Поливочные и поливомоечные машины: назначение, классификация, характеристики
Поливочные машины — разновидность спецтехники, широко использующаяся в коммунальном хозяйстве, при ремонте дорог, в ходе строительных работ. Основными элементами конструкции автомобилей этого вида являются:
- цистерна или бак;
- центробежный насос;
- оборудование для выпуска, распределения содержимого цистерны (поливомоечное, противопожарное);
- дополнительные приспособления — щетки, плуги.
Поливочные автомобили позволяют проводить комплексные работы по уборке и облагораживанию территорий оперативней и экономичней, чем при использовании ручного труда. Дополнительное преимущество — оздоровление микроклимата в воздушном пространстве в зонах транспортных магистралей, а в теплое время года — предотвращение перегрева и последующей деформации дорожного покрытия.
Назначение поливомоечной машины
Поливомоечная техника применяется в быту в различных населенных пунктах:
- для уборки пыли, грязи, снега, мусора с дорог, имеющих асфальтовое или цементобетонное покрытие;
- при обработке сельхозугодий;
- для чистки канализации;
- для мойки, увлажнения, обеспыливания строительных площадок, фасадов зданий;
- при поливе зеленых насаждений, газонов;
- при тушении пожаров.
Цистерны поливочных машин заполняют водой (в этом случае они также применяются для транспортировки воды на различные объекты) или реагентами — солью, песком, специальными смесями, использование которых в зимнее время препятствует обледенению дорожного полотна.
УСЛУГИ ПОЛИВАЛЬНОЙ МАШИНЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Для постоянных клиентов у нас специальные цены. Узнайте условия по телефонам:
Классификация поливомоечных и поливальных машин
По назначению машины для полива дорог делят на 3 базовых типа:
- специализированные поливочные;
- специализированные моечные;
- комбинированные (универсальные).
Базовые модели автомобилей различаются видом рабочих органов — сменных щелевых насадок (поливочных или моечных, на конусном или шарнирном креплении). Поливочные насадки при установке поворачивают вверх и в стороны, симметрично по отношению к продольной оси базы автомобиля. Моечные насадки направляют вниз и вправо, чтобы смываемая грязь оттекала с проезжей части в сторону — к дорожному лотку водоотводной системы или для последующего удаления с помощью подметально-уборочной машины. Охват покрытия, которое может обработать поливальная техника, заметно увеличивается, если на автомобиле установлены не 2, а 3 моечных насадки — две спереди (стандартный вариант), а одна сбоку.
Также типовыми рабочими органами поливальных автомобилей являются:
- Моечная рампа — горизонтальная труба с форсунками, угол установки которой рассчитывается так, чтобы вода из форсунок попадала на большую площадь дорожного полотна, чем из моечных насадок. По длине форсунки уступают насадкам, благодаря чему скорость водяных струй повышается, а расход воды на единицу площади покрытия снижается. Однако ширина мойки в случае с форсунками не превышает габаритной ширины автомобиля (3-3,5 м), а с насадками — достигает 6-8 м.
- Водяное сопло — упрощает мойку дорожных лотков, создавая во время перемещения поливочной машины водяной вал, движущийся вдоль лотка. Избыток воды с мусором периодически отводится в колодцы ливневой канализации.
- Подметальная щетка. Форма обычно цилиндрическая. Может иметь ворс из стали или синтетических материалов.
- Плуг для очистки дорог от снега (стандартный, полускоростной, скоростной, поворотный, неповоротный). Отвал плуга устанавливается со скосом для отбрасывания снеговых валов в сторону от дороги.
Базой для поливочно-моечных автоконструкций служат шасси грузовых автомобилей, реже прицепы или полуприцепы. Центробежный водяной насос устанавливается на раме. В зависимости от мощности насосной установки поливочные машины для дорог делят на 2 типа — с низким и высоким давлением воды (до и более 1 МПа соответственно). Чем выше давление, тем больше кинетическая энергия водяных струй и меньше расход воды в пересчете на площадь дорожного полотна, однако конструкция водораспределительного оборудования — в частности, форсунок моечной рампы — должна предотвращать преждевременное дробление и аэродинамическое торможение струй.
Характеристики
Помимо особенностей конструкции, поливочные машины различаются следующими характеристиками:
- объем цистерны;
- стандартная ширина рабочей зоны при поливке, мойке;
- рабочая ширина щетки или плуга.
В зависимости от модели автомобили отличаются также:
- габаритными размерами;
- возможностью комплектации:
- базовым оборудованием — разбрасывающим, щеточным, плужным,
- поливомоечным (в том числе предназначенным для очисткидорожных
- знаков струей воды под высоким давлением);
- специализированным оборудованием — для распыления жидких реагентов, тушения пожаров, забора воды из водопроводной сети;
- полной массой.
Современные модели рассчитаны на применение сменного оборудования, которым комплектуются в зависимости от сезона. Один автомобиль при наличии полного комплекта оборудования типа «зима-лето» может круглогодично использоваться для очистки автодорог с любым твердым покрытием. Однако зачастую проводить полив или очистку дорог при помощи поливомоечных машин приходится в усиленном режиме. Так, в сильную жару или обильный снегопад уборочная техника может выходить на маршруты по территории населенных пунктов ежедневно и совершать за 1 смену до 8-9 рейсов.
Поливомоечные машины на базе КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ, ГАЗ — технические характеристики моделей
Поливомоечная машина КДМ на базе КАМАЗ — технические характеристики
Поливомоечные машины КО на базе ЗИЛ, КАМАЗ — технические характеристики
Поливомоечные машины КО-713 (806, 823) на базе ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ — технические характеристики
Регулярная эксплуатация в условиях повышенной нагрузки может пагубно сказаться на рабочих характеристиках автомобилей. Поэтому коммунальные службы или организации, ответственные за содержание и благоустройство дорог, нередко берут поливочные машины в аренду у частных компаний.
Так, фирма «АвтоПлюс» предлагает в аренду поливомоечную технику КамАЗ, отличающуюся рядом выгодных характеристик:
- Оптимальная компоновка базовых узлов, обеспечивающая универсальность оснащения.
- Стабильная работа на малых скоростях (быстро очищаются даже сильно загрязненные поверхности).
- Устойчивая к образованию ржавчины, засорению система подачи воды (материалы — цветные металлы, нержавеющая сталь).
- Низкий уровень шума благодаря вентилятору с шумоглушителем.
- Системы увлажнения, освещения рабочих зон.
- Возможность заправки из водоемов, сетей водопровода.
Для постоянных клиентов у нас специальные цены. Узнайте условия по телефонам:
Узнать больше по телефонам: +7 (812) 313-23-80, +7 (921) 952-10-33.
Источник
«Подметалки» и «поливалки»: история советских коммунальных машин
«Подметалки» и «поливалки»: история советских коммунальных машин
Продолжаем публикацию статей, посвященных разнообразным специальным автомобилям для крупных городов. В предыдущих статьях мы рассказывали о необычных автомобилях-такси, которые горожане уже давно перестали замечать. Не обращать внимания на коммунальные машины сложнее: они вечно тормозят движение, издают пронзительные звуки, занимают все ряды широких проспектов и сгоняют водителей с парковок.
В обязанности этой техники входят регулярная очистка, мойка и уборка городских территорий, коммуникаций и памятников, обслуживание и ремонт сложнейших систем электро-, водоснабжения и канализации, вывоз мусора и различных отходов в любое время года и в любых климатических зонах.
Эту статью посвящаем первым самым простым и незаметным автомобильным труженикам крупных советских городов, выпущенным до развала СССР в 1991 году, – подметально-уборочным и поливочно-моечным машинам, в обиходе известным как «подметалки» и «поливалки». Они базировались на шасси обычных грузовиков и в те времена исполняли несложные обязанности: подметание, поливка и мойка проспектов, улиц, площадей и парков.
Первая советская подметальная машина ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на Садовом кольце в Москве. 1936 год
Первенцы подметальные и поливальные
История советских коммунальных автомобилей подметально-поливочной категории начиналась в середине 1930-х годов с развертыванием выпуска полуторок и трёхтонок. Первым в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ), с оглядкой на подобные немецкие машины, был создан достаточно совершенный подметальный автомобиль ПУ-2 на шасси грузовика ГАЗ-АА.
Редкое применение подметальной машины ПУ-2 в зимнее время в Ленинграде
Источник
Оборудование для вывоза строительного мусора
Поливочно-моечные машины
Поливочно-моечные машины предназначены для мойки асфальто- и цементобетонных дорожных покрытий с помощью веерообразных плоских струй, направленных в сторону от машины по направлению к прилотковой полосе.
Рис. 1.8. Схема водяной системы поли-вочно-моечной машины ПМ-130:
1 — насадок; 2 — напорная линия; S — манометр; 4 — вентиль; 5 — центробежный Насос; 6 — всасывающая линия; 7 — заборная труба; 8 — центральный клапан; 9 — фильтр; 10 -цистерна
После смывания на прилотковой полосе задерживается около 50% отделенных загрязнений, а вода с наиболее мелкими фракциями загрязнений поступает в колодцы водосточной сети. Таким образом, машина не убирает загрязнения, а только отделяет частицы от поверхности дорожного покрытия и перемещает их на прилотковую полосу. Кроме того, машину применяют при наличии уклонов и правильной профилировке поперечного сечения дороги для смывания в колодцы водосточной сети загрязнений, расположенных в прилотковой полосе. Как правило, конструкция машины позволяет поливать дорожные покрытия, чем обеспечивается снижение запыленности придорожных слоев воздуха, и изменять показатели микроклимата придорожной зоны. Эти машины также можно использовать для полива зеленых насаждений и тушения пожаров.
Поливочно-моечные машины отечественной конструкции имеют общую принципиальную схему устройства.
Вода из цистерны, размещенной на базовом шасси машины, поступает в насосную установку, которая подает жидкость в напорный трубопровод, заканчивающийся рабочими органами машины — моечными насадками (рис. 1.8). Насадка образует плоскую веерообразную струю, направленную под небольшим углом к дорожному покрытию. При встрече струи с дорожным покрытием происходит отделение загрязнений, смывание их и перемещение по направлению к прилоткоюй полосе.
Основным широко распространенным типом поливочномоечной машины, более десяти лет изготовляемой промышленностью, является машина ПМ-130Б. За этот период модернизация коснулась только второстепенных устройств машины. Городские предприятия располагают сравнительно в небольшом количестве универсальной машиной КДМ-130, предназначенной для содержания автомобильных дорог. Принципы работы и конструкции машин КДМ-130 и ПМ-130Б аналогичны.
В настоящее время в очередной раз модернизируют машину ПМ-130Б. Модернизация направлена в основном на изменение формы цистерны, конструкции и расположения яшиков для инструмента и вспомогательного оборудования. Кроме того, на модернизированной машине, получившей индекс КО-002, установлен третий моечный насадок с правой стороны машины за кабиной водителя. Планируется в течение ближайшего времени заменить цетробежный насос более мощным, который позволит осуществлять мойку дорожных покрытий высоконапорной струей.
Сущность высоконапорного метода мойки дорожных покрытий состоит в следующем. Энергия, которая передается струей загрязнениям, смываемым с дорожного покрытия, пропорциональна массе воды и ее скорости. Исследования, проведенные в эксплуатационных условиях, показали, что имеется возможность дальнейшего повышения скорости рабочей струи при соответственном сокращении массы воды. При реализации такого перераспределения показателей, определяющих энергию струи, появляются перспективы снижения удельного расхода воды при мойке и, следовательно, соответствующего повышения производительности машин.
Результаты исследований показали, что имеется возможность снизить удельный расход воды при мойке почти в 2 раза, при увеличении напора, поступающей к насадку воды в 3—4 раза. С учетом этих результатов разработана новая комбинированная уборочная машина КО-802 на базе автомобиля КамАЗ-53213, прошедшая заводские испытания и рекомендованная приемочной комиссией к промышленному освоению.
Для работы в летнее время машина снабжена поливочно-моечным оборудованием, которое для работы машины в зимнее время заменяют оборудованием для распределения пескосоляной смеси и реагентов. В настоящее время изготовлена партия этих машин.
В течение последних лет за рубежом главным образом на машинах, используемых для уборки тротуаров, появилось устройство нового типа для мойки покрытий. Это устройство представляет собой трубу напорной сети. Труба прикреплена к машине спереди под небольншм углом к поперечной ее оси. На трубе через 250-350 мм установлены насадки, подающие на дорогу веерообразные струи. Струи встречаются с поверхностью дороги под углом 70—80 градусов;, смывают загрязнения и перемещают их вместе с водой несколько вперед и в сторону от машины.
Основное преимущество такого способа мойки состоит в снижении удельного расхода воды. Однако, как и при высоконапорной мойке, это достигается путем увеличения давления до 1,2-1,6 МПа.
Кроме того, для уборки городских дорог используют поливочно-моечное оборудование универсальной уборочной маншны КО-705, выполненное в виде прицепа к базовому тягачу — трактору Т-40АП. Поливочно-моечная машина ПМ-130Б для круглогодичного использования базового шасси снабжена съемным плужно-щеточным оборудованием. Это оборудование применяют при очистке дорожных покрытий от свежевыпавшего снега, и оно является основным при выполнении этого вида работ.
Поливочно-моечное оборудование этой машины состоит из цистерны, узлов ее крепления к лонжеронам базового шасси, системы трубопроводов, соединяющих цистерну с центробежным насосом и подающих воду под давлением в два моечных насадка, размещенных впереди базового шасси.
Цистерна сварная овальной формы, в передней верхней части имеется люк-лаз для доступа внутрь цистерны. Для предотвращения действия волновых инерционных нагрузок при резком торможении и ускорениях во время движения машины внутри цистерны установлено два волнореза. В нижней части цистерны имеется грязевик-отстойник. Цистерна наполняется водой из водопроводной сети с помощью специальной заливной трубы, которая соединяется шлангом со штендером и гидрантом, а также из водоема. Для этого на дне цистерны вокруг центрального клапана вварена обечайка, служащая для удержания в цистерне некоторого количества воды, необходимого для заполнения всасывающей системы и водяного насоса при заборе воды из водоема.
Внутри цистерны вмонтирована контрольная труба с надставком, по которой определяют момент заполнения цистерны водой. Изменение положения надставка или его демонтаж позволяет регулировать степень заполнения цистерны водой. Из цистерны в насос вода подается по трубопроводу, снабженному фильтром и центральным клапаном. Центральный клапан служит для соединения и разобщения цистерны с центробежным насосом. Для предотвращения попадания засорений в центробежный насос и насадки фильтр устанавливают перед центральным клапаном, благодаря чему вода, поступающая из цистерны в насос, проходит через фильтр. Для периодической очистки фильтр выполнен разъемным.
Насос с помощью узлов крепления размещен на правом лонжероне автомобиля. Всасывающий патрубок насоса соединен трубопроводом с центральным клапаном и системой для заполнения цистерны из водоема. Напорный патрубок насоса соединен с трубопроводом, позволяющим через вентиль подавать воду в цистерну, что необходимо для ее заполнения из водоема, а также в поперечный трубопровод. Трубопровод заканчивается по обе стороны машины вентилями для присоединения шлангов при поливке зеленых насаждений и тушении пожаров.
К поперечному трубопроводу присоединен напорный трубопровод, ведущий к моечным насадкам, расположенным в передней части машины. На этом отрезке напорного трубопровода имеется штуцер для подключения манометра, установленного в кабине водителя. Моечные насадки закреплены в двухколенном шарнирном угольнике, имеющем стяжное устройство. Это устройство позволяет изменять положения насадков в вертикальной и горизонтальной плоскостях относительно поверхности дорожного покрытия и тем самым обеспечивает надлежащую установку насадков при мойке и поливке. На машине ПМ-130Б установлена коробка отбора моищости РК-12Б, которая передает крутящий момент от двигателя базового шасси через карданный вал центробежному насосу (рис. 1.9). Кроме того, коробка отбора мощности приводит непосредственно масляный насос и с помощью карданного вала редуктор привода цилиндрической щетки снегоочистительного оборудования. Машина снабжена гидросистемой, обеспечивающей подъем в транспортное и опускание в рабочее положение снегоочистительного оборудования — плуга и цилиндрической щетки. При работе поливочно-моечного оборудования используют только один гидроцилиндр общей гидравлической схемы машины, с помощью которого из кабины водителя управляют центральным клапаном.
Рис. 1.9. Кинематическая схема машины ПМ-130Б: 1 — масляный насос; 2 — центробежный насос; 3 — раздаточная коробка; 4- конический редуктор; 5 — цепная передача
Дорожные покрытия, как указывалось, моют с помощью двух моечных насадков, размещенных спереди машины и установленных так, чтобы струи воды смывали загрязнения в правую или левую сторону от машины. Поливка является вспомогательной операцией и для ее выполнения используют те же моечные насадки. Для поливки их размещают симметрично относительно продольной оси машины и несколько вверх, чтобы обеспечить обработку полосы дороги шириной 15—18 м. Следует отметить, что при таком использовании моечных насадков не достигается требуемая при поливке равномерность распределения воды по поверхности дорожного покрытия.
Комбинированная машина КДМ-130А представляет собой базовое шасси ЗИЛ-130, на котором смонтировано сменное оборудование — поливочно-моечное для работы в летнее время и плужно-щеточное снегоочистительное, а также оборудование для распределения технологических материалов для работы в зимнее время. Поливочно-моечное оборудование машины КДМ-130А и ПМ-130Б различается только деталями конструкции.
Характеристика поливочно-моечных машин приведена в табл. 1.3. Основы расчета. 1.3. Техническая характеристика поливочно-моечных машин
Источник
Поливомоечная машина: обзор
Поливомоечная машина – коммунальная машина, предназначенная для полива и мытья дорог в населенных пунктах. Является разновидностью комбинированных дорожных машин (КДМ), оснащенной поливомоечным оборудованием.
История поливомоечных машин
Оборудование для уборки и мойки улиц стало устанавливаться на автомобили в первой четверти XX в, в 1930-х годах такая техника работала во многих европейских городах. В СССР поливомоечные и другие коммунальные машины стали строиться с середины 1930-х годов, массовое их производство налажено в послевоенные годы.
Классификация и устройство поливомоечной машины
Машины делятся на два типа по способу агрегатирования:
На базе шасси грузовых автомобилей;
Навесное оборудование для тракторов.
Поливомоечная машина состоит из цистерны, насосного, поливомоечного и вспомогательного оборудования. В цистерне имеется горловина, центральный клапан, система фильтров и датчики уровня воды. Забор и нагнетание воды осуществляется центробежным насосом, вода по напорному трубопроводу поступает на поворотные насадки с соплами, через которые подается на дорожное покрытие или газон. Также предусмотрены боковые отводы для пожарных рукавов. На машине имеется привод центрального клапана и поворотных насадок, а также система управления потоками воды.
При агрегатировании машины на грузовом шасси цистерна (стальная или пластиковая) монтируется на его раме. Для агрегатирования с трактором цистерна изготавливается в виде полуприцепа или прицепа. Привод насоса и гидравлического оборудования осуществляется от коробки или вала отбора мощности.
В качестве дополнительного оборудования используются щетки (стационарные, поворотные, разной ширины), пистолеты, насадки для промывки трубопроводов, бункеры для песка и т.д.
Основные характеристики поливомоечных машин
К характеристикам машин относятся:
Зона высоконапорной мойки;
Зона полива (низконапорной мойки);
Характеристики вспомогательного оборудования – диаметр и длина промываемых трубопроводов, зона очистки щеткой и др.;
Характеристики шасси – масса, мощность и т.д.
Поливомоечные машины оснащаются цистернами от 4 до 13 куб. м., имеют зону мойки дороги от 3 до 12 м (стандартно – 8,5 м) и зону полива до 20 м, зона очистки щеткой не превышает 2,5 м, диаметр промываемых трубопроводов достигает 0,3 м при длине до 30 м.
Производители поливомоечных машин
В России наиболее широко используются машины Уральского завода спецтехники (УЗСТ), ОАО «Ирмаш», Арзамасского завода коммунального машиностроения («КОММАШ»), Мценского завода «КОММАШ», Ряжского авторемонтного завода (РАРЗ), Кемеровского опытного ремонтно-механического завода (КОРМЗ), Курганского завода дорожных машин «Кургандормаш» и некоторых других заводов.
Интересные факторы о поливомоечных машинах
Одну из крупнейших поливомоечных машин изготавливает Арзамасский завод КОММАШ: модель КО-829Б комплектуется цистерной объемом до 14 куб. м, а ширина ее рабочей зоны достигает 20 м.
Источник