Меню

Основное оборудование азс и его эксплуатация

Основное технологическое оборудование АЗС

Назначение и классификация АЗС

АЗС предназначена для реализации нефтепродуктов потребителю, при этом выполняет следующие функции:

· оказание дополнительных услуг водителям и пассажирам транспортных средств (если существует оборудование (мойка, туалет, магазин и т.д.))

На начало 2008 года в РФ было около 20.000 АЗС. Рынок АЗС довольно централизован: около 40 % рынка занимают 8 компаний.

АЗС классифицируют:

  1. По конструктивному исполнению
    1. Стационарные (традиционные) — АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема, которой характеризуется разнесение резервуаров и ТРК.
    1. Блочные — АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие
    1. Контейнерные — АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
    1. Модульные — АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие
    1. Передвижные — предназначена для розничной продаж топлива мобильная технологическая система, которая установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие
  1. По функциональному назначению
    1. Общего пользования
    2. Ведомственные (заправочные пункты) Топливозаправочный пункт — АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия
  2. По способу размещения резервуаров
    1. С подземным расположением
    2. С наземным расположением
    3. С расположением на транспортном средстве

4. По видам применяемого топлива:

1. Однотопливная АЗС – стационарная АЗС, на территории, которой предусмотрена заправка транспортных средств одним видом топлива (нефть, газ)

2. Многотопливная АЗС (МАЗС) – стационарная АЗС, на территории, которой предусмотрена заправка транспортных средств несколькими видами топлива, среди

  1. По типу расположению на местности
    1. Дорожные
    2. Городские
    3. Сельские
    4. Речные
  1. По нормативным параметрам типовых проектов
    1. По числу топливозаправочных колонок
    2. По числу заправок в часы пик
    3. По количеству заправляемых машин в сутки
    4. По общей вместимости резервуаров

К основному перечню технологического оборудования относится:

· оборудование для хранения нефтепродуктов на АЗС и АЗК

· оборудование для выдачи топлива и масла потребителям

· оборудование для управления колонками и автоматизации технологических процессов

· оборудование для количественного и качественного учета нефтепродуктов

· оборудование для очистки ливневых и бытовых стоков

· оборудование для экологической и пожарной безопасности АЗС

На рисунке 7 приводится автоматизированная система управления, приема и контроля хранения топлива на АЗС. На схеме условно, с целью упрощения изображен 1 резервуар и 1 топливная колонка. В действительности количество резервуаров и ТРК зависит от конкретной АЗС.

Рис. 7. Система контроля, хранения и управления приемом топлива на АЗС

Привезенное топливо из АЦ через гибкий шланг поступает на входной фильтр топлива с огнепреградителем. Входной фильтр очищает топливо от окалины и грязи. Это первая степень грубой очистки топлива. Огнепреградитель исключает возможное попадание искры и пламени в резервуар.

Источник

Техническое и технологическое оборудование для АЗС

Техническое и технологическое оборудование для АЗС делится на главное и вспомогательное. Главным оборудованием, являющимся ключевой составляющей функционирования каждой заправочной станции, являются топливозаправочные колонки. Также, к основному технологическому оборудованию для АЗС относятся емкости и резервуары, предназначенные для приема, накапливания и хранения различных топливных ресурсов. Резервуары для нефтепродуктов имеют одностенное и двустенное конструкционное исполнение и могут эксплуатироваться в подземном и надземном расположении.

В качестве вспомогательного технического оборудования для АЗС используется множество дополнительных элементов, в том числе:

  • погружные насосы,
  • топливные краны,
  • трубопроводная арматура,
  • комплексные системы автоматизации,
  • метрологическое оборудование,
  • устройства дополнительного сервиса и мн.др.

Назначение метрологического оборудования для АЗС

В первую очередь, метрологическое оборудование должно обладать такими характеристиками, как качество и надежность. Неотъемлемым условием его эксплуатации является строгое соответствие всем действующим нормам и стандартам. К метрологическому оборудованию для оснащения АЗС относятся различные модификации мерников, метроштоков, рулеток, пробоотборников, ареометров, сливных фильтров, огнепреградителей, а также клапанов, люков и кранов. Метрологические комплектующие приборы должны подбираться с учетом эксплуатационной безопасности технологической системы.

Особенности технологического оборудования для АЗС

Техническое и технологическое оборудование для АЗС надлежит размещать рациональным образом, в соответствии с установленными показателями и существующей документацией. Прежде всего, необходимо обратить внимание на обвязку резервуарных емкостей и прокладку трубопроводов.

Целевая задача технического оборудования для АЗС

Рациональное использование любого оборудования обеспечивает его долгосрочную эксплуатационную пригодность. Техническое и технологическое оборудование для АЗС не является исключением. Установки и приборы, составляющие оснащение заправочного комплекса, нужно регулярно подвергать профилактическим осмотрам и обслуживанию, с целью очищения от различных загрязнений.

Противопожарное оборудование АЗС

Так как заправочные станции являются объектами, где меры обеспечения безопасности должны быть на самом высоком уровне, то противопожарное оборудование играет здесь очень важную роль. Противопожарное оборудование для АЗС включает в себя системы и средства пожарной безопасности, начиная с элементарных огнетушителей и пожарной арматуры, заканчивая высокотехнологичными системами пожарной безопасности.

Vengo является ведущим поставщиком технического и технологического оборудования для АЗС, специализирующимся на разработке и внедрении инновационных технологий. Долгосрочное сотрудничество с надежными партнерами зарубежного и отечественного рынка позволяют компании регулярно пополнять свой ассортимент высокотехнологичными новинками производства, которые пользуются широчайшим спросом на данном рынке.

Источник



Правила технической эксплуатации АЗС

Автозаправочные станции – сложные комплексы с разветвленной структурой. В их состав входит не только технологическое и метрологическое оборудование, предназначенное для приема, хранения и отпуска топлива, но и эксплуатационное оборудование, которое обеспечивает безопасное и эффективное обслуживание клиентов.

Правила технической эксплуатации АЗС

Свод основных правил пользования АЗС

Для безопасной эксплуатации автозаправочных станций следует соблюдать ряд важных условий:

  • Эксплуатируемые АЗС должны соответствовать проектам, составленным с учетом требований норм и правил, регламентирующих работу станций, прием и отпуск нефтепродуктов. В проекте должны быть отражены все имеющие на территории станции здания, сооружения и помещения, предназначенные для оказания сервисных услуг клиентам.
  • Руководство отпуском нефтепродуктов осуществляется через контроллер управления топливораздаточными колонками.
  • При обнаружении несоответствии зданий, сооружений, оборудования АЗС нормативным требованиям эксплуатация автозаправочной станции должна быть немедленно прекращена.
  • По правилам технической эксплуатации РД-153-39.2-080-01 на АЗС должна быть установлена надежная радиосвязь или телефонная связь. Для передачи информации клиентам предусматриваетсягромкая связь.
  • На территории автозаправочной станции должны присутствовать оборудование, средства и материалы, предназначенные для предотвращения вероятных аварийных ситуаций.
Читайте также:  Сварка трением с перемешиванием

Эксплуатационное оборудование для АЗС

Для обеспечения безопасного, удобного и эффективного использования автозаправочных станций предназначен широкий перечень оборудования.

Коронки заправочного островка

Облицовочные прямые и гантелеобразные коронки для заправочного островкапредотвращают наезд автотранспорта на топливораздаточную колонку. Изделия изготавливаются из коррозионностойкой стали, поэтому отличаются хорошей устойчивостью к механическим повреждениям, влаге, воздействию химически активных веществ. Стяжки коронки изготавливаются из «черной» стали Ст3, то их обрабатывают надежными антикоррозионными составами.

Средства защиты топливораздаточной колонки от наезда

Защитные ограждения,столбикии дуги защищают ТРК и опорные колонны от наезда. Для их изготовления используют сталь марки Ст3 и алюминиевые сплавы. Покрытие – порошковой краской.

Люки технологического отсека резервуара

Предотвращают несанкционированный доступ в резервуар и попадание в него атмосферных осадков и посторонних веществ.Люкизготавливается из сплавов алюминия с полимерным покрытием. Покрытие может иметь цвет по каталогу RAL. Люк, поставляемый в сборе, устанавливается на отсек через герметизирующую прокладку и фиксируется к нему саморезами.

Контейнеры

В соответствии с правилами пользования АЗС на территории устанавливают контейнеры для песка, замазученных отходов,хранения проб, пробоотборников и ареометров. Ящики изготавливаются из стали марки Ст3 или алюминиевых сплавов. Цвета стандартные или соответствующие цветам бренда. На передней стенке контейнера обязательна надпись, указывающая на его содержимое. Для хранения песка на территории станции также могут устанавливаться дюралюминиевые песочницы.

Пеналы для метроштока

Служат для безопасного хранения метроштока на станции. К потребителю пенал поступает в разобранном виде.

Флагштоки

Предназначены для оформления АЗС. На них навешивают государственные, организационные, фирменные флаги. Баннерное плечо флагштокаимеет такую конструкцию, что флаг находится в развернутом виде даже в безветренную погоду.

Оборудование для обслуживания клиентов

Лотки – валютный, передаточный, для ТТН – устанавливаются в перегородке, отделяющей помещение оператора от общего зала. Обеспечивают безопасную передачу денег, картридера, документов, фасованных напитков и снеков от кассира клиенту и обратно.

Дымовые люки

Дымовой люк – это автоматическое устройство, перекрывающее проем в наружных ограждающих конструкциях. Управляется дистанционно, монтируется на крышу.

Пожарные щиты – открытые и закрытые

Установка щитов, предназначенных для хранения пожарного инвентаря, является важной частью мероприятий по обеспечению правил противопожарной безопасности на станции. По конструкции щиты изготавливают открытыми и закрытыми.

Металлические уличные урны служат для безопасного сбора и временного хранения бытового мусора на территории АЗС. Места их установки обозначаются на план-схеме АЗС.

Сервис-боксы

Как и урны, сервис-боксы предназначены для временного хранения бытового мусора на АЗС. Дополнительно они оснащены полотенцедержателями и кронштейнами для установки огнетушителя.

Комплекты громкоговорящей связи

Комплекты ГГС с тамбурным динамиком или без него обеспечивают возможность общения оператора и клиента, находящегося по другую сторону расчетного окна. При использовании выносного громкоговорителя комплект ГГС можно использовать для объявлений по всей территории АЗС.

Буксировочная штанга

С помощью этого устройства экстренно эвакуируют транспортные средства с территории автозаправочной станции. Расположение штанг указывается на план-схеме.

Указатели движения

Указатели движения облегчают поиск правильного направления движения. На них могут быть дополнительные надписи, повышающие лояльность клиентов: «Добро пожаловать», «Счастливого пути».

Источник

Основное оборудование азс и его эксплуатация

ГОСТ Р 58404-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАНЦИИ И КОМПЛЕКСЫ АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ

Правила технической эксплуатации

Petrol filling stations and complexes. Rules of technical operations

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 58404-2019 с РД 153-39.2-080-01 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2019-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Публичным акционерным обществом «Нефтяная компания «Роснефть» (ПАО «НК «Роснефть»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила технической эксплуатации автозаправочных станций и комплексов.

Настоящий стандарт распространяется на действующие, строящиеся и реконструируемые автозаправочные станции (АЗС) и комплексы (АЗК) общего пользования, осуществляющие заправку транспортных средств, продажу нефтепродуктов, в т.ч. фасованных, реализацию продовольственных и промышленных товаров, оказание услуг по обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также на АЗС, эксплуатация которых допускается только для удовлетворения собственных нужд организаций или индивидуальных предпринимателей (топливозаправочные пункты).

Настоящий стандарт не распространяется на заправочные станции, предназначенные для заправки водных и воздушных судов, АЗС, осуществляющие продажу (отпуск) сжиженного либо компримированного (сжатого) природного газа, сжиженных углеводородных газов (автогазозаправочные и автогазонаполнительные компрессорные станции), а также на многотопливные АЗС в части эксплуатации технологического оборудования и процессов, применяемых при работе с указанными продуктами.

Эксплуатация размещаемых на АЗС зарядных колонок (станций) и прочего оборудования для транспортных средств с электродвигателями осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и не входит в область применения настоящего стандарта.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 9.602 Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии

ГОСТ 1510 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 30244 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть

ГОСТ 30852.0 (МЭК 60079-0) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования

ГОСТ 30852.9 (МЭК 60079-10) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон

ГОСТ 31438.1 (EN 1127-1) Взрывоопасные среды. Взрывозащита и предотвращение взрыва. Часть 1. Основополагающая концепция и методология

ГОСТ 31984 Услуги общественного питания. Общие требования

ГОСТ Р 8.595 Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений

Читайте также:  Технология производства антисептика для рук

ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

СП 28.13330.2012 Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85.

СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001

СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 автозаправочная станция; АЗС: Имущественный комплекс, предназначенный для заправки транспортных средств нефтепродуктами через топливораздаточные и маслораздаточные колонки, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров, в том числе автомобильных принадлежностей и запасных частей.

3.1.2 АЗС общего пользования: АЗС, на которой осуществляется заправка транспортных средств независимо от их вида собственности и ведомственной принадлежности.

3.1.3 автозаправочный комплекс; АЗК: Имущественный комплекс, объединяющий АЗС, а также здания и сооружения, предназначенные для обслуживания транспортных средств, водителей и пассажиров.

3.1.4 автоматическая автозаправочная станция; ААЗС: АЗС, осуществляющая процессы заправки транспортных средств без участия персонала.

3.1.5 группа нефтепродуктов: Совокупность нефтепродуктов, входящих в один тип и имеющих сходные свойства и область применения.

3.1.6 качество нефтепродуктов: Совокупность характеристик нефтепродуктов, удовлетворяющая требования, установленные техническими регламентами и положениями документов по стандартизации.

3.1.7 клиент: Физическое или юридическое лицо, имеющее намерение совершить, совершающее либо совершившее покупку товаров или услуг на АЗС или АЗК.

3.1.8 контейнерная АЗС: Инженерное сооружение, предназначенное для приема, размещения товарных запасов и отпуска нефтепродуктов, смонтированное в отдельные функциональные блоки или единый блок в заводских условиях в соответствии с технической документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

3.1.9 многотопливная автозаправочная станция: АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускаются нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо и масла), сжиженный, либо компримированный (сжатый) природный газ, сжиженные углеводородные газы.

3.1.10 передвижная автозаправочная станция; ПАЗС: Мобильная технологическая система, предназначенная для приема, размещения товарных запасов и отпуска автомобильных бензинов и дизельных топлив, установленная на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполненная как единое заводское изделие.

3.1.11 показатели качества нефтепродуктов: Количественная величина характеристик одного или нескольких физико-химических свойств нефтепродуктов, определенная в процессе испытаний нефтепродуктов.

3.1.12 работник АЗС: Физическое лицо, выполняющее работы на автозаправочной станции в соответствии с возложенными на него функциями.

3.1.13 система гарантированной доставки нефтепродуктов по количеству и качеству: Комплекс технических средств, обеспечивающий сохранность количества и качества нефтепродуктов при следовании от места загрузки автоцистерны нефтепродуктами до места разгрузки автоцистерны (слива нефтепродуктов).

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АСУ — автоматизированная система управления;

АЦ — автомобильная цистерна;

МРК — маслораздаточная колонка;

ПУЭ — Правила устройства электроустановок;

РВС — резервуар вертикальный стальной;

РГС — резервуар горизонтальный стальной;

СГДКК — система гарантированной доставки нефтепродуктов по количеству и качеству;

СИЗ — средства индивидуальной защиты;

ТРК — топливораздаточная колонка.

4 Общие положения

4.1 Основным назначением АЗС является заправка транспортных средств автомобильным бензином, дизельным топливом и маслами, а также их отпуск в тару клиентов через ТРК и МРК. Заправка транспортных средств иными нефтепродуктами на АЗС общего пользования не разрешается.

На АЗС могут реализовываться фасованные нефтепродукты, продовольственные и промышленные товары, а также оказываться услуги клиентам.

4.2 На АЗС осуществляют основные технологические процессы, связанные с нефтепродуктами, продовольственными и промышленными товарами, в т.ч.: прием, размещение товарных запасов и отпуск (реализация), а также мероприятия по обеспечению функционирования АЗС в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4.3 Учет нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров на АЗС осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4.4 Размещение, строительство и эксплуатация АЗС осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией.

4.5 Настоящий стандарт учитывается при разработке проектов строительства или реконструкции АЗС.

4.6 При разработке проектов на строящиеся и реконструируемые АЗС обеспечивается приоритетность автоматизации технологических операций по приему и продаже (реализации) нефтепродуктов, измерений, учетных операций с нефтепродуктами и документооборота.

4.7 Режим работы АЗС определяется руководством организации, эксплуатирующей АЗС.

4.8 Ответственность за эксплуатацию АЗС в соответствии с настоящим стандартом несет руководитель организации, эксплуатирующей АЗС.

4.9 К выполнению работ на АЗС допускаются работники, достигшие возраста восемнадцати лет, имеющие квалификационную подготовку в соответствии с порядком и периодичностью, установленными законодательством, прошедшие обучение и проверку знаний требований охраны труда, а также прошедшие в соответствии с законодательством обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр и все виды инструктажей.

4.10 Эксплуатационная документация АЗС, разработанная и утвержденная организациями или индивидуальными предпринимателями на основе утвержденного проекта, должна соответствовать настоящему стандарту.

4.11 Обслуживание и ремонт зданий, сооружений, технологического и энергетического оборудования, вспомогательных устройств и оборудования АЗС (систем связи, оповещения, видеонаблюдения и т.п.) осуществляются в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией.

О проведенном обслуживании и/или ремонте делаются соответствующие записи/отметки в паспортах (формулярах) оборудования, паспорте АЗС (приложение А) и в журнале учета ремонта оборудования (приложение Б), ведение которых допускается с учетом требований 5.7.

Читайте также:  Чек лист успешной рекламы в инстаграм — как сделать хорошую рекламу в инстаграм

4.12 Не допускается эксплуатация зданий, сооружений и оборудования АЗС, не отвечающих нормативным правовым актам, проектной документации, технической документации производителей оборудования АЗС.

5 Информационное обеспечение и документация

5.1 На АЗС размещается следующая информация:

а) сведения об организационно-правовой форме, форме собственности и наименовании организации, эксплуатирующей АЗС (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя);

б) номер (при наличии) или наименование данной АЗС;

в) юридический и фактический адреса, контактные телефоны и адреса электронной почты организации, эксплуатирующей АЗС (индивидуального предпринимателя);

Источник

Эксплуатация основного оборудования АЗС

На каждый резервуар составляются технический паспорт установленного образца и градуировочная таблица, ведутся журнал учета ремонта оборудования (текущего обслуживания), технологические карты на замену оборудования, акты по техническому обслуживанию и ремонту.

Последние три документа прилагаются к техническому паспорту, в котором также указываются:

■ номер резервуара по технологической схеме;

■ инвентарный номер резервуара;

■ номинальная вместимость резервуара;

■ высотный трафарет (базовая высота);

■ марка хранимого нефтепродукта;

■ способ размещения (наземный или подземный);

■ форма резервуара (РГС, РВС, прямоугольный и т.д.);

■ форма днищ резервуара (плоские, сферические, конусные и т.д.);

■ геометрические размеры -(длина, диаметр, толщина стенки и т.д.).

Резервуар должен иметь табличку с указанием его номера, марки хранимого продукта, максимального уровня наполнения и высотного трафарета. Последняя величина измеряется ежегодно в летний период, а также после выполнения ремонтных работ. Результат измерений оформляется актом, который прикладывается к градуировочной таблице резервуара.

На каждую секцию многосекционного резервуара распространяются требования, как на отдельный резервуар.

Гидравлические испытания резервуаров (вновь введенных, реконструированных, отремонтированных) проводятся путем их полного заполнения водой с выдержкой в заполненном состоянии в течение 72 ч и контроля уровня.

Для поддержания резервуаров в работоспособном состоянии и предотвращения аварий проводятся следующие плановые работы:

■ осмотр и техническое обслуживание;

■ контроль за отсутствием утечек;

■ зачистка от воды, грязи и ржавчины.

Сроки осмотра резервуаров и их оборудования

Каждый раз при пользовании, но не реже одного раза в месяц

В соответствии с инструкцией заводаизготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время года, и не реже одного раза в неделю при температуре наружного воздуха ниже нуля

Не реже одного раза в месяц при положительной температуре наружного воздуха, и не реже двух раз в месяц при температуре ниже нуля

Прибор для замера уровня

В соответствии с инструкцией заводаизготовителя, но не реже одного раза в месяц

Не реже одного раза в месяц

Не реже одного раза в месяц

Не реже одного раза в месяц

Прокладка крышки горловины

Один раз в три года

Предотвращение утечек нефтепродуктов из резервуаров обеспечивается постоянным и периодическим контролем их герметичности.

Для наземных резервуаров постоянный контроль за отсутствием утечек осуществляется путем визуальных осмотров.

Контроль за герметичностью подземных одностенных резервуаров производится путем непрерывного наблюдения за появлением нефтепродукта в наиболее низкой части пространства, образуемого стенками резервуаров и оболочек, в которых они находятся.

Постоянный контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров производится путем непрерывного автоматического контроля: либо уровня жидкости в нем (например, с помощью датчика — сигнализатора уровня жидкости в расширительном бачке), либо избыточного давления газа в межстенном пространстве (с помощью соответствующего датчика — сигнализатора давления). При разгерметизации системы срабатывает световая и звуковая сигнализация, и наполнение резервуара автоматически прекращается.

Периодический контроль герметичности одностенных резервуаров осуществляется наблюдением за падением уровня топлива в них в период длительного хранения (когда операции приема и выдачи топлива не производятся в течение 3 ч и более). Можно производить периодические пневматические испытания резервуаров, опорожненных от топлива. Для этого в них инертным газом создают избыточное давление, не превышающее 0,025 МПа и наблюдают за его сохранением в течение 30 мин.

Для периодического контроля герметичности двустенного резервуара производится создание избыточного давления инертным газом в межстенном пространстве. Так как его объем значительно меньше, чем резервуара, то данным методом можно зафиксировать более мелкие утечки.

В соответствии с требованиями государственных стандартов предусмотрена зачистка резервуаров следующей периодичности:

■ для масел с присадками — не реже одного раза в год;

■ для остальных масел, автобензинов и дизельных топлив — не реже одного раза в два года.

Как и на нефтебазах, зачистку резервуаров АЗС производят:

■ при их ремонте и диагностике;

■ перед калибровкой резервуаров;

■ при смене марки хранимого нефтепродукта;

■ по мере необходимости.

Используемые методы зачистки:

■ ручной, когда все технологические операции выполняют без использования каких-либо механизированных средств;

■ механизированный, когда при зачистке используют насосы с пневмоприводом, механические щетки и т.д.;

■ комбинированный, предусматривающий сочетание ручного и механизированного методов.

Как правило, применяют последний метод.

Различают частичную и полную зачистку резервуаров. Частичная зачистка включает следующие операции:

■ удаление оставшегося нефтепродукта;

■ ручную выборку осадка;

■ протирку внутренней поверхности резервуара.

Работы выполняют в два этапа. Сначала при помощи лопаток и скребков, изготовленных из цветных материалов или неметаллических материалов, снимают слой осадка с внутренних стенок резервуара. Затем промывают его водой из брандспойта, заполняют ею до верху и оставляют на 10-12 ч, давая частичкам нефтепродукта всплыть на поверхность. Потом смесь нефтепродукта с водой сливают до тех пор, пока весь он не будет удален с поверхности. После слива всей воды проветривают резервуар, открыв для этого все люки, вручную выбирают осадок и тщательно протирают внутреннюю поверхность резервуара мешковиной или сухими деревянными опилками.

Эффективным методом очистки стенок резервуара после удаления осадка, является их пропаривание в течение 2-3 ч при полностью закрытых люках и задвижках. По окончании пропаривания их открывают, проветривают резервуар, а уже затем протирают его внутреннюю поверхность.

При механизированной зачистке используют описанную ранее моечную установку УМ-1.

Процедура полной зачистки резервуаров АЗС включает операции:

■ удаление оставшегося нефтепродукта;

■ мойку (по замкнутому циклу) на протяжении 1-2 ч;

■ принудительную дегазацию в течение 4 ч;

■ споласкивание внутренней поверхности резервуара чистой водой;

■ отбор из резервуара проб воздуха для определения наличия углеводородов в нем;

Источник