Меню

Планирование оперативного оборудования



Оперативное оборудование территории

EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое «Оперативное оборудование территории» в других словарях:

Оборудование оперативное территории — комплекс экономических, организационных, специальных и инженерно технических мероприятий ГО, заблаговременно проводимых на территории страны (субъекта РФ или его административно территориального образования) с целью обеспечения безопасности… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Вооружённые силы Республики Казахстан — Вооружённые силы Республики Казахстан … Википедия

Вооружённые силы Казахстана — Вооружённые силы Республики Казахстан Эмблема ВС РК Год формирования 7 мая 1992 года Страна Казахстан Подчинение … Википедия

Вооруженные силы Казахстана — Вооружённые силы Республики Казахстан Эмблема ВС РК Год формирования 7 мая 1992 года Страна Казахстан Подчинение … Википедия

Военное строительство — система мероприятий по созданию и развитию военной организации государства, основу которой составляют ВС и другие силовые структуры. Осуществляется в экономичской, политической, социальной, духовной сферах жизни общества и собственно военной… … Словарь черезвычайных ситуаций

Подготовка страны к обороне — комплекс мероприятий, проводимых государством в мирное и военное время с целью обеспечения его военной безопасности и своевременной реализации военного, военно экономического и духовного потенциалов для отражения агрессии. Включает: подготовку ВС … Словарь черезвычайных ситуаций

Подготовка страны к обороне — комплекс мероприятий, проводимых государством в мирное и военное время с целью обеспечения его военной безопасности и своевременной реализации военного, военно экономического и духовного потенциалов для отражения агрессии. Включает:… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

ОБОРОНА — система политических, экономических,военных,социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита государства, целостности и неприкосновенности его территории. Законодательство РФ в области обороны основывается… … Энциклопедия юриста

География военная — изучает современные военно политические, военно экономические, физико географические условия и оперативное оборудование возможных сухопутных и морских театров военных действий (ТВД), отдельных стратегических районов, стран и их влияние на … Большая советская энциклопедия

СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Статья 2. Организация обороны

Статья 2. Организация обороны

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Организация обороны включает:

1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

3) правовое регулирование в области обороны;

4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ в подпункт 6 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) планирование непосредственной подготовки к переводу и перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ подпункт 8 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

8) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;

9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

Информация об изменениях:

Подпункт 11 изменен с 22 июня 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 172-ФЗ

11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

12) развитие науки в интересах обороны;

13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;

14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

16) другие мероприятия в области обороны.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Планирование оперативного оборудования

Скорректирован порядок планирования оперативного оборудования территории РФ.

В соответствии со статьями 4 и 17 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне» на Министерство обороны РФ возложена задача подготовки и реализации Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории РФ в целях обороны. Однако в настоящее время в качестве инструмента решения проблем подготовки территории страны к обороне реализуется утвержденный Президентом РФ в 2005 году План оперативного оборудования территории Российской Федерации на 2006 — 2010 годы. Планом определен комплекс мероприятий по обеспечению Вооруженных Сил РФ и других войск объектами оборонной инфраструктуры в мирное и военной время, а также по подготовке объектов военной инфраструктуры в интересах выполнения задач в области обороны на 5 лет.

Таким образом, подготовка территории страны к обороне, в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», должна осуществляться путем реализации Программы Минобороны РФ, а фактически осуществляется в результате реализации Плана, утвержденного Президентом РФ. При этом План в существующей системе планирования приобретает основополагающее для оперативного оборудования территории страны значение.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «Об обороне», положения, касающиеся разработки и утверждения федеральных государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса и оперативного оборудования территории РФ в целях обороны, заменены положениями об осуществлении планирования оперативного оборудования территории страны в рамках Плана оперативного оборудования территории РФ. Также уточняется обязанность других войск, воинских формирований и органов по участию в разработке указанного Плана.

Источник

Цели оперативного оборудования территории страны

СОГЛАШЕНИЕ
об оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности

Государства — члены Организации Договора о коллективной безопасности (далее — Организация), именуемые в дальнейшем Сторонами,

в целях оперативного оборудования территории и совместного использования объектов военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности договаривающихся Сторон

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Настоящее Соглашение определяет порядок оперативного оборудования территории и совместного использования объектов военной инфраструктуры Сторон в интересах коалиционных (региональных) группировок войск (сил).

Статья 2

В настоящем Соглашении нижеупомянутые термины означают:

«оперативное оборудование территории» — система организационных, инженерных, технических и других мероприятий, проводимых с целью создания, развития и содержания военной инфраструктуры;

«военная инфраструктура» — система стационарных объектов и отдельных сооружений в регионе (стратегическом районе), расположенных на территории Сторон, являющихся основой для развертывания национальных вооруженных сил, коалиционных (региональных) группировок войск (сил), ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск;

Читайте также:  Передвижение инвалидов по квартире – что выбрать

«объекты военной инфраструктуры» — пункты управления войсками (силами), узлы и линии связи, места дислокации войск (сил), система инженерных укреплений и заграждений, укрепленные районы, позиции, объекты сил и средств противовоздушной обороны, аэродромы, учебные центры, полигоны, трубопроводы, железные и шоссейные дороги, арсеналы, базы, склады, медицинские учреждения, предприятия по ремонту военной техники, другие объекты, используемые войсками (силами) Сторон в повседневной деятельности в мирное время и планируемые к использованию в военное время;

«третья сторона» — сторона, не являющаяся государством — членом Организации Договора о коллективной безопасности и участником настоящего Соглашения.

Статья 3

В целях реализации положений настоящего Соглашения уполномоченными органами Сторон являются их министерства обороны.

Статья 4

Уполномоченные органы Сторон разрабатывают в соответствии с законодательством Сторон и представляют установленным Правилами процедуры органов ОДКБ порядком на утверждение в Совет коллективной безопасности Перечень объектов военной инфраструктуры для совместного использования коалиционными (региональными) группировками войск (сил) (далее — Перечень) и перспективный план их создания, развития и содержания.

Статья 5

Уполномоченные органы Сторон представляют друг другу тактико-технические данные существующих и планируемых к развитию и созданию объектов военной инфраструктуры, выделенных для совместного использования, за исключением объектов, внесенных в «Перечень особо режимных (особо важных) и режимных объектов государства», сведения о которых в соответствии с национальным законодательством Сторон составляют государственную тайну, и подают заявки на их совместное использование.

Порядок подачи заявок на совместное использование объектов военной инфраструктуры определяется решением Совета министров обороны Организации.

Статья 6

Стороны осуществляют обмен информацией по тактико-техническим данным объектов военной инфраструктуры, предназначенных для совместного использования, их созданию и развитию, содержащей сведения, составляющие государственную тайну Сторон, и обеспечивают их сохранность в соответствии с многосторонними и двухсторонними соглашениями между Сторонами.

Статья 7

Стороны поддерживают вошедшие в согласованный для совместного использования Перечень существующие объекты военной инфрастуктуры в готовности к совместному пользованию.

В интересах обеспечения коллективной безопасности Стороны проводят мероприятия по их развитию (расширению, модернизации и реконструкции), а также по созданию новых объектов военной инфраструктуры.

Содержание, развитие и создание объектов военной инфраструктуры для совместного использования осуществляется Сторонами самостоятельно или на основе долевого участия в финансировании расходов, связанных с указанными мероприятиями.

Статья 8

Финансирование мероприятий оперативного оборудования территории в интересах обеспечения коллективной безопасности на основе долевого участия Сторон осуществляется:

— в отношении вошедших в Перечень существующих объектов военной инфрастуктуры — в соответствии с перспективным планом создания, развития и содержания объектов военной инфраструктуры для совместного использования коалиционными (региональными) группировками войск (сил) или отдельными двусторонними программами Сторон;

— в отношении вновь создаваемых объектов военной инфраструктуры — в соответствии с двусторонними и многосторонними международными договорами, заключенными уполномоченными органами Сторон по каждому конкретному объекту.

Предложения по размерам долей каждой из Сторон в финансировании расходов, связанных с указанными мероприятиями, вырабатываются и согласовываются уполномоченными органами Сторон и по поручению Совета коллективной безопасности вносятся на рассмотрение и утверждение Правительств Сторон.

Статья 9

Объекты военной инфраструктуры, которые создаются на принципе долевого участия Сторон, являются совместной собственностью Сторон. Доля каждой из Сторон определяется соотношением финансовых и материальных затрат каждой из Сторон при новом строительстве или участии в развитии конкретного объекта военной инфраструктуры, предназначенного для совместного использования.

Статья 10

Порядок совместного использования объектов военной инфраструктуры, расположенных на территории Стороны, куда, по ее просьбе, прибывают воинские формирования других Сторон для предотвращения и отражения внешней военной агрессии или для проведения контртеррористических операций, а также расположенных на территории других Сторон и задействованных для транзита и обеспечения действий этих формирований, осуществляется в соответствии с положениями Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 года.

Статья 11

Совместное использование объектов военной инфраструктуры, вошедших в Перечень, в мирное время для проведения командно-штабных и войсковых учений осуществляется на основе предварительных заявок и планов проведения совместных учений; при этом затраты по использованию данных объектов при проведении указанных мероприятий возлагаются на принимающую Сторону с возмещением затрат участвующими в учениях Сторонами принимающей Стороне по фактическим расходам.

Причиненный во время учений ущерб объекту военной инфраструктуры возмещается Стороной, нанесшей этот ущерб.

Порядок возмещения ущерба определяется согласительной комиссией, создаваемой из представителей уполномоченных органов Сторон.

Статья 12

По отдельным объектам (группам объектов) военной инфраструктуры уполномоченные органы Сторон при необходимости согласовывают и утверждают порядок их совместного использования.

Статья 13

В случае выхода из настоящего Соглашения Стороны, на территории которой осуществлялись мероприятия по капитальному ремонту, расширению, реконструкции и новому строительству объектов военной инфраструктуры, предназначенных для совместного использования, эта Сторона в соответствии с принятыми в международной торговой практике условиями и формами расчетов возмещает другим Сторонам, участвовавшим в финансировании указанных мероприятий, сумму средств, определяемую совместно Сторонами, эквивалентную стоимости их доли в объекте военной инфраструктуры после его совместного использования. При этом объект военной инфраструктуры переходит в собственность Стороны, вышедшей из настоящего Соглашения, возместившей другим Сторонам соответствующие их доли.

В случае выхода из настоящего Соглашения Стороны, которая участвовала в финансировании мероприятий по капитальному ремонту, расширению, реконструкции и новому строительству объектов военной инфраструктуры на территории другой Стороны, ей в соответствии с принятыми в международной торговой практике условиями и формами расчетов возмещается сумма средств, определяемая Сторонами, эквивалентная фактической стоимости ее доли в объекте военной инфраструктуры.

При этом Сторона, вышедшая из настоящего Соглашения, обязуется не допускать третью (третьи) сторону (стороны) на использовавшиеся совместно объекты военной инфраструктуры, а также не продавать и не передавать указанные объекты третьей (третьим) стороне (сторонам) без согласия на это Сторон, участвовавших в разработке проектно-сметной, технологической, технической документации на их ремонт, расширение, реконструкцию и новое строительство, осуществлявших поставки продукции военного назначения, оборудования и технологий, а также обеспечивать сохранность сведений, составляющих государственную тайну государств — участников настоящего Соглашения.

Статья 14

Перемещение оборудования, материалов, продукции военного назначения и транспортных средств через таможенные границы Сторон для производства капитального ремонта, расширения, реконструкции и нового строительства объектов военной инфраструктуры осуществляется без применения мер нетарифного регулирования и взимания всех видов пошлин, налогов и сборов на основании перечней вышеуказанных средств, согласованных уполномоченными органами направляющей и принимающей Сторон в соответствии со спецификациями, утвержденными установленным порядком в составе проектно-сметной документации на эти расходы.

Перемещение продукции военного назначения в тех же целях осуществляется в соответствии с Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами — участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанным 20 июня 2000 года, и другими документами, принятыми в его развитие, если между Сторонами не заключено иных многосторонних соглашений на этот счет.

Статья 15

Координация вопросов подачи заявок на совместное использование объектов военной инфраструктуры для государств — членов Организации и реализации настоящего Соглашения осуществляется Объединенным штабом Организации.

Статья 16

В целях обеспечения выполнения взятых на себя обязательств в области оперативного оборудования территории и совместного использования объектов военной инфраструктуры уполномоченные органы Сторон совместно разрабатывают следующие методики в качестве приложений к настоящему Соглашению, утверждаемые правительствами Сторон:

Читайте также:  Резервы экстенсивного использования оборудования не относится

по определению размеров долевых взносов Сторон на финансирование создания, развития и содержания объектов военной инфраструктуры, проведения на них совместных работ;

по определению фактической стоимости объектов военной инфраструктуры перед проведением работ по их совместному ремонту, модернизации, реконструкции и расширению;

по определению фактической стоимости объектов военной инфраструктуры после их совместного использования;

по определению размера возмещения вышедшей из Соглашения Стороной другим Сторонам расходов, связанных с их участием в создании, развитии и содержании объектов военной инфраструктуры.

Статья 17

Положения настоящего Соглашения не затрагивают обязательств, принятых Сторонами в соответствии с другими международными договорами, и не ограничивают прав Сторон на участие в любых других двусторонних и многосторонних формах международного сотрудничества.

Статья 18

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием четвертого письменного уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.

Для Сторон, выполнивших необходимые внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи депозитарию соответствующего письменного уведомления.

Статья 19

Настоящее Соглашение действует в течение срока действия Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.

Статья 20

В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения, и вступают в силу в порядке, предусмотренном для вступления в силу настоящего Соглашения.

Статья 21

Спорные вопросы, связанные с толкованием и применением настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами.

Статья 22

Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 6 месяцев до выхода, урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия настоящего Соглашения.

Совершено в городе Астане 18 июня 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 24 ноября 2008 года N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст.5508).

Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 16 декабря 2008 года.

Источник

Оперативное оборудование территории страны — функция государства

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1995, стр. 38-41

Оперативное оборудование территории страны — функция государства

Полковник Н.И.ХОМЧЕНКО

Майор И.Н.БИЗЮК

В ПОСЛЕДНЕЕ время в руководящих документах Правительства РФ и Министерства обороны РФ, публикациях военной печати все чаще употребляются такие термины, как «подготовка страны к обороне», «подготовка территории страны к обороне», «оперативное оборудование территории страны в интересах обороны», «военная инфраструктура», «инфраструктура Вооруженных Сил РФ и других войск». Изучая данные материалы, можно сделать вывод: в их содержании заложены разные понятия и толкования, что на практике значительно осложняет решение вопросов, связанных с военным строительством. В Основных положениях военной доктрины России термин «подготовка страны к обороне» лишь упоминается. Поэтому указанный документ не определяет задач государства, основных целей, принципов и направлений подготовки территории страны в интересах обороны. Подготовка страны к обороне должна, на наш взгляд, определяться законодательно, целенаправленно управляться федеральными органами государственной власти. Несмотря на трудности, обусловленные прежде всего состоянием экономики страны, становлением государственных структур, и учитывая, что принятые доктринальные положения объективно подлежат доработке, необходимо подготовить на государственном уровне комплекс документов, конкретизирующих общие положения Закона РФ «Об обороне», касающиеся ликвидации образовавшегося законодательного и нормативно-правового вакуума по данной проблеме, определяющие первоочередные задачи по сохранению уже созданной военной инфраструктуры, а на ближайшую перспективу — ее развитие в строгом соответствии с созданием и размещением группировок войск (сил), а также обеспечением мероприятий по переводу страны с мирного положения на военное и порядка финансирования.

Прежде чем приступить к разработке нормативно-правовых документов, следует, на наш взгляд, решить три группы проблем.

Первая группа связана с необходимостью уточнения понятийного аппарата — что такое «подготовка страны к обороне», «подготовка территории страны к обороне», «оперативное оборудование территории страны», «военная инфраструктура».

В отечественной военной литературе, документах термины «военная инфраструктура», «оперативное оборудование территории» считаются адекватными. Оценка существующих подходов и теоретическая проработка рассматриваемых вопросов свидетельствуют о целесообразности использования военными органами управления термина «военная инфраструктура» (составная часть инфраструктуры государства). Содержание этого понятия может быть определено так: военная инфраструктура — это совокупность объектов и отдельных сооружений, предназначенных для обеспечения военных действий, а также размещения войск (сил), проведения их повседневной подготовки и обслуживания военного производства в мирное время. Такое определение учитывает, кроме того, объекты, обеспечивающие деятельность других войск РФ, военное производство и охватывает экономические, технические, социальные и правовые вопросы, касающиеся войск.

В руководящих документах термин «оперативное оборудование территории» выполняет в настоящее время две функции, соответствующие двум смысловым значениям слова «оборудование». Первое характеризует состав объектов и отдельных сооружений, второе — организационный процесс строительства объектов и сооружений, их оснащение всем необходимым, включая совершенствование и реконструкцию. Мы считаем, что с вводом в практическую деятельность военных органов терминов «военная инфраструктура», «инфраструктура Вооруженных Сил РФ и других войск» под термином «оперативное оборудование территории страны» представляется целесообразным понимать лишь вторую функцию, т.е. планирование, организацию мероприятий по созданию, совершенствованию, реконструкции, развитию и снабжению объектов военной инфраструктуры войск в интересах обороны страны.

Приведенные выше рассуждения позволяют выделить совокупность черт, определяющих содержание термина «оперативное оборудование территории страны»: составная часть плановой деятельности органов государственной власти, войск (сил) по подготовке территории в интересах ее обороны, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на создание, развитие и совершенствование военной инфраструктуры.

По нашему мнению, еще в мирное время должны быть определены и спланированы состав и количество объектов военной инфраструктуры, которые потребуются для отражения агрессии, а также приоритетность их создания. Это задача стратегии, причем в решении ее ведущую роль играют органы государственной власти. Если в ходе войны военное искусство позволяет сравнительно быстро вносить изменения в свои теоретические положения, а войска способны осваивать новые тактические приемы и новые требования оперативного искусства, то реализация программы оперативного оборудования территории страны в этот период трудновыполнима. Строительство объектов военной инфраструктуры не может быстро реагировать на изменение требований войск (сил), особенно в условиях изменившихся геополитического положения России, форм и способов ведения современной войны. Создание и строительство объектов военной инфраструктуры дело не простое, требующее больших финансовых затрат, труда и времени. Поэтому без заранее продуманной, тщательно спланированной и выполняемой в мирное время программы оперативного оборудования территории подготовка страны к обороне немыслима.

При определении взаимосвязи в содержании таких понятий, как «оперативное оборудование территории страны» и «подготовка территории страны к обороне», следует исходить из того, что первое охватывает и предполагает действия органов государственной власти, войск (сил) только в области организации, подготовки, планирования и снабжения мероприятий по созданию военной инфраструктуры. Основная суть этих действий заключается в формировании единого замысла подготовки территории страны к обороне, выработке механизма планирования, организации взаимодействия между органами государственной власти и органами военного управления по вопросам реализации политики государства в данной проблеме. Таким образом, оперативное оборудование территории страны — это только элемент проводимых мероприятий по подготовке ее к обороне. Подготовленная к обороне территория страны — один из показателей общей готовности страны к обороне, влияющих в первую очередь на своевременное сосредоточение, развертывание войск на случай агрессии и успешное проведение операций (в том числе начального периода войны). Она включает большой комплекс общегосударственных, общих и специальных мероприятий, проведение которых требует от государства и его ВС значительных сил, средств и времени. Кроме мероприятий, непосредственно связанных с экономикой, первостепенное значение имеют: международные отношения; место и роль стратегического направления (зоны ответственности) в начальный период агрессии, его географические особенности, а также порядок использования вооруженных сил; мероприятия, проводимые министерствами и ведомствами страны, предприятиями с различной формой собственности, по подготовке территории и коммуникаций в интересах обороны.

Читайте также:  Пастеризация молока особенности и специфика процедуры в промышленности и дома Что такое пастеризация

Таким образом, исходя их вышеизложенного, можно дать следующее определение подготовки территории страны к обороне (войне): комплекс мероприятий, проводимых государством и его вооруженными силами в целях организованного вступления государства, ВС (или их части) в войну и успешного ведения военных действий.

На этом можно было бы и поставить точку, однако необходимо обратить внимание на то, что Законом РФ «Об обороне» введено понятие «оперативное оборудование территории страны в интересах обороны» (ст. 5,16), а руководящими документами Вооруженных Сил РФ — «подготовка территории страны к обороне». Рассмотрение их содержания позволяет сделать вывод, что они по сути затрагивают один и тот же аспект проблемы — подготовку территории страны в интересах ее обороны и, следовательно, дополняют, а по проведению некоторых мероприятий дублируют друг друга, несмотря на то что «подготовка территории к обороне» глубже по содержанию. Учитывая, что Закон РФ «Об обороне» является нормативно-правовым документом, а руководящие документы Вооруженных Сил РФ должны соответствовать его содержанию (так как являются подзаконными актами), логичнее было бы ввести единый для всех документов термин — «оперативное оборудование территории страны в интересах обороны». В содержании данного понятия рассматриваются все стороны подготовки территории страны к обороне (как организационные, так и практические, выполнение которых связано с вооруженными силами и государством). С учетом этого можно предложить следующее определение оперативного оборудования территории страны в интересах обороны: это составная часть плановой деятельности органов государственной власти, войск (сил) по подготовке территории страны в интересах обороны, представляющая собой комплекс мероприятий (организационных, технических, инженерных и других), направленных на подготовку территории страны к обороне, обеспечение организованного вступления государства в войну и успешное ведение военных действий его вооруженными силами, а также выполнение ими задач в мирное время.

Данное определение наряду с организационными, планирующими и снабженческими мероприятиями учитывает общие, специальные и общегосударственные мероприятия, проводимые государством и ВС по подготовке территории страны к обороне. В то же время под термином «подготовка страны к обороне» надо понимать следующее: подготовка страны к обороне — комплекс общегосударственных мероприятий, проводимых государством в мирное и военное время для полной реализации его военного, военно-экономического и морального потенциала в целях решения задач вооруженной борьбы.

Содержание данного понятия заключается в мероприятиях, проводимых государством в области: размещения объектов промышленности, ее мобилизационной подготовки, обучения населения страны, выполнения задач Гражданской обороны и управления государством. При таком подходе оперативное оборудование территории страны будет составной частью общегосударственных мероприятий по подготовке страны к обороне.

Вторая группа проблем, требующих решения, — это рассмотрение и принятие в ближайшие 1,5 — 2 года нормативно-правовых актов, т.е. законодательной базы, которая должна закреплять и утверждать:

во-первых, систему взглядов на развитие и совершенствование военной инфраструктуры; органы, входящие в структуры Правительства, министерств, ведомств РФ и обеспечивающие проведение мероприятий по оперативному оборудованию территории страны; механизм взаимодействия как внутри Министерства обороны РФ, так и между министерствами и ведомствами РФ и ее субъектами; номинально необходимое количество объектов военной инфраструктуры, обеспечивающих выполнение задач Вооруженными Силами РФ и другими войсками по отражению возможной агрессии, а также проведение современных операций (в том числе начального периода войны);

во-вторых, необходимость выделения из федерального бюджета отдельной целевой программы, обеспечивающей финансирование мероприятий оперативного оборудования территории страны и исключающей «принцип остаточности»;

в-третьих, ответственность каждого предприятия и учреждения (независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности) за срыв договорных обязательств, обеспечивающих выполнение мероприятий оперативного оборудования территории страны; механизм реализации принятых законов, основывающихся на строжайшей ответственности за их исполнение всех должностных лиц — от глав администраций, руководства министерств и ведомств до членов правительства.

Именно сегодня требуется четко разработанная государством политика оперативного оборудования территории Российской Федерации. Она должна быть обеспечена правовым и экономическим статусом.

Третья группа проблем затрагивает приоритетные направления оперативного оборудования территории страны, касающиеся развития и совершенствования военной инфраструктуры в современных условиях. Представляется целесообразным в ближайшие 2 — 3 года основные усилия сосредоточивать:

во-первых, на поддержании в рабочем состоянии существующих объектов военной инфраструктуры, включающих объекты систем управления войсками (силами), разведки и оповещения; завершении реконструкции и строительства важнейших объектов, влияющих на боевую готовность; создании условий базирования сил и средств ВМФ с учетом изменения структуры флотов, флотилий и государственной границы; создании современной системы управления и развитой инфраструктуры Мобильных сил, действие которых без этого невозможно; обустройстве новых центров подготовки войск;

во-вторых, на устранении дисбаланса между боевыми средствами и объектами военной инфраструктуры, которые должны обеспечивать более длительный срок их службы в боевом составе; на необходимости добиваться определенного увеличения ассигнований на НИОКР для создания научно-технической базы наиболее приоритетных направлений развития вооружения и военной техники;

в-третьих, на развитии системы двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами (и прежде всего с государствами-участниками Содружества независимых государств) по использованию объектов военной инфраструктуры, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и урегулированию их статуса.

Решение этих вопросов возможно лишь с разработкой Государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в интересах обороны и претворения ее в жизнь. Она должна быть тесно связана с государственным планированием и частным строительством, где в первую очередь должны быть заложены оборонные функции государства и его безопасность в целом. По нашему мнению, такой подход искоренит узковедомственные взгляды многих министерств и ведомств Российской Федерации на решение данной проблемы. Тесное взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств РФ, экономическое обоснование программ, эффективное распределение и использование ресурсов — вот направления сосредоточения основных усилий при разработке любых программ, связанных с созданием инфраструктуры на территории России.

Рассмотренные в статье проблемы не претендуют на полноту освещения, но могут послужить началом дискуссии по вопросам оперативного оборудования территории России в современных условиях.

Основные положения военной доктрины Российской Федерации //Красная звезда. — 1993. — 19 ноября.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Источник