Меню

Порядок подготовки к осмотру трансформаторных подстанций

Порядок подготовки к осмотру трансформаторных подстанций

Трансформаторные подстанции служат для приема, распределения и передачи электроэнергии потребителям. В их состав входят один или несколько трансформаторов. Трансформаторы, в свою очередь, иногда оснащают дополнительным оборудованием. В его состав входят: разъединители, панели распределительных щитов, пункты коммерческого учета электроэнергии.

Трансформаторные подстанции, как правило, эксплуатируются продолжительное время — до нескольких десятилетий, если профилакттические и ремонтные работы, продлевающие срок эксплуатации оборудования подстанции, проводятся в срок и в полном объеме. Эти работы включают проведение осмотров оборудования.

Порядок подготовки к осмотру трансформаторных подстанций

Осмотр и обслуживание трансформаторных подстанций выполняется с соблюдением требований по технике безопасности на этих видах работ.

Перед тем как войти в камеру, рекомендуется проверить, есть ли напряжение в блок-контактах выхода. Для этого обычно используют индикаторы низкого напряжения.

При выполнении осмотра и обслуживания трансформаторной подстанции необходимо соблюдать все меры безопасности, которые помогут избежать производственных травм работников, проводящих осмотр, и позволят выполнить все работы максимально быстро и качественно.

Требования безопасности при осмотрах и обслуживании

Требования безопасности при осмотрах и обслуживании трансформаторных подстанций изложены в «ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые Правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок» (далее — ПОТ Р М-016-2001), утвержденные постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 г. № 3, приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 г. № 163.

К токоведущим неогражденным частям подстанции не допускается приближение людей, механизмов и грузоподъемных машин на расстояние, менее указанного в таблице 1.

Таблица 1. Допустимые расстояния к токоведущим частям,
находящимся под напряжением

Расстояние от людей и применяемых ими инструментов и приспособлений, от временных ограждений, м

Расстояние от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении, от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов, м

Не нормируется (без прикосновения)

Те рабочие и служащие, которые не заняты в обслуживании подстанции, допускаются к ней только в сопровождении оперативного персонала, наблюдающего за работой подстанции. Оперативный работник должен иметь IV группу допуска к работам по электробезопасности при напряжении выше 1000 В.

Работники, не обслуживающие подстанции, могут допускаться к ним в сопровождении оперативного персонала (наблюдающего), имеющего группу IV, при напряжении выше 1000 В, и имеющего группу III — при напряжении до 1000 В, либо в сопровождении работника, имеющего право единоличного осмотра.

Следить за безопасностью людей, допущенных на подстанции, и предупреждать их о соблюдении мер по безопасности при приближении к токоведущим частям должен сопровождающий работник.

При осмотре трансформаторных подстанций допускается открывать конструкции щитов, сборок, пультов управления и других устройств.

Включать и отключать разъединители, выключатели напряжением свыше 1000 В допускается только в диэлектрических перчатках.

Снимать и устанавливать предохранители допускается только при снятом напряжении.

Под напряжением и под нагрузкой допускается заменять предохранители:
— во вторичных цепях;
— трансформаторов напряжения;
— пробочного типа.

При работе под напряжением (снятие и установка предохранителей) необходимо пользоваться:

  • изолирующими клещами (штангой) с применением диэлектрических перчаток и средств защиты лица и глаз — при напряжении выше 1000 В;
  • изолирующими клещами или диэлектрическими перчатками и средствами защиты лица и глаз — при напряжении до 1000 В.

Двери помещений подстанции, камер, щитов и сборок, кроме тех, в которых проводятся работы, должны быть закрыты на замок.

Хранение и выдача ключей от подстанции и ее наружных и внутренних шкафов и сборок определяется порядком, установленным по распоряжению руководителя электросетевой компании. Оперативный персонал несет ответственность за хранение и учет ключей.

Они выдаются под расписку работникам, имеющим право единоличного осмотра подстанций, а также оперативному персоналу.

Ключи подлежат обязательному возврату ежедневно по окончании осмотра или работы.

Для освобождения пострадавшего от действия электрического тока при несчастном случае подстанция должна быть немедленно обесточена, без предварительного разрешения руководителя работ.

Осмотр и ремонт трансформаторного оборудования

У оперативного персонала электросетевой компании, обслуживающей трансформаторные подстанции, есть журнал дефектов, куда вносятся данные о всех обнаруженных неисправностях в функционировании оборудования конкретной подстанции. Все данные из журнала предоставляются руководителю подстанции, который, в свою очередь, принимает срочные меры по ликвидации указанных недочетов в ее работе.

При проведении осмотра трансформаторной подстанции проверяют:

Целостность конструкций дверей, окон, кровли и межэтажных перекрытий.

  • Исправность отопительной, осветительной, вентиляционной, электрической сетей, а также систем заземления и молниеотвода.
  • Наличие средств пожаротушения (огнетушителей, кошмы и ящика с песком).
  • Укомплектованность медицинской аптечки необходимыми лекарственными средствами.

При осмотре оборудования трансформаторной подстанции проверяют:

  • Отсутствие протекания емкостей оборудования.
  • Уровень масла в емкостях и измерение его температуры (рис. 1).
  • Состояние электрической проводки и контактов оборудования и устройств.
  • Состояние пломб на счетчиках.
  • Состояние целостности и загрязненности изоляционных покрытий.
  • Состояние и работоспособность сигнализационных систем.
  • Параметры давления воздуха в емкостях воздушных выключателей и в резервуарах их пневматических приводов.
  • Отсутствие утечек в воздухопроводах.
  • Отсутствие утечек из конденсаторов емкостных делителей напряжения воздушных выключателей.
  • Исправность указателей положения выключателей.
  • Состояние подогревающих устройств (в зимнее время).

Ответственный инженер электросилового хозяйства электросетевой компании составляет ежегодный план-график проведения осмотров, текущих и капитальных ремонтов трансформаторных подстанций и их оборудования. После согласования руководителем компании такой план-график принимается к исполнению оперативно-ремонтным составом. При выполнении план-графика по проведению осмотров, текущих и капитальных ремонтов, а также при скором решении возникающих проблем в работе подстанций возможна их безаварийная бесперебойная эксплуатация.

Основываясь на опыте эксплуатации данного вида оборудования, можно сделать вывод относительно сроков его выполнения для основного оборудования трансформаторных подстанций:


Рис. 1. Осмотр трансформаторной подстанции

Один раз в 6–8 лет

Заземляющие ножи, выключатели нагрузки и разъединители

Один раз в 4-8 лет

Отделители, компрессоры и короткозамыкатели с коротким ножом

Один раз в 3 года

КРУЭ — комплексные распределительные установки

Один раз в 10-12 лет

Выключатели, функционирующие на вакуумной или газовой основе

Один раз в 10 лет

Один раз в 10 лет

Разъединители внутренней установки

По мере необходимости согласно результатам проведенных осмотров и требуемым испытаниям

Если оборудование исчерпало свой ресурс либо стало непригодным, оно так же подвергается капитальному ремонту.

Руководитель электросетевой компании, ответственный за техническое состояние подстанции, исходя из данных профилактических осмотров, может несколько изменить периодичность проведения капитального ремонта и отредактировать принятый план-график.

Автор: Дмитрий Юрьевич Чернобровкин, инженер-конструктор металлургической и обрабатывающей промышленности

Источник: «Журнал главного инженера», № 6, 2019 (статья в не полном объеме).

Убедитесь, что вы подписаны на журнал и вся необходимая информация — под рукой!

Источник

Инструкции / Инструкции по службе подстанций

Осмотр оборудования подстанций

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ОСМОТРОВ ОБОРУДОВАНИЯ ПОДСТАНЦИЙ

I. Порядок выполнения осмотра оборудования подстанций.

1. Осмотр силовых трансформаторов.

2.Осмотр открытых распределительных устройств.

3. Осмотр закрытых распределительных устройств.

II. Действия оперативного, оперативно-производственного персонала по прибытию на подстанцию для производства плановых оперативных переключений.

III. Действия оперативного, оперативно – производственного персонала по прибытию на подстанцию для осмотра оборудования после аварийного отключения.

Знание настоящей инструкции обязательно для:

  1. начальника, мастера группы подстанций;
  2. оперативного, оперативно-производственного персонала СПС.

Плановый (ежемесячный) осмотр оборудования подстанций проводится двумя лицами: электромонтером и начальником (мастером) группы подстанций. Электромонтер производит осмотр оборудования в соответствии с картой-графиком работы оперативного персонала не реже 3 раз в месяц. Начальник (мастер) группы подстанций производит осмотр в соответствии с ежегодно утверждаемым графиком, но не реже 1 раза в месяц на каждой подстанции группы.

Порядок выполнения осмотра оборудования подстанций.

При выполнении планового (очередного) осмотра оборудования подстанций выполняется следующее:

Осмотр силовых трансформаторов:

  1. Наличие и работоспособность (по косвенным признакам) термосигнализаторов, маслоуказателей, газового, струйного реле, отсутствие признаков нарушения их работоспособности, отсутствие газа (воздуха) в газовом реле.
  2. Состояние механического защитного кожуха и контрольного кабеля от газового реле.
  3. Уровни масла в расширителях основного бака трансформатора и контактора, соответствие их температуре воздуха и масла трансформатора.
  4. Соответствие положения технологических задвижек, перепускных кранов нормальному режиму работы трансформатора.
  5. Полнота и достаточность мер по предотвращению хищений трансформаторного масла, деталей и узлов трансформатора.
  6. Отсутствие течей масла.
  7. Состояние маслоприемника, маслостоков, маслосборника, бортовых ограждений маслоприемника.
  8. Состояние воздухоосушителей (комплектность, цвет индикаторного силикагеля, наличие масла в масляных затворах).
  9. Состояние маслонаполненных вводов и изоляторов (отсутствие трещин, сколов, чистота фарфора, уровень давления масла, состояние воздухоосушителей вводов, отсутствие течей масла).
  10. Состояние ошиновки трансформатора (целостность, наличие и положение термоиндикаторов, отсутствие нагрева контактных соединений).
  11. Состояние устройств РПН – зафиксировать положение переключающего устройства (сравнить с указателем на щите управления), число переключений, комплектность привода, его работоспособность, уровень масла в баке контактора (для РПН типа РНТА), состояние арматуры привода.
  12. Состояние заземляющих разъединителей, короткозамыкателей, конденсаторов, разрядников.
  13. Состояние и работоспособность вентиляторов обдува трансформатора. Работоспособность автоматики обдува.
  1. Осмотр открытых распределительных устройств.

    1. Отсутствие на панелях защит сигналов неисправности оборудования распредустройства.
    2. Состояние плит перекрытия кабельных каналов, отсутствие признаков вскрытия кабельных каналов посторонними лицами.
    3. Уровни масла в маслонаполненном оборудовании, целостность и работоспособность маслоуказателей, цвет индикаторного силикагеля, состояние воздухоосушителей.
    4. Соответствие нормам давления масла и газа в оборудовании, работающем под избыточным давлением (вводы выключателей, малообъемные выключатели).
    5. Состояние ошиновки распредустройтсва – целостность, отсутствие признаков изломов, механических повреждений, набросов, отсутствие признаков нагрева контактных соединений (термоиндикаторы, изменение цвета, искрение).
    6. Состояние подвесной изоляции (целостность фарфора, стекла, степень износа шапок, пестиков изоляторов, сцепной арматуры).
    7. Состояние опорных изоляторов (загрязненность, отсутствие недопустимых сколов, трещин).
    8. Состояние фарфоровых покрышек трансформаторов тока, напряжения, вводов, малообъемных выключателей, конденсаторов.
    9. Состояние заградителей, конденсаторов, фильтр-присоединений, заземляющих разъединителей.
    10. Состояние разъединителей, короткозамыкателей, отделителей, их приводов, отсутствие гнезд птиц, грызунов, осиных гнезд в конструкциях и шкафах приводов, состояние КСА и СБК. Исправность и работоспособность навесов, замков, запоров, крышек ящиков и коробов приводов. Наличие защитных козырьков над губками разъединителей.
    11. Отсутствие течей масла из маслонаполненного оборудования.
    12. Уровни и места коронирования изоляции.
    13. Состояние клемных ящиков, шкафов приводов выключателей, шкафов защит (плотное закрытие, исправность и работоспособность замков, запоров, наличие и работоспособность устройств обогрева, состояние коммутации, аппаратуры, отсутствие осиных гнезд, гнездовий птиц и грызунов).
    14. Состояние электромагнитной и механической блокировок (наличие пломб на замках ЭМБ, замков на приводах рабочих и заземляющих ножей). Отсутствие признаков нарушения механических блокировок разъединителей.
    15. Соответствие положения аппаратуры РУ схеме нормального режима. Отсутствие признаков постороннего вмешательства в аппаратуру и оборудование РУ.
    16. Состояние металлоконструкций, бетонных стоек порталов, оборудования, состояние фундаментов. Состояние узлов и деталей крепления траверс к портальным стойкам, состояние металлических закладных деталей бетонных траверс порталов, состояние деталей крепления гирлянд к траверсам порталов.
    17. Отсутствие возможности скапливания воды в трубах, которые защищают кабели от механических повреждений.
    18. Проверка работоспособности устройств охранной сигнализации.
    19. Наличие, состояние и соответствие надписей диспетчерских наименований оборудования, номеров и высоты молниеотводов, наличие табличек с указанием места заземления пожарных машин и стволов.
    20. Состояние ограждения РУ, запоров, замков, закрытое положение дверей, калиток, ворот. Отсутствие возможности открытого допуска к оборудованию РУ.
    21. Состояние маслоприемников под многообъемными масляными выключателями.
  1. Осмотр закрытых распределительных устройств.

    1. Наружный осмотр здания ЗРУ, шкафов КРУН.
    2. Состояние дверей, замков, их надежность и достаточность. Состояние и работоспособность устройств охранной сигнализации.
    3. Осмотр оборудования в камерах выключателей, камерах трансформаторов собственных нужд, камерах трансформаторов напряжения, отсеках линейных разъединителей. Правильное и полное включение коммутационных аппаратов, состояние трансформаторов тока, изоляторов, отсутствие нагрева контактных соединений. Состояние фазировки и надписей диспетчерских наименований. Осмотр производится с открыванием дверей ЗРУ, камер КРУН. При закрытых дверях осмотр производится через смотровые окна со стороны отсека управления. Наличие сетчатых ограждений, их запирающих устройств, барьеров. Для шкафов КРУН наличие и работоспособность механических блокировок.
    4. Осмотр оборудования в коридоре управления (для КРУН со стороны отсеков управления): состояние изоляции, отсутствие нагревов контактных соединений; правильное и полное включение коммутационных аппаратов; наличие и соответствие требованиям инструкции ОДС надписей диспетчерских наименований, фазировки. Правильная и полная опломбировка цепей учета электроэнергии. Состояние и работоспособность счетчиков электроэнергии. Состояние цепей вторичной коммутации, отсутствие признаков повреждения и постороннего вмешательства в коммутации и оборудование. Состояние и работоспособность устройств РЗА, соответствие положения накладок устройств РЗА схеме и режиму их работы. Состояние и работоспособность механической и электромагнитной блокировок, наличие, работоспособность, достаточность механических замков. Состояние освещения, обогрева помещений, аппаратуры, шкафов КРУН.
    5. Осмотр оборудования шинного этажа, систем, секций шин: правильное и полное включение (отключение) коммутационных аппаратов. Наличие и состояние сетчатых ограждений, наличие и исправность замков, запоров. Состояние изоляции, контактных соединений, термоиндикаторов, отсутствие нагревов контактных соединений. Наличие и соответствие требованиям инструкции ОДС надписей диспетчерских наименований, фазировки. Состояние кровли ЗРУ, крыши КРУН, отсутствие затеканий, попадания воды, отсутствие источников загрязнения изоляции.
Читайте также:  Открытая выкладка в аптеке Только практические советы

II. Действия оперативного, оперативно-производственного персонала по прибытию на подстанцию для производства плановых оперативных переключений.

По прибытию на подстанцию оперативный, оперативно-производственный персонал с целью производства плановых оперативных переключений выполняет следующее:

  1. Доложить дежурному диспетчеру о прибытии на подстанцию, совместно проверив исправность охранной сигнализации и телемеханики (по выдаче сигнала охранной сигнализации на щит д/д).
  2. Проверить отсутствие сигналов, сработавших блинкеров неисправности, аварийного отключения оборудования, работоспособность источников оперативного тока (в том числе аккумуляторных батарей, подзарядных устройств, УКП и т.д.), работоспособность аварийной и предупредительной сигнализации. Отсутствие «земли» в сети оперативного тока, 6, 35 кВ, переменного тока 220В. Проверить отсутствие сигнала «неисправность цепей напряжения» на защитах ВЛ 110 кВ. Проверить небаланс ДЗШ-110 кВ, 3U0.
  3. Производит полный осмотр силового оборудования на котором будут производиться переключения, участвующее в создании ремонтной схемы.
  4. После выполнения оперативных переключений по выводу в ремонт оборудования и допуска бригад к работе, оперативный, оперативно-производственный персонал производит полный осмотр оборудования подстанций по методике, указанной в разделе I.

III. Действия оперативного, оперативно – производственного персонала по прибытию на подстанцию для осмотра оборудования после аварийного отключения.

Решение об объеме и последовательности осмотра принимает диспетчер, в чьем оперативном управлении находится оборудование подстанции. На основании анализа работы устройств РЗА, местных условий, особенностей компоновки распределительных устройств подстанций, диспетчер дает четкое распоряжение прибывшему на территорию подстанции работнику (диспетчер должен проверить достоверность прибытия работника на территорию подстанции). Распоряжение должно содержать перечень конкретного оборудования, аппаратов, устройств которые необходимо осмотреть. Оперативный персонал дословно повторяет распоряжение, получает ответ диспетчера о правильном его понимании, записывает его в оперативный журнал и производит осмотр. Результаты осмотра оперативный персонал немедленно докладывает диспетчеру и дальше действует по его указаниям.
Оперативный персонал, в первую очередь, должен проверить наличие и работоспособность ламп световых табло панелей центральной сигнализации, работоспособность звуковой сигнализации, осмотреть панели устройств РЗА. центральной сигнализации, и после записи, или пометки мелом сработавших сигнальных реле и световых табло, привести их в исходное положение.
При производстве осмотра оборудования после работы защиты, автоматики в первую очередь осматривается оборудование, которое входило в зону действия сработавшей защиты.

Особое внимание при осмотре должно быть уделено:
— положению и состоянию коммутационных аппаратов (выключателей, короткозамыкателей, отделителей);
— состоянию маслонаполненных аппаратов (трансформаторов тока и напряжения, силовых трансформаторов);
— состоянию разъединителей, в/ч конденсаторов и в/ч заградителей;
— состоянию опорной, проходной и подвесной изоляции;
— состоянию ошиновки, систем шин, разрядников:
— состоянию проводов и изоляторов ВЛ в пределах видимости с территории подстанции;
— состоянию клеммных ящиков, кабельных каналов и кабелей вторичной коммутации;
— проверке работоспособности устройств телемеханики;
— обнаружению следов проникновения животных и посторонних лиц на территорию подстанции и следов их незаконной деятельности.

Источник



Периодичность осмотров трансформаторных подстанций.

1.Введение

1.1. Осмотр подстанции (далее — ПС) 110-35кВ, распределительных пунктов (далее – РП), трансформаторной подстанции (далее — ТП) производится с целью своевременного выявления и дальнейшего устранения в кратчайшие сроки дефектов и неисправностей электрического оборудования, также строительной части для обеспечения их надежной безаварийной работы;

1.2. Периодичность осмотров устанавливается:

  • ПС 110-35кВ – 2 раза в месяц оперативно – выездной бригадой (далее — ОВБ), 1 раз в месяц ИТР, а для подстанций, где отсутствует или не работает телесигнализация — 4 раза в месяц ОВБ;
  • РП 6-10кВ и ТП 6-10кВ – 1 раз в месяц дежурным персоналом и 1 раз в 6 месяцев ИТР;
  • ТП 6-10кВ, питающие особо ответственных потребителей или работающие в неблагоприятных условиях, должны осматриваться 1 раз в месяц ИТР.

Дополнительно осмотр выполняется при производстве оперативных переключений, допуске ремонтных бригад ОВБ и персоналом ИТР, при введении «особой схемы».

Электромонтер осматривает подстанцию

Рисунок 1. Осмотр подстанции.

1.3. Осмотр производится с заполнением «Листка осмотра». При выявлении во время осмотра нарушениях, которые могут повлечь за собой нарушение режима работы подстанций РП и ТП, немедленно докладывается диспетчеру электросетей (далее — диспетчер). Дефекты заносятся в «Журнал дефектов».

Устранение неисправностей персоналом, проводящим осмотр, разрешается только с ведома диспетчера, после выполнения технических и организационных мероприятий по охране труда. Самовольное производство каких-либо работ при осмотрах запрещается.

1.4. Если при осмотре выявлена неисправность, угрожающая повреждением оборудования и требующая срочного отключения присоединения, то необходимо, не запрашивая диспетчера, выполнить отключение и только потом доложить диспетчеру. Осмотр продолжается только при полном устранении всех неисправностей или когда оставшиеся неисправности не представляют собой опасности для жизни людей и целости оборудования.

1.5. Все выявленные замечания и дефекты персонал ОВБ должен записать в «Журнал дефектов». Дефекты и замечания, требующие немедленного устранения, должны быть незамедлительно переданы диспетчеру и вышестоящему руководству организации и должны быть устранены в кратчайшие сроки. Ремонт и обслуживание подстанций, устранение дефектов.

2. Осмотр подстанций 110/35 кВ.

2.1. Осмотр подстанции начинается с общего пульта управления (ОПУ), с панели центральной сигнализации (ПЦС), куда выведены сигналы неисправности, контроля изоляции 10/6/0,4кВ и т.д.

При осмотре необходимо включить ключ на панели ЦС, проверить выпавшие блинкера аварийной и предупредительной сигнализации, произвести возврат их в нормальный режим работы. Независимо от того, поднялись блинкера или нет, дальнейший осмотр подстанции прекратить и, приняв все меры ТБ, выявить причины выпадения блинкеров.

Осмотр ОРУ 110 кВ

Рисунок 2. Осмотр подстанций 110-35 кВ.

2.2. При осмотре подстанции проверяется:

  • исправность телесигнализации открывания дверей ПС, РП, ТП;
  • исправность телефонной связи;
  • наличие защитных средств согласно табеля, их состояние и сроки испытания;
  • наличие противопожарных средств, их состояние;
  • состояние освещения подстанции, отсутствие неисправных выключателей и розеток;
  • состояние технической документации на подстанции;
  • положение накладок, автоматов, рубильников и предохранителей в цепях вторичной коммутации и соленоидов или электродвигателей заводки пружинных приводов и соответствие их оперативным указаниям для существующей схемы;
  • наличие и контроль изоляции оперативного тока по вольтметрам на панелях РЗА;
  • наличие и контроль изоляции собственных нужд;
  • наличие принципиальной схемы ПС и ее соответствие существующей схеме.

2.2.1. При осмотре распределительного устройства подстанции:

  • производится замер напряжения по фазам на каждой секции 6-10кВ, записывается нагрузка и показания счетчиков на отходящих фидерах и на вводах трансформаторов (если нагрузка превышает номинальную, об этом немедленно сообщается диспетчеру);
  • проверяется наличие и состояние блокировки присоединений;
  • проверяется наличие диспетчерских надписей на оборудовании и на приводах коммутационных аппаратов в первичной и вторичной схеме, их состояние и соответствие принятым требованиям и назначению;
  • проверяется состояние измерительных приборов, сроки их поверки;
  • проверяется целостность опломбирования клемников цепей коммерческого учета.

2.2.2. При осмотре строительной часть подстанции проверяется:

— отсутствие течи крыши;

  • отсутствие дыр в заборе, отверстий в кабельных каналах и в здании ПС через которые могут проникнуть грызуны и мелкие животные;
  • состояние дверей и запоров, наличие и исправность замков на дверях и воротах;
  • соответствие габаритов между ветвями деревьев и токоведущими частями по периметру подстанции согласно требований ПУЭ;
  • наличие и состояние предупредительных плакатов на ограждении оборудования и на заборе подстанции;
  • наличие диспетчерских наименований и телефона;
  • чистку и порядок в помещениях и на территории подстанции.

2.3. Осмотр оборудования ПС:

2.3.1. При осмотре силовых трансформаторов проверяется:

— показания термометров и термосигнализаторов, показывающих температуру масла в баке трансформатора, их целость и исправность;

  • уровни масла в баке расширителя и баке РПН, соответствие уровня температурным отметкам, целость и исправность маслоуказателей, наличие температурных отметок на расширительном баке;
  • величина давления масла в герметичных вводах и уровни масла в маслонаполненных вводах, соответствие давления масла температурным кривым в герметичных вводах;
  • наличие масла в масляных затворах воздухоосушительных фильтрах, цвет селикагеля в них и воздухоосушительных фильтрах негерметичных вводов (цвет селикагеля должен быть голубым);
  • состояние фарфоровой изоляции вводов (отсутствие трещин, сколов, загрязнения, течи масла из уплотнений, коронирующих разрядов);
  • целость и исправность газового реле, мембраны выхлопной трубы, положение шиберов на трубе к расширителю и на радиаторах к баку;
  • состояние фланцевых соединений (отсутствие течей масла);
  • работа системы обдува трансформатора;
  • работа РПН трансформатора (записываются показания счетчиков числа срабатывания РПН);
  • состояние фундамента трансформатора, состояние гравийности подсыпки и целостность заземляющей проводки;
  • работа подогрева привода РПН (в зимнее время).
Читайте также:  Обзор популярных производителей насосов для бассейна

2.3.2. При осмотре масляных выключателей проверяется:

  • наличие масла в горшках (баках) выключателя и вводах, соответствие его уровня нанесенным на маслоуказательных стеклах отметкам;
  • цвет масла в стекле (масло должно быть прозрачным);
  • отсутствие течей масла из баков выключателя, из указательных стекол и демпферного устройства;
  • целостность изоляции выключателя и ее чистота;
  • отсутствие видимых механических повреждений частей выключателя и привода;
  • наличие и целость всех соединений, шлинтов, ограничителей, положение указателей и исправность сигнальных ламп;
  • отсутствие выбросов масла из выключателя;
  • исправность подогрева привода и баков (в зимнее время);
  • давление газа в фазах выключателя (ВМТ-110);
  • положение привода выключателя (привод должен быть взведен, электромагниты в исходном положении);
  • отсутствие коронирования оборудования.

2.3.3. При осмотре разъединителей, отделителей проверяется:

  • полнота захода ножей в губки (должно быть не менее чем на 2/3 своей площади);
  • целостность изоляции, отсутствие коронирования;
  • температура контактов (визуально и приборам);
  • исправность тяг привода;
  • положение серновидного рычага в приводе ОД, КЗ (при вводе трансформатора в работу);
  • наличие защитных козырьков над приводами.

2.3.4. При осмотре токоограничивающих реакторов проверяется:

  • бетонные колонки на отсутствие в них трещин, сколов;
  • прочность вмазки в бетон крепежных болтов и контактных зажимов;
  • целость лакового покрытия бетонных колонок;
  • исправность изоляции витков, отсутствие деформации витков и замыкания их между собой;
  • отсутствие повреждений опорных изоляторов и надежность их крепления к бетонным колонкам.

2.3.5. При осмотре трансформаторов тока и напряжения проверяется.

— уровень масла в расширителе;

  • отсутствие следов перегрева токоведущих частей и контактных соединений;
  • отсутствие вытеканий изоляционной массы;
  • целостность изоляции;
  • отсутствие обрывов проводов вторичной коммутации.

2.3.6. При осмотре токоведущих шины и кабелей проверяется:

  • отсутствие нагрева контактов;
  • отсутствие повреждений опорной и подвесной изоляции, ее чистота, отсутствие коронирования;
  • отсутствие посторонних предметов на ошиновке и ее целостность;
  • отсутствие коронирования в кабельных разделках и вытекании мастики из концевых воронок, отсутствие трещин и сколов на воронках из эпоксидной смолы;
  • наличие бирок на кабелях;
  • отсутствие джутовой оплетки на кабелях, проложенных в кабельных каналах и наличие окраски брони кабелей;
  • наличие стальных или чугунных кожухов на соединительных муфтах кабелей в кабельных каналах

2.3.7. При осмотре разрядников проверяется:

  • целость фланцев, фарфоровой изоляции, отсутствие трещин, сколов;
  • состояние крепления разрядников и спусков к ним, заземляющих проводников;
  • записывание показания регистратора срабатывания разрядников.

2.3.8. При осмотре аккумуляторных батарей проверяется:

  • достаточность освещения;
  • укомплектованность материалами, спецодеждой, нейтрализующими растворами;
  • уровни электролита в банках, его плотность, напряжение на батарее;
  • чистота батареи, количество шлама в банках, отсутствие коробления пластин и шпона;
  • работа зарядных и подзарядных устройств.

2.3.9. При осмотре оборудования щита собственных нужд проверяется:

  • исправность кожухов, рукояток, запоров, ручек и другой аппаратуры, исправность заземляющей проводки;
  • отсутствие нагрева контактных соединений, подгара, наплывов на контактах;
  • отсутствие некалиброванных вставок, самодельных предохранителей;
  • наличие надписей коммутационных аппаратов, номинальный ток предохранителей;
  • исправность сигнальных ламп;
  • наличие и исправность дугогасительных камер на автоматах.

2.4. После окончания осмотра должны быть заперты на замок все дверцы ячеек, закрыты двери отдельных помещений, отключена центральная сигнализация, включена телесигнализация открывания дверей, выключено освещение подстанции и заперты на замок все двери, ворота и калитки подстанции.

3. Осмотр распределительных пунктов, трансформаторных подстанций

Для осмотра РП или ТП необходимо иметь при себе:

  • диэлектрические перчатки;
  • изолирующую оперативную штангу 10кВ;
  • указатели напряжения до 1000В и на 6-10кВ;
  • токоизмерительные клещи;
  • термоиндикаторную свечу или термометр;
  • переносной фонарь.

3.1. При осмотре строительная части РП, ТП проверяется:

  • состояние подъездных путей, отсутствие загромождений дверей в ТП, РП;
  • состояние отходящих кабельных трасс (отсутствие раскопок, свалок материала, мусора и т. п.);
  • исправность отмостки вокруг ТП, РП;
  • отсутствие видимых повреждений кровли, особенно в местах водослива;
  • состояние штукатурки, побелки стен ТП, РП, отсутствие в стенах дыр;
  • исправность дверей в ТП, РП, наличие на них четких диспетчерских надписей и предупредительных плакатов, исправность дверных замков и запоров;
  • отсутствие течи крыши, состояние внутренней отделки здания ТП, РП;
  • работа обогревательных элементов;
  • чистота помещений и кабельных каналов, отсутствие дыр в перекрытиях кабельных каналов.

3.2. При осмотре электрической части ТП, РП проверяется:

  • состояние освещения помещений и камер РП, ТП;
  • наличие эл. схемы РП, ТП и ее соответствие натуре.

3.3 При осмотре силовых трансформаторов проверяется:

  • наличие барьеров с предупредительными плакатами при входе в камеры трансформаторов;
  • уровень масла в расширительных баках трансформаторов, соответствие его температурным отметкам;
  • отсутствие течей масла из фланцевых соединений и корпуса трансформатора;
  • целостность изоляторов на крышке трансформатора, их чистоту, отсутствие нагрева проходных токоведущих стержней;
  • температура масла в трансформаторах (по термометру);
  • состояние заземления трансформатора;
  • состояние средств пожаротушения;
  • состояние проводника, заземляющего нулевой вывод 0,4кВ и нулевой шины, надежность их крепления.

3.4. При осмотре РУ 6-10кВ проверяется:

А) масляные выключатели:

  • наличие масла в горшках (баках) выключателей, соответствие его уровня нанесенным на маслоуказательных стеклах отметках;
  • цвет масла в маслоуказательных стеклах (масло должно быть прозрачным);
  • отсутствие течей масла из баков выключателя, из указательных стекол и демпферного устройства;
  • целостность изоляции выключателя и ее чистота;
  • отсутствие видимых механических повреждений частей выключателя и привода;
  • наличие и целостность всех шарнирных соединений, шлинтов, ограничителей, положение указателей и исправность сигнальных ламп;
  • отсутствие выбросов масла из выключателя;
  • положение привода выключателя (привод должен быть взведен);
  • отсутствие коронирования;
  • исправность обогрева(в зимнее время);
  • введенное(выведенное) положение АВР. Готовность АВР к работе (реле времени и однократности действия подтянуты, привод СВ взведен, груз поднят, КГП замкнут).

Б) разъединители, выключатели нагрузки:

  • полнота захода ножей в губки, отсутствие перегрева контактных соединений;
  • целостность изоляции, отсутствие видимых механических повреждений дугогасительных камер;
  • исправность привода;
  • наличие над приводами четких диспетчерских надписей;
  • отсутствие коронирования;
  • наличие блокировочных устройств на приводах разъединителей (выключателей нагрузки) и заземляющих ножей;
  • исправность фикисрующих устройств приводов.

В) трансформаторы тока и напряжения:

— наличие и величина напряжения 6-10 кВ;

  • отсутствие следов перегрева токоведущих частей и контактных соединений;
  • отсутствие вытеканий изоляционной массы;
  • целостность изоляции;
  • отсутствие обрывов проводов вторичной коммутации,

Г) токоведущие шины и кабели.

  • отсутствие нагрева контактов;
  • отсутствие повреждений опорной изоляции, ее чистота, отсутствие коронирования;
  • целостность ошиновки, отсутствие на ней посторонних предметов;
  • отсутствие короны в кабельных разделках и вытекания мастики из концевых воронок, отсутствие трещин и сколов на воронках из эпоксидной смолы;
  • наличие бирок на кабелях;
  • целостность заземления брони кабелей;
  • отсутствие джутовой оплетки на кабелях в пределах прохождения их по кабельным каналам и наличие окраски брони кабелей;
  • заделка отверстий труб на выходе из кабельных каналов;
  • окраска ошиновки, обозначение мест для наложения переносных заземлений.

Д) при осмотре РУ-0,4кВ проверяется:

  • исправность кожухов, рукояток приводов, запоров, ручек и другой арматуры, исправность заземляющей проводки;
  • отсутствие нагрева контактных соединений, подгара, наплыва, на контактах, полнота захода ножей рубильников в губки;
  • отсутствие некалиброванных вставок, самодельных предохранителей;
  • наличие диспетчерских надписей над приводами рубильников;
  • наличие надписи номинального тока вставки.

3.5. При осмотре электрического оборудования РП и ТП проверяется:

  • наличие и исправность дверей и шкафов ячеек, замков и запоров в них, исправность ограждений токоведущих частей;
  • положение автоматов и накладок в цепях вторичной коммутации;
  • исправность электроизмерительных приборов и сроки их поверки;
  • производится замер нагрузок отходящих линий и силовых трансформаторов, установленных в РП (ТП) пофазно;
  • замеряется величина напряжения на секциях 0,4кВ.

3.6. Для РП имеющих собственные нужды, оперативный ток, телефонную связь и телемеханику, дополнительно проверяются такие устройства аналогично как и для подстанций (п.п. 2.1, 2.2, 2.2.1)

3.7. После окончания осмотра должны быть заперты на замок все дверцы ячеек, шкафов, рубильников, отключено везде освещение и закрыты на замок все входные двери.

Источник

Системы технического обслуживания и ремонта тяговых подстанций

Поддержание тяговых подстанций в работоспособном и исправном состоянии обеспечивается комплексом работ по техническому обслуживанию и ремонту их устройств. Анализ кустового, централизованного и комплексного методов ремонта и обслуживания подстанций.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.05.2009
Размер файла 21,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Техническое обслуживание и ремонт выполняет ремонтный персонал подстанции — бригада электромонтеров и специализированная бригада РРУ. В случае дежурства в 2 лица один может принять участие в ремонтных работах.

При дежурстве оперативного персонала на дому дежурный электромеханик в свою смену в основном находится дома (особенно ночью) — пассивное время. При производстве оперативных переключений, в период работы ремонтных бригад, а также в аварийных ситуациях он находится на подстанции — активное время. Последнее засчитывается ему обычным рабочим временем, пассивное с коэффициентом 0,25. Пульт дежурного переносится или переключается.

При обслуживании подстанции оперативно-ремонтным персоналом круглосуточно сменное дежурство не требуется, дежурного персонала нет, но аварийная сигнализация, как правило, выведена на квартиру начальника подстанции или старшего электромеханика. Необходимые переключения на подстанции производятся оперативно-ремонтным персоналом (начальник, ст. электромеханик, электромеханики, электромонтеры подстанции). Они же совместно со специализированными бригадами РРУ выполняют все работы по ТО и ремонту.

ПС и ППС всегда обслуживаются оперативно-ремонтным персоналом. При этом оперативные переключения и допуск к работе могут осуществлять и работники РРУ.

Читайте также:  Оборудование подлежащее сертификации по тр тс 010 2011

Системы технического обслуживания и ремонта тяговых подстанций

Поддержание тяговых подстанций, ПС и ППС в работоспособном и исправном состоянии обеспечивается путем проведения комплекса работ по ТО и ремонту их устройств. Все работы делят на три основных вида: ТО, текущий ремонт и капитальный ремонт.

Техническое обслуживание включает в себя все виды осмотров и проверок, чистку, смазку, регулировку, а также комплекс межремонтных испытаний устройств с целью контроля их технического состояния, поддержание и прогнозирование исправного или только работоспособного состояния. В большинстве случаев выполняется без снятия напряжения и вывода устройств из работы.

Текущий ремонт осуществляется для гарантированного обеспечения работоспособности устройств. Кроме диагностирования технического состояния, при текущем ремонте производится восстановление или замена отдельных узлов и деталей, их регулировка. Выполняется с выводом устройств из работы, но, как правило, без вскрытия и глубокой разборки оборудования.

Капитальный ремонт проводится с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному возобновлению ресурса устройств путем восстановления и замены любых узлов и деталей их регулировки. Производится всегда с выводом устройств из работы, их вскрытием и разборкой. При необходимости совмещается с модернизацией устройств для приведения их в соответствие с новейшими достижениями науки и техники.

Структурная схема ТО и ремонта приведена на рис.1.3.

Система ТО и ремонта предусматривает проведение как планового, так и непланового ремонта для восстановления работоспособности после отказов — послеотказовые ремонты. ТО и ремонт производится по календарным планам. Для некоторых устройств, кроме того, учитывается допустимая наработка между ремонтами в соответствующих физических объемах (количество отключений или переключений коммутационных аппаратов, сумма отключенных при этом токов КЗ, суммарное динамическое воздействие на обмотки трансформаторов и т.п.), по достижении которой выполняется внеочередной ремонт.

Методы обслуживания тяговых подстанций

Надежность тяговых подстанций, их технико-экономические показатели, и прежде всего производительности труда зависит от того, в какой степени на дороге, в ЭЧ реализуются передовые методы эксплуатации

и ремонта. Существуют кустовой, централизованный и комплексный методы обслуживания тяговых подстанций.

Кустовой метод


На одной из подстанций, как правило опорной, создают комплексную бригаду и базу для проведения для производства почти всех видов ремонта и обслуживания, оснащенную необходимыми испытательными установками, приборами и приспособлениями, а также автотранспортными средствами. Такая бригада для куста из 3-4 подстанций состоит из 5-6 человек под руководством старшего электромеханика.


На остальных подстанциях, входящих в куст, остается оперативно-ремонтный эксплуатационный штат не более 2-3 человек, включая старшего электромеханика. В их обязанности входит производство оперативных переключений, допуск к работе ремонтных бригад, участие в ремонтных работах и, при необходимости, оперативное вмешательство в аварийные ситуации. Кроме того, они занимаются текущими хозяйственными работами.


Общий штат такого куста из 3 подстанций (опорная с дежурством в 1 лицо, и две промежуточные с оперативно-ремонтным персоналом) составляет 15 человек, или 5 человек на подстанцию. В то же время при раздельном обслуживании таких подстанций общий штат составляет 16-19 человек, т.е. 6 человек на одну подстанцию. Таким образом, трудозатраты уменьшаются на 20%.


Преимущества кустового метода: повышение производительности труда, объединение трудовых и материальных ресурсов малочисленных и разрозненных подстанционных бригад, концентрация их усилий на решение первоочередных, наиболее важных задач, в разгрузке бригад РРУ и уменьшении непроизводственных затрат их рабочего времени, связанных с длительностью поездок.


Недостатки: в комплексной бригаде куста плохо удается выдержать принцип специализации, появляется опасность снижения качества ТО и ремонта; распределение по кустам редко используемых ремонтных приспособлений, аппаратуры и приборов для профилактических испытаний и других работ.


Эти недостатки ликвидирует метод централизованного обслуживания подстанций ремонтно-ревезионным участком. Причем одновременно достигается дальнейшее повышение производительности труда.


Централизованное обслуживание тяговых подстанций

При централизованном обслуживании тяговых подстанций все виды ремонтов выполняются специализированной комплексной бригадой РРУ. По возможности на подстанциях и ПС осуществляется лишь проверка состояния и замена неисправных узлов и деталей (или устройств в целом) с их последующей регулировкой и испытаниями на месте. Восстановление исправности снятых с эксплуатации устройств и элементов, их настройка и подготовка к дальнейшему использованию осуществляется в специализированных отделениях РРУ.

В этом случае штат каждой подстанции, обслуживаемый без дежурства — оперативно-ремонтным персоналом, состоит из 1-2 человек: старший электромеханик и электромеханик, при необходимости остается дежурный персонал.

Недостатком системы централизованного обслуживания являются значительные непроизводственные затраты рабочего времени на проезд бригад РРУ к месту работы. Поэтому предпосылками к такому методу являются:

— расположение РРУ в середине зоны обслуживания или рассредоточение жилья бригад РРУ по длине ЭЧ;

— создание на тяговых подстанциях условий для пребывания бригад РРУ в течении нескольких дней, без ежедневного возвращения к месту жительства;

— обоснованное увеличение межремонтных сроков до оптимальных — меньше выездов бригад на ТП;

— применение комплексных методов ремонта.

Централизованная система обслуживания пока не приобрела широкого распространения, но успешно применяется в сочетании с комплексным методом ремонта подстанций на ряде дорог СНГ. Опыт подтверждает преимущества такой системы обслуживания. Трудовые затраты снижаются до 6-8 тыс. чел-ч на подстанцию в год, что соответствует контингенту 3,5 — 4,5 человека на одну подстанцию. А это еще ниже на 10-20%, чем при кустовом методе.

Комплексный метод ремонта подстанций


Суть метода заключается в том, что все ремонтно-профилактические работы на подстанции, с учетом их объемов, сложности и периодичности делят на три комплекса, объединяемые малым, средним и большим комплексными ремонтами с 6-ти летним ремонтным циклом. Длительность ремонтного цикла равна периоду БКР (большого комплексного ремонта).


Малый комплексный ремонт (МКР) включает в себя все работы, выполняемые ежеквартально персоналом подстанции по текущему ремонту БВ фидеров, инверторов, преобразователей и общеподстанционных устройств собственных нужд. На подстанциях, имеющих ФКУ, одновременно проверяется распределение напряжения по батареи. Каждый второй МКР (1 раз в 6 месяцев) подвергаются текущему ремонту выпрямительные преобразователи.


Средний комплексный ремонт (СКР) производится ежегодно бригадами РРУ совместно с персоналом подстанции. При этом максимально используется принцип параллельности. Различают два объема ремонтов.


СКР1 выполняется каждый год. Он включает в себя все работы МКР, а также текущий ремонт высоковольтных выключателей переменного тока, отделителей, короткозамыкателей и разъединителей ОРУ, силовых трансформаторов, сглаживающего устройства и устройств собственных нужд (электродвигатели, аккумуляторные батареи, зарядные и подзарядные устройства, освещение). При этом выполняются профилактические испытания преобразователей, ВВ, сглаживающих устройств, высоковольтных силовых кабелей и штыревой изоляции ОРУ, а также частичная проверка защиты, автоматики и телемеханики всех присоединений.


СКР2 производится 1 раз в три года. Он поглощает все ежегодные работы СКР1 и, кроме того, предусматривает выполнение текущего ремонта измерительных трансформаторов, а также капитальный ремонт МВ фидеров контактной сети переменного тока, отделителей и короткозамыкателей. При этом выполняется полный объем профилактических испытаний всех МВ измерительных трансформаторов, электродвигателей, подзарядных устройств и контура заземления, испытания изоляции РУ, сглаживающего устройства, аккумуляторной батареи и освещения, а также полная проверка устройств РЗАТ и электроизмерительных приборов всех присоединений.


Большой комплексный ремонт (БКР) соответствует капитальному ремонту подстанции. Выполняется 1 раз в 6 лет работниками подстанции, РРУ, ЭЧМ и специализированных ремонтных баз. БКР предусматривает выполнение в обязательном порядке капитального ремонта всех разъединителей, отделителей, короткозамыкателей РУ выше 1000 В. При этом выполняется также текущий ремонт и полный объем профилактических испытаний всего остального оборудования, аппаратов и схемных узлов, по результатам которых устанавливается необходимость назначения дополнительных капитальных ремонтов.


Применение комплексных ремонтов позволяет сосредоточить внимание РРУ, ЭЧМ и других подразделений ЭЧ на одной подстанции, используя принцип параллельности производственных процессов, более четко планировать работу специализированных бригад, снизить число отключений присоединений и продолжительность простоя оборудования в ремонте. Бригады РРУ работают на каждой данной подстанции только 1 раз в году и выдают гарантию ее устойчивой работы.


Работы по БКР и СКР должны производится в строгой технологической последовательности с соблюдением правил сетевое планирование — разработаны сетевые графики БКР и СКР.


Ремонт каждой конкретной подстанции производят в строго отведенные для нее время и, в зависимости, от установленных сроков, планируют завоз материалов и запчастей, работы автотранспорта, отпуска людей. Энергодиспетчер точно знает, для какой подстанции согласовывать и оформлять работу, сокращая потери времени на ожидание нарядов и подготовки рабочих средств. Улучшает качество работ и контроль за ними.

Подобные документы

Организация работы локомотивных бригад и обслуживание локомотивов. Сооружения и устройства вагонного хозяйства. Системы технического обслуживания и ремонта вагонов, локомотивов и тяговых подстанций. Организация механизации производства путевых работ.

отчет по практике [700,9 K], добавлен 16.05.2016

Выбор исходных нормативов в режимах технического обслуживания и ремонта и корректирование нормативов. Определение общей годовой трудоемкости технических воздействий на подвижной состав предприятия. Организация работ по техническому обслуживанию и ремонту.

курсовая работа [546,4 K], добавлен 16.12.2009

Производственная программа по техническому обслуживанию и ремонту. Трудоемкость текущего ремонта, самообслуживания и вспомогательных работ. Расчет численности рабочих. Количество постов в зонах ТО и ТР. Расчет площадей зон технического обслуживания.

курсовая работа [55,7 K], добавлен 12.12.2010

Увеличение объема производства и повышение качества ремонта тяговых двигателей. Необходимость в реконструкции электромашинного цеха, проектировании прерывной переменно-поточной линии ремонта тяговых двигателей, рациональной организации производства.

курсовая работа [85,9 K], добавлен 10.04.2009

Особенности выбора метода организации технического обслуживания и технического ремонта автомобилей. Численность ремонтных рабочих по видам воздействий. Методика расчета производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

дипломная работа [52,6 K], добавлен 07.08.2013

Назначение и устройство тягового двигателя пульсирующего тока НБ-418К6. Система технического обслуживания и ремонта электровозов. Условия работы тяговых двигателей. Контрольные испытания двигателей. Ремонт подшипниковых щитов, щеточного аппарата.

дипломная работа [1,9 M], добавлен 19.11.2014

Разработка технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей. Определение количества постов, автомобиле-мест проектируемой станции ТО. Перечень работ по диагностике, техническому обслуживанияю и ремонту легкового автомобиля Renault Duster dci.

дипломная работа [705,6 K], добавлен 10.07.2017

Источник