Меню

Радиоэлектронное оборудование самолетов



Авионика

Проблемы с содержанием статьи

Авионика (от авиация и электроника, оно же БРЭО — бортовое радиоэлектронное оборудование) — совокупность всех электронных систем, разработанных для использования в авиации. На базовом уровне это системы коммуникации, навигации, отображения и управления различными устройствами — от сложных (например, радара) до простейших (например, поискового прожектора полицейского вертолёта).

Содержание

История

Термин «авионика» появился в начале 1970, когда произошло появление интегральных микроэлектронных технологий и создание на их основе компактных бортовых высокопроизводительных компьютеров, а также принципиально новых автоматизированных систем контроля и управления.

Первоначально основным потребителем авиационной электроники были военные. Боевые самолеты превратились в летающие платформы для датчиков и электронных комплексов. Сейчас авионика составляет большую часть затрат при производстве ЛА. К примеру для истребителей F-15E и F-14 доля затрат на авионику составляет 80 % от общей стоимости самолета. В настоящее время электронные системы широко применяются и в гражданской авиации, например, системы управления полетом и пилотажно-навигационные комплексы. Тем не менее, термин «авионика» нигде не применяется в отечественной нормативно-эксплуатационной документации на воздушные суда.

Состав авионики

Системы, обеспечивающие управление самолетом

  • Системы связи
  • Системы навигации
  • Системы индикации
  • Системы управления полетом (FCS)
  • Системы предупреждения столкновений
  • Системы метеонаблюдения
  • Системы управления самолетом
  • Системы регистрации параметров полета (средства объективного контроля, или бортовые самописцы)

Системы, обеспечивающие управление системами вооружения

  • Радары
  • Сонары
  • Электронно-оптические системы
  • Системы обнаружения целей
  • Системы управления вооружением

Интерфейсы

Стандарты коммуникации

  • ADN
  • AFDX
  • ARINC 429
  • ARINC 664
  • ARINC 629
  • ARINC 708
  • ARINC 717
  • MIL-STD-1553

Конструктивы

Шины расширения

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Авионика» в других словарях:

авионика — сущ., кол во синонимов: 1 • орнитофауна (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

авионика — и, ж. avionique f. 1860. Рей 1998. Авиоэлектроника. Шесть семь авиационных фирм будут выпускать самолеты, а остальные, более менее мелкие авионику, запчасти и т. п. Радиопередача 6. 9. 1997 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

авионика — ж. Бортовое электронное оборудование авиалайнеров. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

авионика — ави оника, и … Русский орфографический словарь

«АВИОНИКА» — ОАО Моск. научно производств. комплекс. Образ. в 1942 г. Занимается конструированием, произ вом и испытанием в наземных и лётных условиях бортовых систем автоматич. упр. полётом ЛА, электродистанц. систем упр., а также их техн. обслуживанием. В… … Военный энциклопедический словарь

Авионика–МАИ–890 — Авиатика МАИ 890 лёгкий самолёт. Биплан разработан в ОСКБЭС МАИ (Отраслевое специальное конструкторское бюро МАИ). Первый вылет самолета состоялся в 1989 году. В том же году начались поставки серийных самолётов заказчикам. Может оборудоваться… … Википедия

МНПК «Авионика» — Московский научно производственный комплекс «Авионика» с 1942 ОАО http://www.avionika.orc.ru/​ Москва, образование и наука, организация … Словарь сокращений и аббревиатур

интегрированная авионика связи, навигации и опознавания — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN integrated communication, navigation and identification avionicsICNIA … Справочник технического переводчика

интегрированное управление/авионика для завоевания превосходства в воздухе — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN integrated controls/avionics for air superiorityICAAS … Справочник технического переводчика

Московский институт электромеханики и автоматики — Тип Открытое акционерное общество … Википедия

Источник

Состав авиационного радиоэлектронного оборудования, его общая характеристика.

Применение радиоэлектронных средств на борту ЛА началось почти сразу же вслед за изобретением радио и освоением полетов на аппаратах тяжелее воздуха. Первые попытки использования радиосвязной аппаратуры относятся ко второму десятилетию прошлого века. С 20-х годов начинается серийный выпуск самолетных радиосвязных станций. В это время проводились также эксперименты по местоопределению самолета с помощью радиосредств, а начиная с 30-40 годов бортовая аппаратура радионавигационных систем уже находит применение при решении боевых задач.

Первые импульсные радиолокационные станции (РЛС) проектировались в 30-х годах. В 40-х годах самолетные РЛС обзора воздушного пространства привели к увеличению боевой эффективности самолетов. К концу 40-х годов были созданы панорамные РЛС обзора подстилающей поверхности. Разработка систем радиотелеуправления ЛА, начатая в середине второго десятилетия, привела к созданию серийной аппаратуры управления крылатыми ракетами на рубеже 30-40 годов.

Читайте также:  Линия для производства фасадных клинкерных термопанелей

Бурное развитие бортовой радиоэлектроники после второй мировой войны связано с принятием на вооружение реактивных самолетов, которое сопровождалось расширением возможностей авиации. В настоящее время все оборудование ЛА образует, как правило, бортовой комплекс. Требования к комплексу, состав его оборудования, определяются оперативно-тактическими задачами, решаемыми конкретным типом ЛА, его летно-техническими характеристиками, характеристиками целей, оружия, а также необходимой информацией при решении отдельных задач. В состав бортовых комплексов входили: авиационное вооружение, авиационное оборудование и РЭО. РЭО входит в состав комплекса как основной источник информации, необходимой для управления ЛА и оружием на различных этапах полета в любых метеоусловиях и в любое время суток.

Исходя из этого в состав РЭО на воздушном судне (ВС) (в соответствии с Федеральными авиационными правилами инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации (ФАП ИАО ГА)***, части первой «Инженерно-авиационное обеспечение государственной авиации», пункт 360 «Радиоэлектронное оборудование», введённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 сентября 2004 г. № 044 и зарегистрирован в Министерстве юстиции 18 февраля 2005 г., № 6340) входят:

*** Настоящие Федеральные авиационные правила инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации (далее именуются – Правилами) определяют цели и содержание инженерно-авиационного обеспечения боевых действий (выполнения специальных задач) и боевой подготовки авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и авиации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых имеется государственная авиация, назначение и задачи инженерно-авиационной службы государственной авиации, устанавливают особенности и порядок организации инженерно-авиационного обеспечения, общие правила эксплуатации и ремонта авиационной техники, требования по обеспечению ее надежности, безопасности полетов, инженерно-технической подготовке личного состава, определяют порядок размещения и содержания авиационной техники на аэродромах, учета ее наличия и состояния, устанавливают права и обязанности должностных лиц инженерно-авиационной службы авиационных объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и других авиационных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых имеется государственная авиация.

Настоящие Правила устанавливают требования к мероприятиям инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу.

Требования настоящих Правил являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих в своем составе государственную авиацию, для всего личного состава авиационных объединений, соединений и воинских частей, воинских частей авиационнотехнического и радиотехнического обеспечения, других авиационных формирований и организаций*.

1.Комплексы и системы радиосвязи,

2. Радиотехнические системы навигации,

3. Самолетовождения и посадки, радиоэлектронные комплексы и системы бомбометания и десантирования,

4. Радиоэлектронные комплексы и системы управления, наведения и целеуказания,

Источник

Радиоэлектронное оборудование самолетов

Современный самолет оборудован комплексом радиотехнических устройств, которые обеспечивают решение широкого круга поставленных задач. В зависимости от назначения эти устройства можно объединить в группы радиосвязного, радионавигационного, радиолокационного и радиотелеметрического оборудования.

Радиосвязное оборудование предназначено для обеспечения двухсторонней внешней связи между экипажами нескольких самолетов в полете и с наземными пунктами управления воздушным движением, двухсторонней внутрисамолетной связи между членами экипажа и передачи необходимой информации пассажирам самолета.

Радионавигационное оборудование обеспечивает решение комплекса навигационных задач, а также посадку самолета в сложных метеорологических и ночных условиях.

Радиолокационное оборудование используется для повышения Гезопасности выполняемых полетов, определения координат различных наземных, наводных и воздушных объектов, их государственной принадлежности и т. д.

Радиотелеметрическое оборудование позволяет передать на борт самолета командную и получать контрольную информацию с самолета.

Как видно, на современном самолете размещено значительное коли шство радиоизлучающей аппаратуры. Большие мощности излучения и малые расстояния между антеннами и блоками радиоаппаратуры, что обусловлено ограниченными объемом и габаритами самолета, приводят к возникновению взаимных помех. Проблема рациональной компоновки оборудования, обеспечивающая их электромагнитную совместимость, весьма сложна в своей практической реализации. Теоретические исследования, отработка компоновки оборудования на макете самолета и специальных стендах — таков путь решения проблемы электромагнитной совместимости оборудования.

Читайте также:  Пивоваренное оборудование в Краснодаре

Источник

Что такое авионика — история создания и состав

Современная авиация растет и расширяется стремительными темпами. Сегодня лайнеры, поднимающиеся в небо, мощны, красивы и выносливы. Управление ими, естественно, тоже претерпело серьезные изменения. Сегодня появляются новые термины, которые для обывателя не совсем понятны. Так, например, что такое автопилот, все знают, но не имеют представления, что это такое – авионика.

авионика

История создания

Термин «авионика», как отмечают специалисты, заимствован из английского языка. Сегодня он крайне популярен у тех, кто занят в сфере авиации. Сегодня авионика – это все электронные системы, которые есть на борту самолета. Причем имеются в виду, как самые сложные их варианты, так и простейшие.

Слово происходит от сочетания двух терминов – авиация и электроника. Также ее иногда называют БРЭО, т.е. бортовое радиоэлектронное оборудование. По сути своей под этим термином скрывается комплекс всех систем электронного характера – это системы коммуникации, навигации, отображения разными устройствами и управления ими.

Как говорят специалисты по электронике, называть БРЭО авионикой неправильно. Ведь БРЭО – это оборудование, которое излучает радиоволны, а авиационные приборы этого не делают. Правильным считается следующее деление:

  1. Оборудование воздушного судна
  2. БРЭО – оборудование, что ответственно за прием или излучение в процессе работы радиоволн
  3. Авиационное оборудование (АО) – оборудование, содержащее электронные составляющие, которые используют электроток, но при этом не используют радиоволны

Сам термин появился в 70-х годах 20 века. Именно в этот период появились интегральные технологии и компактные, но отличающиеся высокой производительностью компьютеры на борту самолетов. Кроме того, были разработаны и внедрены принципиально новые автоматизированные системы контроля. Управлять судами стало проще.

Изначально авионика, как и многое другое, была разработана для военных. И сегодня она продолжает там широко применяться. По некоторым данным, доля затрат на информационную составляющую самолета составляет 20% от стоимости лайнера. Сегодня же авионика перешла и на гражданскую авиацию. При этом стоит понимать, что термин этот негласный – ни в одних документах найти его нельзя.

Состав авионики

Сегодня под понятие авионики на борту самолета попадает целый комплекс систем. В их числе:

  • Навигационные варианты
  • Индикация
  • Связь
  • Система, ответственная за полет
  • Система, предупреждающая о риске столкновения в воздухе
  • Управления
  • Метеонаблюдения
  • Самописцы, наблюдающие за всем происходящим на борту, и прочие средства контроля

Если отдельно выделять военные лайнеры, то авионика в них дополнительно представлена такими системами, как:

  • Сонары
  • Радары
  • Фиксация и поиск намеченной цели
  • Управление оружием

Как может применяться — примеры

Пример

Как это работает, многим не всегда сразу понятно. Так, например, система связи позволяет искать потенциально уязвимые и незащищенные места в работе лайнера. При обнаружении каких-либо неполадок или неисправностей ими займутся соответствующие специалисты авиапрома – они обнаружат их и устранят.

Система навигации, отвечающая всем современным стандартам, должна помочь пилоту в направлении самолета по заданному маршруту. Также она работает во время выполнения различных маневров, когда лайнер заходит на посадку. Точность расчетов позволяет принимать более адекватные ситуации решения. Кроме того, такой вариант предупреждает, если у пилота глаз замылился, и он что-то делает не так.

Оборудование, предназначенное для регистрации параметров полета – крайне необходимая система на борту современных воздушных лайнеров. Самописцы фиксируют все происходящее в самолете, при необходимости с них можно считать информацию и дать оценку действиям экипажа. Кроме того, такие варианты помогают записывать условия, происходящие на борту, чтобы позже можно было в полной мере их оценить и понять, какие ошибки были допущены. Ярким примером деятельности таких систем на борту самолета являются черные ящики лайнера.

Система метеонаблюдения помогает видеть, как меняется погода за бортом. Ведь за счет высокой скорости ветра и изменения ландшафтов в тех или иных местностях она может меняться крайне быстро. А это оказывает непосредственное влияние на полет. Во-первых, самолет может попасть в сильную зону турбулентности без анализа данных по состоянию и движению воздуха. Во-вторых, грозовые облака, в которые может попасть лайнер, не спрогнозировавший свой курс, могут стать причиной катастрофы. Системы метеонаблюдения дают возможность пилотам своевременно реагировать на изменения условий полета.

Читайте также:  Оборудование для производства биотоплива

Новые технологии в авионике

Все системы и варианты управления не стоят на месте. В том числе и развитие авиационного оборудования. Сегодня инженеры могут работать с микроскопическими и невидимыми глазу частицами, подобными атому. И сегодня на первый план выходит молекулярно-инженерная микротехнология. Но чтобы она стала реальностью и начала работать, надо развивать соответствующие методы.

Развитие микроэлектроники приведет к усложнению схем и уменьшению размеров рисунка. И тут потребуются технологии для создания и обработки рисунков с очень высокой разрешающей способностью. Рисунок будет проявляться под действием света, рентгена, электронных пучков и т.д.

Есть вероятность того, что в ближайшие годы ученые определятся с тем, как работать с интегральными схемами с мельчайшими размерами ряда деталей в них. Их число в одной схеме достигнет по площади несколько квадратных миллиметров, в которых будут заключены десятки миллионов деталей. Планируется изменить и основные материалы – использовать не только кремний, но и иные варианты.

новые технологии

С такими системами самолеты будут работать еще более точно и правильно. У современных же лайнеров появится большее число возможностей.

Источник

Авионика

Авионикой принято обозначать весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов. Очень часто параллельно со словом «авионика» используется аббревиатура БРЭО, что расшифровывается как бортовое радиоэлектронное оборудование. Базовыми элементами электронного оборудования являются системы навигации, коммуникации и управления. Что касается оборудования управления, то это очень большое количество систем, начиная от поисковых прожекторов и заканчивая современными радарами.

В отечественной авиации принято разделять специалистов по силовым установкам и самолету. Соответственно, одни занимаются авиационными системами, а другие – радиоэлектронным оборудованием.

авионика ssj-100

ВВС Российской Федерации имеет четкое деление бортового оборудования на БРЭО и авиационное оборудование. БРЭО создано для излучения или приема радиоволн. Что касается авиационного оборудования, то это приборы, механизмы, агрегаты, которые в своей работе используют электрический ток, но при этом радиоволны отсутствуют. Также военные летательные аппараты могут быть оснащены электронным оружием, но они являются отдельной частью оборудования.

В отечественном авиастроении понятие «авионика» практически не используется, поскольку принятым считается обозначение БРЭО – бортовое радиоэлектронное оборудование – и АО – авиационное оборудование.

История развития авионики

Само понятие «авионика» начало использоваться в западных странах с 1970 года. Именно в это время электроника достигла высокого технического уровня, что позволило использовать электронные системы на бортах летательных аппаратов. В эти годы были созданы первые бортовые компьютеры для самолетов. Кроме этого, начали использовать большое количество автоматических систем контроля и управления.

Изначально авионику и электронное оборудование для автоматизации начали заказывать военные для выполнения большого круга военных задач и повышения точности выполнения боевых миссий. В итоге боевые машины стали настолько зависимы от бортового электронного оборудования, что полеты выполнялись в зависимости от выбранных режимов электронного управления. За счет усовершенствования самолетов БРЭО также не отставало в развитии. На сегодняшнее время бортовое оборудование занимает немалую часть материальных затрат на изготовление самолетов. Так, например, при изготовлении самолетов типа F-14 20% общей стоимости всего самолета отведено на авионику. Подобные системы широко применяются и в гражданской авиации, что позволяет автоматизировать и упростить процессы управления машиной.

Современный состав авионики самолетов

Оборудование для управления летательным аппаратом:

  • Система навигации.
  • Система индикации.
  • Система связи.
  • Система, осуществляющая управление полетом, типа FCS.
  • Система, отвечающая за предупреждение столкновения в воздухе, типа TCAS.
  • Общая система управления.
  • Оборудование метеонаблюдения.
  • Оборудование регистрации всех параметров полета. Это бортовые самописцы и средства контроля.

Оборудование управления вооружением:

  • Сонары.
  • Электронно-оптическое оборудование.
  • Радары.
  • Системы для поиска и фиксации цели.
  • Аппаратура для управления вооружением.

Интерфейсы в авионике

Всемирно принятые стандарты коммуникации:

  • MIL-STD-1553.
  • ARINC 664.
  • ARINC 629.
  • AFDX.
  • ARINC 717.
  • ARINC 708.
  • ARINC 429.
  • ADN.

Конструктивы:

  • MicroPC.
  • PC/104Plus.
  • PC/104.

Источник