяком, расположенный на приборной доске пилотов справа. Штыревая антенна маяка расположена на верхней поверхности фюзеляжа над задним багажным отсеком.

Источник

Радиооборудование воздушных судов и его эксплуатация (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

МИНИСТЕРСРВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)

ФГБОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

РАДИООБОРУДОВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

И ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Для студентов ФАИТОП, ФЛЭ и ЗФ
специализации ОЛР, ОРТОП ВС, ОРТОР ВС, профиля ЛЭГВС

Одобрено и рекомендовано к изданию

, , Сушкевич воздушных судов и его летная эксплуатация: Учебное пособие / СПб ГУ ГА. С. — Петербург, 2016. 120 с.

Издается в соответствии с программами курсов «Радиотехнические средства обеспечения полетов», «Бортовые радиоэлектронные системы и комплексы», «Радиотехнические средства навигации и посадки» и «Радиооборудование воздушных судов и его эксплуатация».

Рассматриваются общие вопросы летной эксплуатации БРНО, принципы функционирования, комплект и особенности летной эксплуатации автоматических радиокомпасов, радиовысотомеров, самолетных дальномеров, оборудования ближней навигации, бортовых систем навигации и посадки, автономных средств навигации и бортовых систем предупреждения столкновений ВС. Отражены особенности радиооборудования воздушных судов нового поколения.

Предназначено для студентов Университета ГА, а также может быть рекомендовано курсантам летных училищ и летному персоналу при переучивании на новые типы ВС.

Ил. 71, табл. 12, библиогр. 11 назв.

Составители: , канд. техн. наук,

Рецензенты: , канд. техн. наук, доц.,

© Санкт-Петрбургский государственный университет

гражданской авиации, 2016

Список сокращений и условных обозначений. 4

Глава 1 Диапазоны радиоволн, применяемые в ГА и особенности
их распространения. 5

Глава 2 Автоматический радиокомпас. 13

Глава 3 Самолетные дальномеры. 34

Глава 4 Бортовое оборудование угломерно-дальномерных систем. 41

Глава 5 Бортовое навигационно-посадочное оборудование. 46

Глава 6 Доплеровские измерители скорости и угла сноса. 53

Глава 7 Спутниковые навигационные системы. 68

Читайте также:  Как рассчитать годовую мощность оборудования

Глава 8 Аппаратура автоматического зависимого наблюдения. 79

Глава 9 Бортовые системы предупреждения столкновения. 89

Глава 10 Бортовые пилотажно-навигационные комплексы. 100

Глава 11 Основы летной эксплуатации авиационного радиооборудования. 109

Список литературы. 118

Список сокращений и условных обозначений

АЗН – автоматическое зависимое наблюдение

АРК – автоматический радиокомпас

АРО – авиационное радиооборудование

БПНК – бортовые навигационно-пилотажные комплексы

БРЛС – бортовая радиолокационная станция

БСПС – бортовые системы предупреждения столкновений

ВРМ – всенаправленный радиомаяк

ГНСС – глобальная навигационная спутниковая система

ГРП – глиссадный радиоприемник

ДИСС – допплеровский измеритель скорости и угла сноса

ДНА – диаграмма направленности антенны

КИНО – комплексный индикатор навигационной обстановки

КПИ – комплексный пилотажный индикатор

КРП – курсовой радиоприемник

КУР – курсовой угол радиостанции

МНРЛ – метеонавигационный радиолокатор

МРП – маркерный радиоприёмник

РМИ – радиомагнитный индикатор

РТС – радиотехническое средство

СЭИ – система электронной индикации

ХИП – хаотическая импульсная последовательность

ADF (Automatic Direction Finder) – автоматический радиокомпас

DME (Distance Measuring Equipment) – всенаправленный УВЧ радиомаяк дальномерный

ILS (Instrumental Landing System) – инструментальная система посадки

NDB (Non-Directional Beacon) – приводная радиостанция

VOR (VHF Omni Directional Range) – всенаправленный ОВЧ радиомаяк азимутальный

Глава 1 Диапазоны радиоволн, применяемые в ГА

и особенности их распространения

Область применения бортовых радиотехнических средств, а также их возможности существенно зависят от особенностей распространения радиоволн. Эти особенности оказываются разными для радиоволн различных частот. Определенной общностью свойств обладают некоторые группы частот, которые принято объединять в частотные диапазоны (см. табл. 1).

Диапазоны радиочастот

Диапазоны радиоволн

Бортовые радиотехнические средства

Средства радиосвязи
ВЧ диапазона

Очень высокие (ОВЧ)

Метровые (МВ), ультракороткие (УКВ)

Оборудование навигации и посадки (VOR,

ILS–КРП, МРП),
средства радиосвязи
ОВЧ диапазона

Оборудование посадки (ILS–ГРП), радио-дальномер (DME), РСБН

БРЛС, ДИСС, радиовысотомер

В основу работы всех радиотехнических средств положены следующие основные свойства радиоволн:

1) Конечная и достаточно стабильная скорость распространения в однородной среде. Для излучений МВ, ДМВ и СМВ диапазонов земная атмосфера является недиспергирующей, поэтому групповая скорость распространения радиоволн в ней равна фазовой скорости, и обе эти скорости зависят от показателя преломления атмосферы n:

Так как для атмосферы n > 1, то . Для стандартной атмосферы (давление p = 760 мм рт. ст., t = 15°С, парциальное давление водяного пара e = 8,8 мм при относительной влажности 70%) на уровне моря n = 1,000326 и . По мере подъема над землей параметры атмосферы быстро меняются, коэффициент преломления приближается к единице, а скорость радиоволн – к скорости света в вакууме. Для инженерных расчетов можно принять скорость радиоволн равной
3·106 км/с. В целом, скорость прямолинейно распространяющихся радиоволн в атмосфере отличается высокой степенью постоянства, что связано со стабильностью коэффициента преломления атмосферы.

2) Постоянство направления распространения. Радиоволны распространяются по кратчайшему расстоянию между точками излучения и приема. Траектория радиоволны зависит от длины волны и различается у разных диапазонов.

С высокой степенью точности прямолинейными являются траектории волн диапазонов МВ, ДМВ и СМВ в горизонтальной плоскости. Траектория же их распространения в вертикальной плоскости не совсем прямолинейна. Причина отклонений траектории распространения от прямой линии — неоднородность земной атмосферы по высоте. Следствием неоднородности является рефракция. Характер рефракционного искривления траектории радиоволн показан на рис.1. Рефракция может изменять направление распространения на величину порядка десятков угловых минут.

Рисунок 1 – Рефракция радиоволн в атмосфере

3) Способность направленного излучения и приема. Это способность радиоволн концентрировать энергию излучения (приема) в пределах малых телесных углов за счет применения антенных устройств. Направленные свойства антенны принято характеризовать функцией диаграммы направленности (ДН), вид которой представлен на рис.2.

Рисунок 2 – Диаграмма направленности антенны

4) Способность преломляться и отражаться. Отражение и преломление как правило происходит на границе физических сред. Радиоизлучения метровых и более коротких волн отражаются от земной и водной поверхностей, гидрометеоров и других объектов. Это свойство радиоволн используется для обнаружения наземных сооружений, рек, водоемов, облаков, самолетов и т. п. Отражение радиоволн лежит в основе действия радиолокационных станций, входящих в состав бортовых радиоэлектронных комплексов.

С отражением от земной поверхности надо считаться также при анализе электромагнитных полей, формируемых с помощью антенн, устанавливаемых на небольших удалениях от нее. Если излучатель располагается у земной поверхности, то в точку приема приходят две волны — прямая и отраженная (рис.3).

Рисунок 3 – Траектория распространения прямой и отраженной волн

Поле в точке приема представляет собой результат интерференции прямой и отраженной волн. В зависимости от возвышения точки наблюдения над горизонтом разность фаз между прямой и отраженной волнами изменяется. В направлениях, где она близка к 2pk (k — целое число), амплитуды колебаний складываются, а в направлениях, где она близка к p·(2k + 1), — вычитаются. Поэтому ДНА в вертикальной плоскости имеет лепестковый характер (рис.4).

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННОГО РЭО

Дата добавления: 2014-05-22 ; просмотров: 5556 ; Нарушение авторских прав

В гражданской авиации для обеспечения безопасности полетов воздушных судов широко используется радиоэлектронное оборудование. Воздушные суда гражданской авиации в настоящее время совершают полеты не только на большие расстояния, но и в сложной метеообстановке. Для того, чтобы сделать эти полеты наиболее безопасными используется комплекс радиоэлектронного оборудования (РЭО).

РЭО подразделяется в общей сложности на две большие группы — бортовое и наземное радиоэлектронное оборудование. Это оборудование неразделимо и предназначено для совместной работы. Как наземное, так и бортовое оборудование подразделяется на следующие виды: РНО, РЛО, РСО. В свою очередь, эти составляющие также имеют свое структурное деление.

В принципе работы бортового и наземного РЭО используются свойства радиоволн, возможность отражения их от различного рода поверхностей и способность к огибанию препятствий на пути их распространения.

Как уже было сказано выше, РЭО имеет свое структурное деление. Каждая структурная единица предназначена для решения своих специфических задач. Структура наземного и бортового радиооборудования включает в себя РНО, РЛО, PCO (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Классификация авиационного бортового и наземного радиотехнического оборудования гражданской авиации

Навигация — это наука о методах и средствах, обеспечивающих вождение подвижных объектов из одной точки пространства в другую по траекториям, которые обусловлены характером задачи и условиями ее выполнения.

Первоначально под словом «навигация» (латинское «navigatio» от «navigo» — плыву на судне) подразумевались лишь способы вождения морских кораблей. В настоящее время этот термин распространился и на науку о вождении таких объектов, как подводные лодки, самолеты, вертолеты, космические корабли и т. д.

В связи с особенностями вождения морских, воздушных и космических объектов выделились направления: морская, авиационная (воздушная) и космическая навигации.

Авиационная (воздушная) навигация — это раздел навигации, в котором рассматривается вождение воздушных судов (ВС) типа самолетов и вертолетов из одной точки земной поверхности в другую по определенным пространственно-временным траекториям.

Читайте также:  Оборудование для бизнеса шиномонтажное

Самолетовождение или воздушная навигация как наука изучает теорию и практику безопасного вождения ВС в воздушном пространстве. Под процессом самолетовождения понимается комплекс действий экипажа и наземных служб ОВД, направленных на постоянное знание местонахождения самолета и обеспечивающих безопасность и точный полет по заданному маршруту, а также прибытие в пункт назначения на заданной высоте в установленное время. Получив задание на полет, экипаж ВС проводит подготовку к полету, которая включает в себя прокладку на карте маршрута полета, составление предварительного штурманского расчета полета и целый ряд других мероприятий. После взлета экипаж, используя технические средства, выводит самолет из зоны аэродрома вылета, затем на заданную трассу полета и в конце маршрута — в зону аэродрома посадки.

Основная задача авиационной навигации заключается в безопасном и в то же время экономичном по затратам времени и топлива выводе ВС в заданную точку в определенный момент с установленной точностью».

Процесс навигации (самолетовождения) ВС состоит из ряда навигационных задач:

1. точного выполнения полета по установленной трассе (маршруту) на заданной высоте с выдерживанием такого режима полета, который обеспечивает выполнение задания;

2. определения навигационных элементов, необходимых для выполнения полета по установленному маршруту или поставленной специальной задачи (фотографирование, сбрасывание груза и др.);

3. обеспечения прибытия ВС в район, пункт или аэродром назначения в заданное время и выполнения безопасной посадки;

4. обеспечения безопасности полета.

Решение основной задачи авиационной навигации предполагает определение некоторых геометрических величин, характеризующихположение ВС в пространстве и направление его движения, т. е. навигационных элементов полета.

Навигационными элементами полета называют геометрические и механические скалярные величины, характеризующие местоположение ВС и вектор его скорости в заданный момент.

Полеты ВС гражданской авиации производятся по правилам, установленным для воздушного пространства данной страны. Несмотря на разнообразие этих правил, им присущи общие черты, обусловленные требованиями безопасности воздушного движения. Общим является выделение для полетов воздушных коридоров и трасс и контроль воздушного движения специальными службами управления воздушным движением (УВД). Движение ВС по воздушным коридорам и трассам должно осуществляться таким образом, чтобы вероятность опасного сближения ВС в воздухе была бы пренебрежимо мала.

Опасным сближением при полетах на воздушных трассах и в зоне подхода к аэродрому считается схождение ВС на одной высоте на расстояние менее 10 км, а в зоне взлета и посадки — на расстояние менее 5 км или схождение ВС в вертикальной плоскости на интервал, меньший установленного правилами.

Для предотвращения возможных конфликтных ситуаций вокруг каждого ВС в воздухе должно быть некоторое защитное пространство, в пределах которого нахождение другого ВС не допускается. Чтобы уложиться в указанные нормы, экипаж ВС или система автоматического управления (САУ) полетом должны получать информацию о местоположении ВС с достаточной точностью. Основным источником такой информации являются бортовые навигационные технические средства, которые называют навигационными устройствами и системами.

Радионавигацией называют раздел воздушной навигации, в котором рассматривают вопросы теории и практического использования радиотехнических средств в целях вождения ВС по заданным траекториям в назначенные сроки.

Радионавигационные средства состоят из радионавигационных устройств и систем.

Радионавигационным устройством (РНУ)называют наземную и бортовую (или только бортовую) аппаратуру, предназначенную для определения одного навигационного параметра (например, радиовысотомер, радиокомпас и т. д.).

Навигационным параметром называют геометрическую величину или ее производную, которая совпадает с навигационным элементом (например, при измерении расстояния) или связана с ним достаточно простыми соотношениями (например, при измерении разности расстояний до двух опорных пунктов).

Радионавигационной системой (PHC)называют совокупность РНУ и других приборов, функционально связанных между собой и предназначенных для решения частных навигационных задач (определение местоположения ВС, посадка и т. д.). К ним относятся радиотехнические системы ближней навигации, системы посадки и навигации и др.

Радионавигационное оборудование (PHO) предназначено для определения на борту ВС навигационных параметров, необходимых экипажу для вождения воздушного судна. Все бортовое PHO включает в себя: радиосистемы дальней навигации (РСДН), ближней навигации (РСБН), радиовысотомеры и автоматические радиокомпасы.

РСБН и РСДНпредназначены для определения на борту самолета текущих значений азимута и наклонной дальности относительно места установки наземной части системы.

Радиовысотомеры (РВ)предназначены для измерения высоты полета самолета при полете его на низких высотах (до 800 м). Из этого можно сделать вывод, что применяются они в основном на таких этапах полета, как взлет и посадка.

Автоматические радиокомпасы (АРК)предназначены для определения пеленга широковещательных и приводных радиостанций, а также прослушивания их позывных. С помощью APK также возможен привод воздушного судна в район аэродрома.

В состав бортового навигационного оборудования входит и наземное оборудование привода в район аэродрома. При помощи этого оборудования возможно самолетовождение, а также выполнение инструментальной посадки на ВПП. Эту функцию на борту самолета выполняют системы СП-50, КУРС-МП-70 и др.

Наземное радионавигационное оборудование имеет в своем составе РСДН, РСБН, кроме того оно содержит оборудование PHC AЗ (радионавигационные системы аэродромной зоны). Функционально оборудование PHC AЗ включает приводные радиостанции, маркерные маяки и др., которые в тесном взаимодействии с бортовым оборудованием обеспечивают выполнение посадки ВС на ВПП и его привод в район аэродрома.

Радионавигационные системы аэродромной зоны (РНС A3) подразделяются на автоматические радиопеленгаторы (АРП) и системы посадки (СП). АРП предназначен для определения пеленгов летательных аппаратов, оборудованных УКВ радиостанциями и находящихся на связи у диспетчера. Системы посадки в свою очередь подразделяются на оборудование систем посадки (ОСП) и радиомаячные системы (PMC). ОСП включает приводные радиостанции и маркерные радиомаяки. ОСП предназначено для привода ВС в радионавигационную точку; маркирования входа или выхода коридоров полета, а так же пункта излома воздушных трасс; для обеспечения выполнения предпосадочного маневра ВС и выдерживания выполнения полета вдоль оси ВПП. Радиомаячные системы (PMC) состоят из курсовых, глиссадных радиомаяков и предназначены для получения на борту воздушного судна информации о местоположении ВС относительно линии курса и линии глиссады.

Основной задачей радиосистем дальней навигации (РСДН) является обеспечение полетов над акваториями морей и океанов, на внутренних трассах, в прибрежных и труднодоступных районах (горный рельеф, вечная мерзлота и др.), на малых высотах, а так же в зоне аэродрома посадки и при выполнении посадки на необорудованные аэродромы.

Наземная часть системы РСБН служит для обеспечения определения на борту летательного аппарата азимута и наклонной дальности относительно места установки того радиомаяка, от которого идет отсчет.

Источник