Меню

Как проходит диверсификация ОПК в России

Как проходит диверсификация ОПК в России

Ручной пулемет Калашникова РПК-16, разработанный концерном

МОСКВА, 8 ноября. /Корр. ТАСС Юлия Темерева/. Диверсификация производства оборонно-промышленного комплекса для многих военных предприятий России стала единственной возможностью для выживания в условиях неминуемого сокращения объемов гособоронзаказа, однако внедряемые государством меры не всегда мотивируют предприятия на конверсию, в том числе из-за отсутствия у менеджмента «продуктового» мышления и навыков по выводу изделий на рынок, рассказали ТАСС участники отрасли.

В декабре исполнится год, как президент России Владимир Путин поставил задачу довести к 2020 году долю гражданской продукции не менее чем до 17%, к 2025 — до 30% от общего объема производства российского ОПК, к 2030 году — до 50%. Сейчас этот показатель уже составляет 17%, сообщил ТАСС министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Своей главной задачей Минпромторг РФ сейчас видит адаптацию организаций ОПК к рыночным условиям при реализации продукции гражданского назначения.

Ситуация для оборонных предприятий усложняется еще и потому, что Россия к 2020 году в основном завершит переоснащение армии и флота, что приведет к сокращению гособоронзаказа. Государство на сегодняшний день создало полный инструментарий поддержки проектов по диверсификации, уверены эксперты, однако они сомневаются, что предприятия этого сектора смогут эффективно и быстро этими возможностями воспользоваться.

«Сейчас в основной пул Минпромторга входят уже более 170 проектов по диверсификации ОПК, запланированных к реализации в ближайшие четыре-пять лет. Только от Ростеха, Росатома и Роскосмоса мы получили более 110 конкретных проектных предложений, связанных с выпуском гражданской продукции», — сказал министр.

Госкорпорация «Ростех», в чей периметр входит внушительная часть предприятий российской оборонки, ставит амбициозные планы и намерена достигнуть целевого ориентира в 50% на пять лет раньше — к 2025 году.

Что производить и как продавать?

Особенностью российского оборонного комплекса является то, что большинство предприятий изначально создавались исключительно под военные задачи. Проведение технологических маневров по переводу мощностей на гражданские рельсы, тем не менее, идет планово: где-то со скрипом, а где-то почти космическим масштабом, как, например, в концерне «Калашников», где разрабатываются летающие машины, антидроны, беспилотники, катера и тяжелые мотоциклы, холдинге «Швабе», где производится оптика и медицинская техника, пользующаяся спросом и в России, и за рубежом.

Тем не менее, согласно исследованию Агентства по технологическому развитию, многие руководители организаций ОПК характеризуют свои настроения как «мы не знаем, что производить», «у нас нет маркетологов», «у нас нет технологий для производства гражданской продукции», «у нас режимное производство, и инсталлировать на нем новое оборудование для «гражданки» мы не сможем», «у нас нет производственного персонала», «у нас нет денег на модернизацию» и т.д.

Эти проблемы выглядят почти нерешаемыми, так как предприятия, занимающиеся тяжелым закрытым военным производством, никогда не задумывались о «гражданке». «Военные структуры сталкиваются с двумя главными сложностями диверсификации — отсутствием продуктового мышления и перевернутой пирамидой издержек. Для военных главным в производстве являются тактико-технические характеристики продукта, а сроки изготовления и цена уходят на второй план. На гражданском рынке важны цена и сроки вывода продукта на рынок, а тактико-технические характеристики задаются в зависимости от этих параметров. Предприятия, которые десятилетиями жили по одному принципу, при переходе неизбежно сталкиваются с затруднениями», — сказал ТАСС директор по особым поручениям Ростеха Василий Бровко.

Адаптация к рынку

В помощь оборонщикам, не имеющим опыта работы по гражданским направлениям, создана организация НПО «Конверсия» (совместная структура Ростеха и Внешэкономбанка). Она специализируется на выявлении потребностей рынка, поиске направлений и возможностей для продвижения и реализации продукции предприятий ОПК. «Мы проводили закрытое исследование среди генеральных директоров оборонных предприятий и обнаружили, что они не знают, что и для кого производить, с кем конкурировать. Наша задача — создать маркетинговый центр, занимающийся анализом продуктов. Для начала — тех продуктов, которые уже производятся оборонными предприятиями, на следующем этапе — тех, которые могли бы производиться. Также этот маркетинговый центр должен отвечать за конкурентный анализ: с кем конкурировать, куда и на каком рынке продавать», — пояснил ТАСС Бровко.

Еще одним существенным подспорьем для оборонки в этом году стала новая спецпрограмма Фонда развития промышленности с одноименным названием — «Конверсия». «Ее участники получают допуск к дешевым и длинным деньгам. Основные параметры программы — льготные займы от 200 до 750 млн руб. на срок до пяти лет с процентной ставкой 1% в первые три года займа и 5% — на оставшийся период. Целевой объем продаж новой продукции — не менее 50% от суммы займа в год, начиная со второго года серийного производства. Участвовать в программе могут только предприятия, входящие в реестр организаций ОПК», — отметил Мантуров.

Приоритет проектам по наращиванию гражданской продукции отдается также при отборе технологических направлений в рамках программы по субсидированию НИОКР. «Кроме того, действует совместная программа Минпромторга и Минобрнауки по созданию и развитию инжиниринговых центров при вузах, одно из основных направлений которой — развитие диверсификации. Бюджет программы на 2017 год — 700 млн руб.», — добавил министр.

В 2013-2016 годах было создано 49 таких инжиниринговых центров, на осень 2017 года запланировано проведение шестой очереди конкурсного отбора проектов. По словам Мантурова, основной акцент при отборе проектов будет сделан на тех направлениях, которые способствуют диверсификации продукции предприятий ОПК.

Главной точкой сбора гражданских проектов оборонных предприятий сегодня можно назвать платформу «ГИС промышленность». «На ее базе формируются интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции, выпускаемой предприятиями ОПК. Уже сегодня они включают в себя 4,3 тыс. позиций номенклатуры, из которых более 2,2 тыс. позиций — это высокотехнологичная продукция гражданского и двойного назначения нашей оборонки», — добавил Мантуров.

«Калашников» как пример успешной диверсификации

Многие предприятия ОПК смогли самостоятельно настроить свое производство на «мирный» лад. Так, например, концерн «Калашников» не нуждается в услугах «НПО Конверсия», считает Василий Бровко. «Концерн и дальше будет разрабатывать инновационные продукты: электрические мотоциклы, гражданские катера, беспилотники, антидроны и так далее. Но, к сожалению, большинство предприятий такой энергией, компетенциями, деньгами не обладают», — отметил топ-менеджер Ростеха.

Соотношение военной и гражданской продукции сегодня в «Калашникове» составляет 80/20, однако предприятие рассчитывает в ближайшие пять лет увеличить долю «гражданки» до 50% и довести показатель EBITDA до отметки в 7 млрд руб., сообщил ТАСС гендиректор концерна Алексей Криворучко.

Концерн разрабатывает и производит разные виды гражданского оружия, биатлонные винтовки, катера, лодки, беспилотники, созданы концепты тяжелого мотоцикла и летающей машины. Большая часть из них обладает экспортным потенциалом, но сегодня наиболее ценится охотничье оружие, производимое на мощностях «Калашникова». «Наиболее популярные продукты для экспорта — карабины «Сайга» и «Тигр». Они поставляются в страны СНГ, Пакистан, Индонезию. Особо следует отметить ружье Сайга-12 исп.030. Оно поставлялось Национальному управлению по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Индонезии. Выделю и винтовки БИ-7-4, которые поставлялись в Белорусскую школу биатлона», — сказал Криворучко.

Концерн выпускает порядка 500-600 биатлонных винтовок в год, основные поставки осуществляются в российские спортивные школы, хотя по качеству и надежности, утверждают в концерне, они ничем не уступают немецким винтовкам Anschutz — популярным среди ведущих биатлонистов мира. «Наши винтовки дешевле и ни в чем не уступают немецким аналогам по критериям качества, надежности и долговечности. Большое количество биатлонных винтовок IZHMASH находится в спортивных школах по всей стране, и они регулярно используются при подготовке к соревнованиям без всяких проблем. Да, им нужен сервис и уход, но ресурс винтовок очень высок. Конечно, нам сложнее, из-за нормативно- правовых актов, ограничивающих свободу спортивного оружия. К тому же, географическая удаленность Ижевска от Европы не позволяет представителям других стран оперативно решить вопрос с сервисным обслуживанием наших винтовок», — отметил Криворучко.

Прославленный биатлонист, а ныне руководитель спортивных проектов концерна, Иван Черезов подтверждает — ижевская винтовка обладает высоким потенциалом, в том числе экспортным, но это направление, помимо всего прочего, ограничивают санкции. «Есть случаи, когда звонят из других стран и интересуются нашими винтовками, спрашивают, можно ли приобрести. К сожалению, санкции не позволяют им это сделать. Был случай, когда даже из Германии звонили с этим вопросом, говорили, что детям нравятся винтовки, они удобные, уход и ремонт минимальный, в отличие от Anschutz. В этом плане наша винтовка надежнее. Средняя цена БИ-7-4 порядка 70 тыс. руб. в зависимости от конфигурации, а Anschutz стоит порядка €3,5 тыс. минимум. В цене у немцев мы выигрываем», — поделился с ТАСС спортсмен.

Читайте также:  ГОСТ Р 50680 94 Установки водяного пожаротушения автоматические Общие технические требования Методы испытаний

В сборной России по биатлону соотношение примерно 30/70 — наши винтовки и Anschutz, отметил Черезов, говоря о перспективах оснащения команды винтовками концерна. «Лидеры сборной, например, Антон Шипулин, Алексей Волков, выступают с винтовками Anschutz и просить их перейти на ижевские винтовки не совсем корректно, потому что стрельба такое дело — все на тонких ощущениях. У спортсменов годами формируются «отношения» с винтовкой. Скоро Олимпийские игры, и просить спортсмена поменять свой инвентарь. там лыжи не каждый меняет, не говоря уже о винтовках», — сказал он.

Черезов считает, что основные перспективы в этом направлении у «Калашникова» связаны с молодыми спортсменами, которым нужно уделять большое внимание, предоставлять им лучшее оружие и максимальный сервис.

Работа на перспективу

Минпромторг выделяет несколько первоочередных приоритетных отраслей в рамках диверсификации на ближайшие два-три года, прежде всего это нефтегазовое, энергетическое, транспортное и станкоинструментальное машиностроение, гражданское стрелковое оружие, радиоэлектроника, медицинское оборудование и ряд других направлений. «Так, в радиоэлектронике мы прогнозируем увеличение производства продукции гражданского назначения в 3,7 раза уже к 2020 году», — отмечают в министерстве.

Источник

Пути повышения эффективности производства

СПОСОБЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Чтобы расширить производство или повысить эффективность деятельности, предприятию необходимо произвести модернизацию производства. Модернизация современного производства может осуществляться экстенсивным и интенсивным путем.

К экстенсивным методам модернизации относят увеличение количества цехов, работников и станков в цехе. При этом сохраняется прежняя технология производства продукции и не вносятся инновации в процесс. К интенсивным путям модернизации относят улучшение технологического процесса за счет внедрения новых технологий и методов работы, изменения структуры предприятия.

Модернизацию производства с помощью экстенсивных и интенсивных способов осуществляют по следующим направлениям.

  1. Совершенствование технологии производства, выпуск более качественной и востребованной на рынке продукции. К совершенствованию технологии на предприятии можно также отнести улучшение технологической дисциплины производства, отслеживание расхода режущих инструментов, списание сырья и материалов по утвержденным нормам расхода.

2. Автоматизация производства. После внедрения автоматизации предприятие начинает работать более эффективно, повышается производительность, высвобождается часть работающих.

3. Механизация оборудования. В этом случае улучшается ресурс работы оборудования и сокращается время его простоев, снижаются расходы на ремонт. Такой результат достигается через покупку и внедрение более производительных и качественных станков.

Для сокращения простоев оборудования по механической части вводят ряд организационных мероприятий:

  • оптимизация штатного расписания ремонтной службы;
  • оптимизация и отслеживание ремонта оборудования;
  • повышение квалификации работников, которые ремонтируют и обслуживают оборудование.

Модернизация на производстве может осуществляться и по энергетической части. Здесь сокращаются затраты на электроэнергию, устанавливается более энергосберегающее оборудование, подбираются оптимальные по мощности двигатели, чтобы исключить перерасход электроэнергии.

ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Процесс модернизации производства можно разделить на семь этапов (первые три этапа связаны с анализом всей доступной информации и статистических данных).

  1. Принятие решения о модернизации. Решение принимается, если для этого есть следующие предпосылки:
  • большой объем аварийного и не поддающегося ремонту оборудования;
  • большой объем устаревшего оборудования;
  • недостаточная эффективность эксплуатируемого оборудования;
  • необходимость увеличить производительность;
  • расширение производства в перспективе.

2. Поиск оборудования и выбор поставщиков. Изучают оборудование и его поставщиков, поскольку от характеристик и качества оборудования зависит дальнейшая эффективность производственного процесса, а надежность поставщиков влияет на скорость и стоимость модернизации.

3. Составление бизнес-плана. С помощью бизнес-плана можно рассчитать все расходы, время окупаемости и полученную выгоду.

4. Привлечение финансовых средств. Модернизация производства потребует привлечения кредитных ресурсов, так как редко какое предприятие может позволить себе подобное мероприятие за свой счет.

5. Заключение договоров с поставщиками. Договоры с поставщиками можно заключать, не дожидаясь открытия займа. Достаточно получить подтверждение одобрения запроса от кредитора.

6. Доставка и монтаж нового оборудования. Сроки и условия поставки оборудования могут отличаться, так как чаще всего его поставляют разные производители. Этот момент обязательно нужно учитывать.

Первая часть этапа — демонтаж промышленного оборудования. Устаревшие станки, приборы или механизмы необходимо разобрать. После устанавливается новая техника, технические специалисты проводят сборку оборудования. Монтаж происходит быстро (на крупных предприятиях — до месяца), так как ко времени прибытия оборудования предприятие повышает квалификацию своего персонала или нанимает специалистов.

7. Наладка и проверка оборудования, испытание установленного компонента, наладка системы управления. Опытная эксплуатация нужна для выявления неполадок и окончательного монтажа. После испытания оборудование начинает работать в штатном режиме. Как правило, окончательное введение в эксплуатацию занимает до трех месяцев.

СТЕПЕНЬ ИЗНОСА ОБОРУДОВАНИЯ

Для принятия решения о модернизации оборудования необходимо определить степень его износа. Износ — технико-экономическое понятие, отражающее снижение уровня потребительских свойств машин и оборудования и уменьшение их работоспособности.

Для оценки рабочего состояния и физического износа оборудования рассчитывают процент износа объекта основных средств (оборудования) по формуле:

Процент износа = Амортизация / Первоначальная стоимость ОС × 100 %.

Первоначальная стоимость ОС — это сумма, которая была потрачена на приобретение или изготовление основного средства.

ПРИМЕР

Спектрометр атомно-абсорбционный был приобретен предприятием за 3 500 000 руб. Срок полезного использования данного оборудования — 10 лет, амортизация начисляется равномерно (линейным способом) один раз в месяц.

С момента покупки спектрометр эксплуатировали в течение четырех лет. Необходимо рассчитать процент его износа.

Амортизационные начисления = 0,40 × 3 500 000 руб. = 1 400 000 руб.

Процент износа: 1400 000 руб. / 3 500 000 руб. × 100 % = 40 %.

Таким образом нужно рассчитать износ всего оборудования, которое подлежит модернизации. Также следует определить не только физический, но моральный износ оборудования (неактуальность, несоответствие текущим задачам производства).

ЗАТРАТЫ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ И ПОЛУЧЕННАЯ ВЫГОДА

Предположим, в связи с моральным износом оборудования руководство предприятия, занимающегося лабораторными исследованиями, приняло решение провести модернизацию — вместо старого спектрометра приобрести спектрометр атомно-абсорбционный iCE3500 с программным обеспечением нового поколения.

Чтобы оценить все затраты на модернизацию и полученную выгоду, нужно рассчитать производственную мощность оборудования после проведения модернизации.

К СВЕДЕНИЮ

Производственная мощность — это максимально возможный годовой выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте планового года при полном использовании оборудования и производственных площадей, а также при наилучших организационно-технических условиях производства.

Производственную мощность определяют как по всему предприятию в целом, так и по отдельным цехам или производственным участкам, где задействовано ведущее оборудование. К ведущему оборудованию относится оборудование, на котором выполняют основные, наиболее трудоемкие технологические процессы и операции по изготовлению изделий или полуфабрикатов.

План выпуска продукции напрямую зависит от производственной мощности, поэтому обоснованность программы производства должна подтверждаться расчетами производственной мощности, которые необходимы для производственного планирования.

Формула расчета производственной мощности (ПМ) предприятия:

где Вэф — эффективный фонд времени работы оборудования;

Тр — трудоемкость изготовления единицы продукции.

Эффективный фонд рабочего времени определяют исходя из количества рабочих дней в году, количества рабочих смен в один день, продолжительности рабочей смены за вычетом потерь рабочего времени.

Рассчитаем производственную мощность рассматриваемого предприятия, учитывая, что оно работает в одну смену. Продолжительность смены — 8 ч.

Произведем расчет эффективного фонда времени, если по производственному плану на год определено 248 рабочих дней, потери рабочего времени на ремонт оборудования и простои составляют 7 %.

Эффективный фонд работы предприятия составит:

(248 дн. × 8 ч) – 7 % = 1845 ч.

Трудоемкость изготовления единицы продукции определяется на каждый вид изготавливаемой продукции по отраслевым нормам, измеряется в нормо-часах.

Для определения производственной мощности нового оборудования (спектрометра атомно-абсорбционного iCE3500 с программой) необходимо рассчитать его мощность и сравнить со старым оборудованием. Для расчетов используем табл. 1.

В целом по предприятию производственная мощность после внедрения спектрометра нового поколения будет составлять 3690 исследований.

Зная производственную мощность, составим план модернизации производства. Расчеты представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, после модернизации увеличиваются мощность оборудования и объем выпуска продукции, повышаются производительность труда и фондоотдача. Как следствие растет прибыль и рентабельность предприятия.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ

Рассмотрим, как оценить затраты на модернизацию, если предприятие приняло решение сделать капитальные вложения в процесс модернизации.

Чтобы оценить затраты на модернизацию, нужно провести предварительные расчеты.

Капитальные вложения при модернизации оборудования производятся по формуле:

где Ко — балансовая стоимость оборудования после модернизации;

К1 — стоимость оборудования до модернизации;

Кн — стоимость вновь проектируемых (приобретаемых) деталей, узлов и частей оборудования;

Км — затраты на монтаж проектируемых (приобретаемых) узлов и деталей (принимаются в размере 6–8 % от их стоимости);

Кд — затраты на демонтаж узлов и деталей, подлежащих замене (5–7 % от их стоимости);

Читайте также:  Реферат по индустрии гостеприимства на тему Служба обслуживания в номерах room service

Л — ликвидационная стоимость заменяемых узлов, деталей (по цене металлолома).

Определим цену проектируемого оборудования.

Допустим, стоимость нового технологичного оборудования по расчету составила 4 207 880 руб. (расчеты приведены ниже).

Рассчитаем стоимость затрат на изготовление узлов и частей оборудования по табл. 3.

Из таблицы 3 следует, что затраты на изготовление оборудования составили 3 506 567 руб. Составим сметы по затратам.

В таблице 4 представлены расчеты затрат на основные материалы, в табл. 5 — на покупные полуфабрикаты.

Рассчитаем заработную плату (ЗП) основных производственных рабочих, которые участвуют в процессе изготовления оборудования. Формула расчета выглядит следующим образом:

где ТСч — часовая тарифная ставка изготовителя, руб.;

В — затраты времени на изготовление, н/ч;

Кдоп — коэффициент дополнительной зарплаты (принимается в размере 1,1);

Крк — районный коэффициент (1,15).

Затраты времени на изготовление (В) определяют в зависимости от веса металла и нормы времени на 1 кг металла:

где А1 — черный вес металла, кг;

А2 — чистый вес металла, кг.

По норме определяем В1 и В2 — 0,4 н/ч на 1 кг металла.

В нашем случае А1 = 13 460 кг (см. табл. 4).

Подставим это значение в формулу расчета чистого веса металла:

А2 = 0,95 × А1= 0,95 × 13 460 кг = 12 787 кг.

Подставляя данные в формулы (5) и (6), получим:

В1 = 0,4 н/ч × 13 460 кг = 5384 н/ч.

В2 = 0,4 н/ч × 12 787 кг = 5114,8 н/ч.

Определим затраты времени на изготовление по формуле (4):

В = 5384 н/ч + 5114,8 н/ч = 10 498,8 н/ч.

Допустим, часовая тарифная ставка изготовителя — 70 руб. Тогда заработная плата составит:

ЗП = 70 руб. × 10 498,8 н/ч × 1,1 × 1,15 = 929 668,74 руб.

По статье «Страховые взносы» расчет производим по итоговой ставке 30,2 %:

929 668,74 руб. × 30,2 % = 280 760 руб.

Износ инструмента рассчитывается в размере 8 % от стоимости обрабатываемого материала и полуфабрикатов:

(747 918 руб. + 86 928 руб.) × 8 % = 66 788 руб.

Цеховые расходы по бухгалтерским данным составили 150 % от зарплаты основных производственных рабочих. Цены на материалы и полуфабрикаты приняты по сложившемуся уровню базового предприятия.

Определим затраты на новое оборудование:

3 506 567 руб. × 1,2 = 4 207 880 руб. (это значение подставляем в формулу (2)).

Подведем итоги капитальных вложений на модернизацию оборудования:

Ко = 5 620 800 + 4 207 880 + 252 470 + 140 520 – 720 940 = 9 500 730 (руб.) — общие затраты капитальных вложений.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАМЕНЫ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Главная задача при принятии решения по модернизации производства — заменить функциональные объекты основных средств на более совершенные с технической точки зрения. Чтобы оценить эффективность замены старых основных средств на усовершенствованные, необходимо сделать расчеты, так как новое оборудование будет стоить дороже.

Оценим эффективность инвестиционного проекта, который заключается в покупке нового оборудования стоимостью 5 млн руб., сроком использования 5 лет. Для покупки оборудования предприятие использует 1,5 млн руб. собственных средств и берет кредит в банке в размере 3,5 млн руб. под 12 % годовых.

При использовании этого оборудования себестоимость снижается с 2,7 до 2,4 млн руб. Показатели выручки и себестоимости по годам представлены в табл. 6.

С помощью табл. 7 рассчитаем показатели инновационного проекта.

Согласно данным расчетов, приведенных в табл. 7, заемные средства в сумме 3500 тыс. руб. предприятие погасит в течение трех лет. На выплату процентов по кредиту идет 748 тыс. руб. Таким образом, затраты инвестиционной деятельности составляют 5748 руб. (1500 собственные средства + 3500 кредит + 748 проценты за кредит).

Накопленный доход от операционной деятельности в общей сложности составит 9050 тыс. руб., а накопленный дисконтированный доход — 6516 тыс. руб.

Далее определим эффективность инвестиционного проекта без дисконтирования с помощью табл. 8.

Из таблицы 8 следует: чистый доход от инвестиционной деятельности составил 3302 тыс. руб. в конце года (17 400 руб. сумма денежных потоков нарастающим итогом – 14 098 руб. сумма денежных оттоков нарастающим итогом).

Индекс доходности затрат определяется отношением денежных потоков нарастающим итогом к сумме денежных оттоков:

17 400 тыс. руб. / 14 098 тыс. руб. = 1,23.

Индекс доходности инвестиций на конец периода — 1,57.

Финансовые результаты проекта:

  • первый год — 0 (1787,5 – 420 проценты – 1367,5 уплата кредита);
  • второй год — 0 (1787,5 – 255,9 проценты – 1531,6 кредит);
  • третий год — 1152 тыс. руб. (1825 – 72,1 проценты – 600,9 кредит);
  • четвертый и пятый годы — по 1825 тыс. руб.

Финансовый результат проекта — 3302 тыс. руб. (9050 – 5748 затраты инвестиционной деятельности).

Рассчитаем показатели оценки эффективности проекта с учетом дисконтирования (табл. 9).


По данным табл. 9, чистый доход от инвестиционной деятельности составил 3 млн руб.

Внутренняя норма доходности — 23,58 %. Это больше, чем рассматриваемая ставка дисконтирования в 12 %.

Индекс доходности инвестиций (1,57) без учета дисконтирования и 1,30 (6516 / 5000) с учетом дисконтирования больше нормативного значения (норматив — 1,00).

Вывод: данный проект является финансово реализуемым и экономически целесообразным.

Негативные последствия отсутствия модернизации промышленного оборудования:

  • падение конкурентоспособности. Невозможность конкурировать с аналогичными объектами по причине устаревшей техники;
  • потеря финансов. Практически невозможно получать выгоду, создавая продукцию на старом оборудовании. Низкая скорость производства и низкое качество;
  • потеря рабочих мест. Тяжело работать на устаревшем оборудовании, так как большая доля ручного труда. Инновации привлекают не только потенциальных покупателей, но и рабочую силу.

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Источник



Условия развития предприятий ОПК

Обороноспособность страны представляет собой чрезвычайно важный фактор в современных геополитических условиях. Интенсивность создания новых эффективных образцов вооружений и военной техники рассматривается как один из способов обеспечения суверенитета, независимости и стабильности страны.

Государственная политика в вопросах обеспечения исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) основывается на регулировании как правовой, так и экономической составляющей. При обеспечении государственного оборонного заказа в рамках регулирования крайне важно осуществление контрольных функций в отношении ценообразования и сроков исполнения контрактов, а также ужесточение ответственности, что является вполне оправданным шагом.

Для выполнения ряда задач, в том числе, снижения государственных издержек, важно решить проблемы, возникающие при неисполнении контрактов «точно в срок», а также повысить качество специальной техники и ее обновления. Регулирование деятельности предприятий ОПК основано на контроле этих ключевых факторов. Именно ужесточение порядка в важных аспектах ГОЗ сделает исполнение контактов регламентированным, определенным и создаст четкие границы для осуществления контрольных функций.

Около 45% объема промышленной продукции ОПК составляет продукция военного назначения, которая поставляется для внутренних нужд государственных заказчиков. Примерно 22% продукции идет на экспорт по линии военно-технического сотрудничества с разными странами. А оставшиеся 33% – это продукция гражданского назначения.

Можно выделить следующие функциональные особенности предприятий ОПК:

– государственный оборонный заказ определяет поставки оборонной продукции, которую производят предприятия ОПК, соответственно, в этой сфере существует монополия государственного заказчика;

– для оборонной продукции характерна высокая наукоемкость и технологичность, что определяет особенности производства;

– для инвестиционных проектов, которые реализуют предприятия ОПК, характерен долгосрочный и капиталоемкий характер;

– на предприятиях ОПК размещены избыточные (мобилизационные) мощности;

– при формировании цен на продукцию оборонного комплекса применяется затратный метод, что обусловлено высоким уровнем специализации производителей.

Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011–2020 годы» (ФЦП-2020) сыграла ключевую роль в технологической модернизации оборонно-промышленного комплекса. Целевое значение программы обусловлено не только необходимостью обеспечивать Вооруженные Силы РФ новым поколением вооружений, военной и специальной техникой, но и принципиальным повышением потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса как перспективным направлением развития обрабатывающей промышленности.

ФЦП-2020 сформирована в жесткой увязке с государственной программой вооружения и направлена на обеспечение выпуска приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники, определяя общее направление развития Вооруженных сил. Реализация этой программы составляет важное условие для осуществления государственной политики вооружения, что подтверждают высокие объемы финансирования. Приоритет программы имеет и принципиальное значение в рамках развития и повышения темпов технической модернизации предприятий, потому что в ФЦП-2020 заложена динамика роста предприятий за период ее исполнения как высокоэффективного и рентабельного бизнеса.

Для России ФЦП-2020 имеет весомый инновационный компонент: в программе нашли отражение мероприятия, позволяющие повысить научно-технический уровень, темпы разработки и внедрения инноваций в полном объеме более чем для 1400 предприятий, которые функционировали на базовых или критических технологиях.

Читайте также:  Оборудование для бочек бочкокантователи захваты

Отдельно хотелось бы отметить высокий инвестиционный потенциал программы: около 80% от общего объема средств направлено на капитальные вложения. То есть бюджетные средства в первую очередь направляются на строительство и реконструкцию производственных мощностей, которые в дальнейшем смогут обеспечивать приоритетное развитие.

На основании ежегодно проводимого анализа, оценки состояния и динамики развития предприятий ОПК Министерство промышленности и торговли РФ озвучило следующие результаты:

– рост показателя технологической готовности к производству образцов вооружения, военной и специальной техники в отраслях оборонно-промышленного комплекса, обеспечение положительной динамики уровня загрузки производственных мощностей;

– организация планомерной модернизации производственно-технологических мощностей, рост доли активной части обновленных и новых основных производственных фондов относительно общего объема основных производственных фондов предприятий ОПК;

– в целом устойчивые темпы роста промышленного производства предприятий ОПК, что обеспечивалось в основном за счет продукции военного назначения. Так, в 2019 году рост объемов производства составил 9,3%, а в 2020 году, по предварительным данным, – 7,6%;

– рост показателя производительности труда, что обеспечивается в основном за счет внедрения новых высокотехнологических решений, осуществляемых опережающими темпами по сравнению с ростом реальной средней заработной платы работников предприятий;

– уровень средней заработной платы сотрудников предприятий ОПК превышает уровень средней заработной платы в промышленности в целом;

– средний возраст сотрудников, которые задействованы в предприятиях ОПК, имеет тенденцию к снижению (более 30% сотрудников – в возрасте до 35 лет);

– рост числа вновь созданных высокотехнологичных рабочих мест;

Все же несмотря на то, что финансовое положение предприятий ОПК постепенно улучшается, его нельзя назвать стабильным и достаточным для эффективного функционирования.

Принимая во внимание имеющийся видимый положительный эффект от реализации программы ФЦП-2020, нужно отметить, что одной из острых проблем, что негативно влияет на финансово-экономическое состояние предприятий, остается рост себестоимости военной продукции. Цена растет за счет включения в нее амортизационных отчислений, но при этом не обеспечивается и плановая загрузка высокотехнологичного оборудования.

На это есть ряд причин.

  • Продукцию предприятий ОПК государственные заказчики, как правило, оплачивают несвоевременно, что приводит к резкому сокращению оборотных средств предприятий, и за счет высокой цены исполнители ГОЗ стремятся компенсировать возникающие задолженности по расчетам по обязательным платежам и кассовые разрывы.
  • Неритмичность финансирования работ в течение года со стороны государства также приводит к формированию задолженности у предприятий ОПК. Повышение стоимости ГОЗ позволяет компенсировать высокие процентные ставки по кредитам, возникшие просроченные платежи и пр.
  • Наблюдается недостаточный уровень организации планирования программных мероприятий по контрактам ГОЗ, большая доля позиций по ГОЗ подлежит корректировке уже через месяц-три после утверждения. Соответственно, эффективность деятельности исполнителей падает, а реальная оценка возможностей ОПК по выполнению ГОЗ осуществляется не полностью и уже на этапе исполнения.
  • Поскольку наметилась тенденция снижения финансирования НИОКР из федерального бюджета со стороны Министерства обороны РФ, предприятия стали проводить приоритетные разработки для обеспечения национальной безопасности за счет собственных средств. Мало того, что это ведет к повышению цены и включению в себестоимость продукции амортизационных отчислений на высокотехнологическое оборудование даже при низких загрузках мощностей, самую большую проблему представляет тот факт, что при самостоятельном осуществлении НИОКР они остаются, как правило, невостребованными, а необходимость для предприятий покрывать затраты сохраняется. Такая ситуация может привести к отставанию в области развития вооружений и поставить под угрозу национальную безопасность страны.
  • Как постоянная проблема сохраняется низкая загрузка производственных мощностей предприятий ОПК, несмотря на то, что в последние пять лет отмечается рост загрузки мощностей, которые используются в производстве оборонной продукции, почти на 40%. Однако объем ГОЗ остается на недостаточном уровне для оптимальной работы промышленных предприятий ОПК. По данным Минпромторга РФ, в настоящее время уровень загрузки производственных мощностей составляет около 30%, то есть основная их часть представляет собой обузу для оборонного заказа. Незагруженные мощности включаются в накладные расходы по их содержанию и в итоге переносятся на себестоимость оборонной продукции, что и приводит к росту цен.
  • Наблюдается морально-физическое устаревание основных производственных фондов ОПК и отсутствие государственной поддержки предприятий ОПК при производстве продукции двойного назначения, обладающей высокой конкурентоспособностью. В то же время обеспечить инновационное развитие экономики, модернизацию ведущих отраслей промышленности и вывести оборонную продукцию на конкурентоспособный уровень как на внутреннем, так и на внешнем рынке можно только через техническое перевооружение и обновление парка технологического оборудования. Однако это невозможно реализовать при низких загрузках мощностей уже внедренного высокотехнологического оборудования, поскольку при дальнейшем государственном финансировании цены на ГОЗ будут только расти (из-за компенсации работы оборудования амортизационными отчислениями).
  • Рост тарифов естественных монополий неизбежно ведет к повышению стоимости материалов и комплектующих для работы оборудования. В результате это сказывается на себестоимости производимой продукции, приближая ее к себестоимости западных образцов, а по некоторым видам оборудования она превысила стоимость аналогов китайского производства.
  • Низкая диверсификация большинства предприятий ОПК – это исторически сложившийся факт. Положительные тенденции по формированию экономической эффективности отмечаются для предприятий, на которых в производстве существует и увеличивается доля гражданской продукции.
  • На предприятиях ОПК применяется установленный порядок ценообразования, что не создает стимулов для перевооружения, повышения качества производимой продукции и не способствует росту производительности труда.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию в сфере развития предприятий ОПК, в перспективе важно решить ряд задач, что должно сказаться на системе ценообразования ГОЗ. Необходимо предпринять следующее:

  • Повысить уровень оснащенности Вооруженных сил в соответствии с заданиями государственной программы вооружения и ГОЗ за счет реализации мероприятий по технической модернизации предприятий ОПК.
  • Разработать четкую регламентацию новых полномочий участников создаваемой системы по государственному регулированию цен на продукцию, которая поставляется в рамках реализации ГОЗ, также в русле обеспечения своевременного формирования и размещения ГОЗ.
  • Обеспечить мероприятия по реструктуризации, ликвидации и перепрофилированию отдельных оборонных производств.
  • Наращивать экспортный потенциал предприятий ОПК, развивать кооперативное сотрудничество и интегральное взаимодействие предприятий с государствами – участниками Договора коллективной безопасности в области разработки, производства и ремонта вооружения и военной техники, что позволит загрузить производственные мощности и снизить цену ГОЗ в части объема амортизационных отчислений.
  • Осуществить диверсификацию производств и развивать выпуск профильной инновационной конкурентоспособной гражданской продукции в рамках перспективных направлений национальной экономики, тем самым увеличив загрузку высокотехнологического оборудования и снизив стоимость ГОЗ.

Успешная реализация этих мер даст предприятиям возможность значительно улучшить финансово-экономические показатели и обеспечить дальнейшее развитие.

Автор – Гузель Кукушкина, инженер военного представительства Министерства обороны РФ

© «Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 2 (67), 2021 г., Санкт-Петербург

Источник

Модернизация оборудования предприятий опк

Инжиниринговые услуги в Москве. Наладка и демонтаж оборудования. Синтез ТМК

Обслуживание систем оборудования

Техническое обслуживание на предприятии

Инжиниринговые услуги в Москве. Наладка и демонтаж оборудования. Синтез ТМК

Модернизация промышленного оборудования – это спасательный круг не только для владельца завода, но и экономики в целом.

Современная экономика не способна функционировать без промышленности – основной ветви прибыли и развития технологий.

Промышленность всегда обращала на себя больше внимания, ведь именно она отвечает за технические и технологические инновации. Чтобы отрасль росла, необходимо подталкивать каждое предприятие в нужную сторону.

В современных условиях перед российской экономикой стоит задача обеспечения устойчивого роста, основанного на модели стратегического развития, обеспечивающей увеличение темпов производительности труда и повышение конкурентоспособности отечественных отраслей и предприятий. Решение поставленной задачи возможно только в контексте модернизации с одновременной заменой большинства используемых технологий и оборудования. Другими словами – чтобы получать прибыль и нести прогресс, нужно иметь соответствующую технику.

Цели модернизации промышленного оборудования

Модернизация имеет сразу несколько целей:

    Приобретение новых технологий; Эффект от реализации задуманного; Необходимость оценивать риски инновационного подхода; Учитывать жизненный цикл технологий и продукции; Непосредственная модернизация технологий; Обновление планировки здания, функции которого устарели и не приносят пользы.

Проведение модернизации промышленного оборудования

Цели превращаются в действия, клиент начинает проводить модернизацию. Для чего же так нужен это процесс:

    Ресурсы будут использоваться по максимуму, реформирование предприятий принесет дополнительный доход. Руководство, которое воспользовалось услугой модернизации промышленного оборудования, должно выявить все приоритеты будущей кампании. Замена устаревшей техники должна стать толчком и создать условия, которые будут приносить выгоду; Модернизация устаревшего промышленного оборудования должна нести с собой позитивный аспект, а именно – смену вектора развития, с отстающего на инновационный; Прогресс в технологическом плане позволит сравнить имеющиеся технологии с конкурентами. Это позволит перевооружить свое собственное производство;

Способов модернизации промышленного оборудования не мало, а значит, решение этого вопроса должно быть в приоритете. Серьезная проработка – именно этим нужно заняться руководству, чтобы обновленное оборудование приносило пользу, а не убытки.

Источник