Меню

Кислородное оборудование для вертолетов



Тема №11. Кислородное оборудование.

Для питания кислородом членов экипажа при полетах в зараженном и радиоактивном облаке, а также в случае необходимости, для обеспечения кислородом больных, на вертолете в кабине экипажа установлено три комплекта кислородного оборудования типа ККО-ЛС, и шесть комплектов переносного кислородного оборудования в грузовой кабине вертолёта санитарного варианта, предназначенных для лежачих больных.

Состав комплекта ККО-ЛС.

В состав одного комплекта кислородного оборудования ККО-ЛС входят:

1. Кислородный прибор КП-21;

§ 2. Кислородный прибор КП-58;

§ 3. Кислородный шланг КШ-11;

§ 4. Кислородная маска КМ-16Н;

§ 5. Кислородный баллон емкостью7,6л с давлением 30кг/см 2 ;

§ 6. Разъединитель Р-58;

§ 7. Индикатор потока.

Состав комплекта переносного кислородного оборудования

В состав одного комплекта переносного кислородного оборудования входят:

§ Кислородный прибор КП-21;

§ Кислородная маска КМ-15И;

§ Кислородный баллон емкостью 7,6л с давлением 30кг/см 2 .

Комплект работает при давлении кислорода в баллоне от 6 до30 кг/см 2 . При открытом запорном вентиле прибора КП-21 кислород поступает последовательно в редуктор первой ступени и редуктор второй ступени. В редукторе первой ступени давление кислорода понижается до8 кг/см 2 , а в редукторе второй ступени давление автоматически регулируется по высотам до величины, обеспечивающей необходимую подачу кислорода для дыхания.

Прибор имеет аварийный вентиль, который служит для обеспечения подачи кислорода в случае отказа в работе редуктора второй ступени, а также в наземных условиях. От прибора КП-21 через разъединитель Р-58 давление распространяется к прибору КП-58 легочно-автоматического действия.

О наличии подачи кислорода указывает индикатор потока, вмонтированный в шланг разъединителя Р-58. При отсутствии подачи кислорода прибором КП-21 (т.е. до высоты 2 км) летчик дышит атмосферным воздухом, подсасываемым через клапан прибора КП-58.

С высоты примерно 2км прибор КП-21 начинает подачу кислорода. С этого времени вдыхаемая смесь будет состоять из кислорода и воздуха. С увеличением высоты количество кисло

рода будет увеличиваться, а количество воздуха, соответственно, уменьшаться.

Клапаны легочного автомата открываются только при вдохе, а при выдохе они закрыты. От прибора КП-58 смесь кислорода с воздухом поступает на дыхание в маску закрытого типа КМ-16Н. Маска имеет клапаны вдоха и выдоха.

С помощью разъединителя Р-58 можно автоматически или вручную отделить систему от борта, для этого необходимо выдернуть чеку на разъединителе. Время работы ККО-ЛС зависит от давления кислорода в баллоне. Расчет времени работы ККО-ЛС производится по формуле:

Т = V(Pн – Pк)/Q, где

V = 7,6 — водяная емкость баллона в литрах;

Pн = 30кг/см 2 — давление кислорода в баллоне;

Pк = 8кг/см 2 — минимальное давление кислорода в баллоне;

Q = 7л/мин — средний расход кислорода.

При указанных параметрах расхода, кислорода достаточно примерно на 23мин полёта. Подача кислородным прибором КП-21 объёма кислорода на дыхание в зависимости от высот:

Источник

Кислородное оборудование для авиации

Кислородное оборудование для авиации

Кислородное оборудование / Фото: rostec.ru

Недостаток кислорода в полете может привести к эйфории с последующей потерей сознания. Чтобы этого не допустить, необходимо использовать специальные авиационные кислородные маски, приборы и системы, производимые, в частности, холдингом «Авиационное оборудование» .

В вопросе обеспечения кислородом летчика и пассажиров самолета нет мелочей и деталей, не достойных внимания. Студентов авиационных училищ тщательно обучают тому, как пользоваться дыхательным оборудованием летательных аппаратов и не допустить появления даже признаков кислородного голодания.

Кислородное оборудование для авиации

Благодаря постоянному перемешиванию, состав атмосферного воздуха в пределах тропосферы и нижних слоев стратосферы постоянный. Почему же на высоте людям не хватает кислорода, если его содержание в воздухе – 21% – везде одинаково?

Все дело в том, что для дыхания важно не столько количество кислорода, сколько его парциальное давление, то есть давление, которое имел бы кислород в том случае, если бы он один занимал весь объем, занимаемый им в смеси с другими газами. С каждым метром подъема парциальное давление кислорода в воздухе падает. Так, на земле оно равно 160 мм рт. ст., а на высоте 10 тысяч метров – 42 мм.

Недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе вызывает в организме человека ряд изменений, называемых «высотной болезнью». Известна она была, разумеется, задолго до появления летательных аппаратов – ее наблюдали у альпинистов и называли «горной».

«Именно из-за нее высокие горы необитаемы, – объясняет доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы Константин Платонов в своей книге «Человек в полете». – Наиболее высокими в мире приисками являются разработки Куильчи в Андах, расположенные на высоте 5700 м. Жить на этой отметке работающие там люди не могут. Каждый день они вынуждены спускаться в поселок, расположенный на высоте 5250 м. Это один из наиболее высоко расположенных поселков в мире».

С развитием авиации вопрос высотной болезни приобрел особую остроту. Ведь подъем на летательном аппарате к тому же происходит очень быстро.

Первое научное описание высотной болезни было сделано Гастоном Тиссандье, единственным оставшимся в живых пилотом воздушного шара «Зенит», поднявшегося в Париже 15 апреля 1875 года с экипажем из трех человек.

Читайте также:  Оценка стоимости оборудования методика

«На высоте 7000 метров Сивель начал по временам закрывать глаза, – говорится в записках воздухоплавателя. – Мои руки закоченели. Слабость была так велика, что я не мог уже повернуть голову в сторону обоих спутников. Хотелось вдохнуть кислород, но я не мог поднять руку к трубке. Я хочу крикнуть: «Мы дошли до 8000 м», но язык мой как бы парализован. Затем, закрыв глаза, я падаю обессиленный и теряю сознание».

Катастрофа с «Зенитом» привлекла внимание Ивана Сеченова и заставила его заняться исследованиями, заложившими основу высотной физиологии. Он выделил характерные признаки гипоксемии: вялость, сонливость, затруднение в распределении и переключении внимания.

Иногда вместо сонливости наблюдаются возбуждение, приподнятое настроение, понижение критического отношения человека к происходящему и переоценка своих сил, называемые в медицине эйфорией. Это состояние – самое опасное для летчика, потому что обманчиво, обморок может наступить внезапно, застав человека врасплох.

Вот как говорилось об этом в записках Тиссандье: «На высоте около 7500 метров состояние делается необычайным. Тело и разум незаметно ослабевают, но это не осознается. Никаких страданий нет. Наоборот, ощущается внутренняя радость, как будто от того сияния, которое разлито вокруг. Все делается безразличным. Не думаешь ни о гибельном положении, ни об опасности. Головокружение приходит в последний момент, непосредственно перед обмороком, внезапным и неодолимым».

Сегодня установлено: на высотах больше 5000 метров можно летать, только либо пользуясь приборами, которые обеспечивают кислородное питание летчика, либо в герметических кабинах и скафандрах. Для увеличения процентного содержания кислорода во вдыхаемом воздухе служит специальное кислородное оборудование. Им оборудуется в настоящее время каждый самолет, поднимающийся выше 4000 метров.

Кислородное оборудование состоит из баллона с запасом кислорода; газопроводных трубок, соединяющих баллон с прибором; кислородного прибора; шланга и маски, обеспечивающих подачу кислорода от прибора к дыхательным органам человека.

Кислородные приборы с масками открытого типа далеки от совершенства, поэтому применяются только на учебных и транспортных самолетах, а также в качестве средства спасения (ранцевые парашютные кислородные приборы), когда пользование кислородным прибором непродолжительно.

На современных самолетах устанавливаются более экономичные кислородные приборы типа «легочный автомат» с клапанной маской, герметически прилегающей к лицу. В них кислород автоматически подается только во время вдоха, а с началом выдоха прекращается.

На высотах больше 12000 метров дыхание даже чистым кислородом уже не обеспечивает необходимого парциального давления кислорода. И необходимо использовать усовершенствованные кислородные приборы – с повышенным давлением. Их применяют только в сочетании со специальной компенсирующей одеждой, состоящей из пневматического жилета, туго облегающего грудную клетку и автоматически создающего противодавление избыточному давлению, пневматических штанов и нарукавников, которые, сдавливая вены конечностей, препятствуют застою венозной крови. Дыхание под давлением в компенсирующей одежде требует специальных упражнений, укрепляющих дыхательные мышцы.

Таким образом, сегодня в снаряжение летчика обычно входит кислородная маска (КМ), надеваемая на защитный шлем (ЗШ) или гермошлем (ГШ), и высотно-компенсирующий костюм (ВКК) или скафандр. На аэродромах имеется стационарная или передвижная кислорододобывающая станция. Кислород получают из атмосферного воздуха путем его глубокого охлаждения, сжижения и разделения на азот и кислород.

Одним из главных в России производителей подобных систем является НПП «Звезда» ( холдинг «Авиационное оборудование» , входящий в Госкорпорацию Ростех). Холдинг выпускает кислородные системы, кислородно-дыхательную аппаратуру, огнетушители, а также контрольно-проверочную аппаратуру для всех типов военных и гражданских самолетов и вертолетов. В том числе:

  • Кислородные системы для экипажа: БКО-5К – блок кислородного оборудования, в состав которого входит маска с механизмом регулировки усилия притяжения к лицу, что особенно важно при выполнении длительного полета; КДА-15 – кислородно-дыхательная аппаратура, которая используется при полете на высотах до практического потолка полета самолета, в том числе в разгерметизированной кабине и при покидании самолета (применяется на самолетах типа Су-27, Су-30, Су-34); ККО-ЛС-2 – легкосъемный комплект кислородного оборудования для полетов на высотах до 6 км (устанавливается на вертолетах типа Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ми-35М).
  • Аварийные кислородные системы для пассажиров: АКБ-204, предназначенные на случай разгерметизации самолета (устанавливаются на самолеты гражданской авиации типа Ту-204, Ту-214).
  • Переносные блоки кислородного питания (БКП), предназначенные для перемещения по самолету в случае задымления (применяются на самолетах гражданской авиации типа Ан-148, Ил-96, Ту-204, Ту-214).
  • Стационарные кислородные установки (КУ-7 и КУ-8), предназначенные для проверки работы всех авиационных кислородных приборов (могут эксплуатироваться во всех климатических районах непосредственно на самолете и вне самолета).

Источник

7.Общие сведения.

Кислородное оборудование. Ми-8

Для питания кислородом членов экипажа, пасса­жиров или больных при полетах на больших высо­тах вертолеты Ми-8 в транспортном, пассажирском и санитарном вариантах комплектуются кислород­ным оборудованием, включающим в себя:

— три комплекта легкосъемного кислородного оборудования ККО-ЛС для членов экипажа;

— два комплекта переносного кислородного обо­рудования для пассажиров;

Читайте также:  Договор ремонта оборудования это

— шесть комплектов переносного кислородного оборудования для лежачих больных.

В зависимости от применения вертолета на нем устанавливаются соответствующие комплекты кис­лородного оборудования.

КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЭКИПАЖА

Кислородное оборудование, предназначенное для питания кислородом каждого члена экипажа, вклю­чает в себя комплект легкосъемного кислородного оборудования ККО-ЛС и кислородный баллон ем­костью 7,6 л с давлением кислорода 30 кгс/см 2 .

Кислородные баллоны устанавливаются в кабине летчиков справа от рабочих мест в специальных лег­косъемных чашках, крепящихся к полу винтами, и удерживаются в вертикальном положении с по­мощью хомутов на кронштейнах. Кронштейны для баллонов из комплектов левого летчика и борттехника крепятся к этажеркам, а кронштейн для бал­лона правого летчика — на правом борту ка­бины.

Баллоны устанавливаются таким образом, чтобы манометр на приборе КП-21 был в поле зрения чле­на экипажа, а также, чтобы член экипажа мог сво­бодно пользоваться со своего рабочего места махо­вичком аварийной подачи кислорода на приборе КП-21.

Для хранения маски и кислородного прибора КП-58 в походном положении на каждом баллоне имеется карман. Монтаж кармана на баллоне про­изводится после установки баллона на верто­лете.

КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО

ИЛИ ПАССАЖИРСКОГО ВЕРТОЛЕТА

В САНИТАРНОМ ВАРИАНТЕ

Для питания кислородом лежачих больных в гру­зовой кабине транспортного или пассажирского вер­толета в санитарном ;варианте устанавливаются шесть комплектов переносного кислородного обору­дования, размещение которого показано на рис. 160.

В комплект кислородного оборудования входят:

— кислородный баллон емкостью 7,6 л с давле­нием кислорода 30 кгс/см 2 .

— кислородный прибор КП-21;

— кислородная маска КМ-15М;

Прибор КП-21 монтируется на баллоне, а кисло­родная маска шлангом непосредственно присоединя­ется к выходному штуцеру прибора.

Баллоны закрепляются на лямках санитарных но­силок: один баллон устанавливается по левому бор­ту в плоскости шпангоута № 3, один — по правому борту в плоскости шпангоута № 2 и по два баллона с каждой стороны-^-.в плоскости шпангоута № 8. Крепление баллонов к лямкам осуществляется с по­мощью лент и ремней, что позволяет легко снимать баллоны и переносить их от одного больного к дру­гому.

Комплекты кислородного оборудования в поход­ном положении укладываются в контейнеры хвосто­вой части фюзеляжа.

КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПАССАЖИРСКОГО ВЕРТОЛЕТА

Пассажирский вертолет снабжается двумя комп­лектами переносного кислородного оборудования для пассажиров. Размещение кислородного оборудо­вания пассажирского вертолета показано на рис. 11.

В комплект кислородного оборудования входят:

— кислородный баллон емкостью 1,7 л с давле­нием кислорода в нем 30 кгс/см 2 ;

— кислородный прибор КП-21;

— кислородная маска КМ-15М.

Прибор КП-21 монтируется на баллоне. Кисло­родная маска шлангом подсоединяется к выходному штуцеру прибора КП-21. В нерабочем состоянии прибор с маской закрыты чехлом.

Рис.10. Размещение кислородного оборудования на вертолете в санитарном варианте:

1 — комплекты легкосъемного кислородного оборудования ККО-ЛС для членов экипажа; 2 — комплекты пере­носного кислородного оборудования для больных

Баллоны устанавливаются в легкосъемные чаши, закрепленные винтами к полу пассажирской кабины у стенки гардероба. В вертикальном положении баллоны удерживаются хомутами.

Рис.11. Размещение кислородного оборудования на вертолете в пассажирском варианте:

Источник

Кислородное оборудование для авиации

Что такое «высотная болезнь» и как с ней бороться

[image]

Недостаток кислорода в полете может привести к эйфории с последующей потерей сознания. Чтобы этого не допустить, необходимо использовать специальные авиационные кислородные маски, приборы и системы, производимые, в частности, холдингом «Авиационное оборудование».

В вопросе обеспечения кислородом летчика и пассажиров самолета нет мелочей и деталей, не достойных внимания. Студентов авиационных училищ тщательно обучают тому, как пользоваться дыхательным оборудованием летательных аппаратов и не допустить появления даже признаков кислородного голодания.

Благодаря постоянному перемешиванию, состав атмосферного воздуха в пределах тропосферы и нижних слоев стратосферы постоянный. Почему же на высоте людям не хватает кислорода, если его содержание в воздухе — 21%- везде одинаково?

Все дело в том, что для дыхания важно не столько количество кислорода, сколько его парциальное давление, те есть давление, которое имел бы кислород в том случае, если бы он один занимал весь объем, занимаемый им в смеси с другими газами. С каждым метром подъема парциальное давление кислорода в воздухе падает. Так, на земле оно равно 160 мм рт. ст., а на высоте 10 тысяч метров — 42 мм.

Недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе вызывает в организме человека ряд изменений, называемых «высотной болезнью». Известна она была, разумеется, задолго до появления летательных аппаратов — ее наблюдали у альпинистов и называли «горной».

«Именно из-за нее высокие горы необитаемы, — объясняет доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы Константин Платонов в своей книге «Человек в полете». — Наиболее высокими в мире приисками являются разработки Куильчи в Андах, расположенные на высоте 5700 м. Жить на этой отметке работающие там люди не могут. Каждый день они вынуждены спускаться в поселок, расположенный на высоте 5250 м. Это один из наиболее высоко расположенных поселков в мире».

Читайте также:  Как в 8 провести оборудование к установки

С развитием авиации, вопрос высотной болезни приобрел особую остроту. Ведь подъем на летательном аппарате к тому же происходит очень быстро.

Первое научное описание высотной болезни было сделано Гастоном Тиссандье, единственным оставшимся в живых пилотом воздушного шара «Зенит», поднявшегося в Париже 15 апреля 1875 года с экипажем из трех человек.

«На высоте 7000 метров Сивель начал по временам закрывать глаза, — говорится в записках воздухоплавателя. — Мои руки закоченели. Слабость была так велика, что я не мог уже повернуть голову в сторону обоих спутников. Хотелось вдохнуть кислород, но я не мог поднять руку к трубке. Я хочу крикнуть: «Мы дошли до 8000 м», но язык мой как бы парализован. Затем, закрыв глаза, я падаю обессиленный и теряю сознание».

Катастрофа с «Зенитом» привлекла внимание Ивана Сеченова и заставила его заняться исследованиями, заложившими основу высотной физиологии. Он выделил характерные признаки гипоксемии: вялость, сонливость, затруднение в распределении и переключении внимания.

Иногда вместо сонливости наблюдается возбуждение, приподнятое настроение, понижение критического отношения человека к происходящему и переоценка своих сил, называемые в медицине эйфорией. Это состояние — самое опасное для летчика, потому что обманчиво, обморок может наступить внезапно, застав человека врасплох.

Вот как говорилось об этом в записках Тиссандье: «На высоте около 7500 метров состояние делается необычайным. Тело и разум незаметно ослабевают, но это не осознается. Никаких страданий нет. Наоборот, ощущается внутренняя радость, как будто от того сияния, которое разлито вокруг. Все делается безразличным. Не думаешь ни о гибельном положении, ни об опасности. Головокружение приходит в последний момент, непосредственно перед обмороком, внезапным и неодолимым».

Сегодня установлено: на высотах больше 5000 метров можно летать только, либо пользуясь приборами, которые обеспечивают кислородное питание летчика, либо в герметических кабинах и скафандрах. Для увеличения процентного содержания кислорода во вдыхаемом воздухе служит специальное кислородное оборудование. Им оборудуется в настоящее время каждый самолет, поднимающийся выше 4000 метров.

Кислородное оборудование состоит из баллона с запасом кислорода; газопроводных трубок, соединяющих баллон с прибором; кислородного прибора; шланга и маски, обеспечивающих подачу кислорода от прибора к дыхательным органам человека.

Кислородные приборы с масками открытого типа далеки от совершенства, поэтому применяются только на учебных и транспортных самолетах, а также в качестве средства спасения (ранцевые парашютные кислородные приборы), когда пользование кислородным прибором непродолжительно.

На современных самолетах устанавливаются более экономичные кислородные приборы типа «легочный автомат» с клапанной маской, герметически прилегающей к лицу. В них кислород автоматически подается только во время вдоха, а с началом выдоха прекращается.

На высотах больше 12000 метров дыхание даже чистым кислородом уже не обеспечивает необходимого парциального давления кислорода. И необходимо использовать усовершенствованные кислородные приборы — с повышенным давлением. Их применяют только в сочетании со специальной компенсирующей одеждой, состоящей из пневматического жилета, туго облегающего грудную клетку и автоматически создающего противодавление избыточному давлению, пневматических штанов и нарукавников, которые, сдавливая вены конечностей, препятствуют застою венозной крови. Дыхание под давлением в компенсирующей одежде требует специальных упражнений, укрепляющих дыхательные мышцы.

Таким образом, сегодня в снаряжение летчика обычно входит кислородная маска (КМ), одеваемая на защитный шлем (ЗШ) или гермошлем (ГШ) и высотно-компенсирующий костюм (ВКК) или скафандр. На аэродромах имеется стационарная или передвижная кислорододобывающая станция. Кислород получают из атмосферного воздуха, путем его глубокого охлаждения, сжижения и разделения на азот и кислород.

Одним из главных в России производителем подобных систем является НПП «Звезда» (холдинг «Авиационное оборудование», входящий в Госкорпорацию Ростех). Холдинг выпускает кислородные системы, кислородно-дыхательную аппаратуру, огнетушители, а также контрольно-проверочную аппаратуру для всех типов военных и гражданских самолетов и вертолетов. В том числе:

— Кислородные системы для экипажа: БКО-5К — блок кислородного оборудования, в состав которого входит маска с механизмом регулировки усилия притяжения к лицу, что особенно важно при выполнении длительного полета; КДА-15 — кислородно-дыхательная аппаратура, которая используется при полете на высотах до практического потолка полета самолета, в том числе в разгерметизированной кабине и при покидании самолета (применяется на самолетах типа Су-27, Су-30, Су-34); ККО-ЛС-2 — легкосъемный комплект кислородного оборудования для полетов на высотах до шести км (устанавливается на вертолетах типа Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ми-35М).

— Аварийные кислородные системы для пассажиров: АКБ-204, предназначенные на случаи разгерметизации самолета (устанавливаются на самолеты гражданской авиации типа Ту-204, Ту-214).

— Переносные блоки кислородного питания (БКП), предназначенные для перемещения по самолету в случае задымления (применяются на самолетах гражданской авиации типа Ан-148, Ил-96, Ту-204, Ту-214).

— Стационарные кислородные установки (КУ-7 и КУ-8), предназначенные для проверки работы всех авиационных кислородных приборов (могут эксплуатироваться во всех климатических районах непосредственно на самолете и вне самолета).

Источник