Меню

Использование в помещении локальной системы оповещения



Использование в помещении локальной системы оповещения

В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья населения при чрезвычайных происшествиях либо, а также при выявлении угрозы их возникновения связанных со стихийным бедствием, крупными техногенными авариями на производстве, создаются локальные системы оповещения.

Основные определения

В случае возникновения чрезвычайной ситуации ключевую роль играет оперативность донесения информации до лиц, здоровью и жизни которых грозит опасность. Правильная и быстрая оценка вновь возникших обстоятельств позволяет выбрать наиболее оптимальные способы и методы защиты.

Время донесения информации не должно превышать пять минут. За это время должны быть оповещены соответствующие органы и лица, расположенные в месте чрезвычайного происшествия.

Своевременное реагирование позволит не только сохранить жизнь и здоровье людей, а также минимизировать размер материального ущерба от последствий. Создание ЛСО на производствах и промышленных предприятиях является первостепенной задачей штаба Гражданской обороны.

Локальная система оповещения – представляет собой комплекс технических средств оповещения на потенциально опасных объектах, промышленных предприятиях, производствах.

Первоочередной задачей ЛСО является:

  • оповещение персонала о чрезвычайном происшествии;
  • доведение до сведения информации руководству потенциально опасного объекта, службам гражданской обороны, спасателям;
  • руководство и координация действий лиц, находящихся в зоне происшествия или непосредственной близости.

Установка на территории потенциально опасного объекта локальной системы оповещения должно быть сопряжено с обязательным подключением к системе автоматизированного центрального оповещения города или населенного пункта.

Места размещения систем

Практика и анализ происходящих чрезвычайных ситуаций показали, что наибольшее количество происшествий, носящих техногенный характер, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей, а также приносящих существенный материальный ущерб происходят на промышленных и производственных объектах.

Размещение локальных систем оповещения является не просто необходимостью, а требованием действующего законодательства РФ в этой сфере.

Характерным признаком, который объединяет такие объекты и может стать причиной возникновения чрезвычайного происшествия, является опасность.

Промышленные объекты, на которых высока вероятность аварии можно разделить на четыре основных группы, представляющие опасность:

  • химическую;
  • радиационную;
  • пожарную и взрывоопасную;
  • гидродинамическую.

Химически опасные предприятия — это объекты, на которых при возникновении чрезвычайного происшествия высока вероятность поражения людей, животных, растительного мира, а также угроза химического заражения окружающей среды опасными химическими реагентами, с существенным превышением их концентрации от допустимой нормы.

Главная опасность заключается в быстром распространении химически опасных веществ в нижних и околоземных слоях атмосферы, а также высока вероятность поражения источников воды. Усугубляет ситуацию сопровождение таких происшествий взрывами и пожарами.

Радиационно-опасные предприятия – объекты, включающие в себя ядерные реакторы, промышленность с использованием ядерного топлива или радиационный материал.

Опасность возникновения аварий на таких объектах усугубляется невозможностью визуально либо тактильно определить повышение радиационного фона в окружающей среде, быстрое распространения, и высокий поражающий фактор.

Пожарно- взрывоопасные предприятия – объекты, на которых могут производиться, храниться или транспортироваться материалы, приобретающие в определенной среде способность к детонации, воспламенению.

Возникновение чрезвычайных ситуаций на таких объектах приводят к частичному или полному разрушению зданий, сооружений, завалам. Оперативное реагирование в оповещении на таких предприятиях позволит избежать серьезных последствий в виде жертв, а также позволит быстро локализовать зону аварии.

Объекты, представляющие гидродинамическую опасность – гидротехнические конструкции искусственного или естественного происхождения, задачей которых лежит создание разницы уровня воды между объектом.

Аварии происходящие на естественных плотинах или гидротехнических сооружениях напорного фронта опасны прорывом большой массы воды, которой характера неконтролируемая разрушительная сила.

К гидротехническим опасным объектам относятся: естественные плотины и гидротехнические сооружения напорного фронта. При их прорыве появляется волна прорыва, обладающая большой разрушительной силой и образуются обширные зоны затопления.

Техническая составляющая

Локальная система оповещения зрения представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных технических средств. В его структуру входит основной блок управления, как правило, это компьютеризированная система, либо матричный блок управления. Коммутационный блок сигналов. Источники распространения и усиления звукового оповещения.

Полноценная действующая система локального оповещения включает в себя сирены или иные средства подачи тревожных сигналов, приспособления для голосового и речевого оповещения, ламповые или светодиодные индикаторы, маяки и подобные средства визуального сообщения.

Звуковая система оповещения, издавая сигналы информирует людей о произошедшей чрезвычайной ситуации либо аварии. На потенциально опасных объектах разрабатываются положения о порядке действий в случае возникновения аварии, дополнительные рекомендации и инструкции могут сообщаться через громкоговорители.

Голосовое оповещение считается наиболее информативным и продуктивным способом оповещения. Требование к созданию систем оповещения является обязательным на потенциально опасных объектах и регламентируется рядом законодательных актов РФ.

Источник

Что такое локальные системы оповещения?

Локальные системы оповещения — это комплекс, который объединяет человеческий ресурс, состоящий из дежурных по потенциально опасному объекту, технических средств, предназначенных для оповещения о ЧС, линий связи и сетей вещания.

Их задачей является:

  • Доведение информации до персонала, находящегося во время аварии на территории.
  • Срочное извещение руководства предприятия.
  • Доведение информации до служб ГО, спасателей.

Обустраивая на производстве локальные системы оповещения, следует строго следить, чтобы они сопрягались с системой автоматизированного центрального оповещения города, поселка и т.п., в котором расположены.

Читайте также:  Аксессуары для фототехники Canon 302 товаров sub

При возникновении ЧС, ЛСО решает задачи громкого оповещения, обеспечивает передачу эвакуационных сообщений, командует эвакуацией, не допускает возникновения паники.

В другое время ЛСО может использоваться для передачи объявлений или фоновой музыки. В любом пространстве, которое предусматривает большое скопление людей (цех, стадион, торговый центр, в театр, учебные заведения, гостиницы, на вокзалы и т.д.), должна в обязательном порядке присутствовать система локального оповещения.

Если рассматривать локальные системы оповещения как технические устройства, то становится понятно: это несколько блоков, связанных воедино.

  • Блок управления. Включает в себя компьютер или, если речь идет об аналоговой системе, матричный блок управления.
  • Блок коммутации сигналов.
  • Источники и усилители звука. Это могут быть микрофоны на пульте оповещения, ревуны, тонарные сигналы, сирены, т.п.
  • Консоли, стационарные и выносные, позволяющие обеспечить место работы для дежурного диспетчера.
  • Громкоговорители.

Следует заметить, что полноценные локальные системы оповещения должны включать в свой состав сирены для подачи тревожного сигнала, оборудование для речевого или голосового сообщения, световые индикаторы, маячки или т.п. световые устройства.

Система звукового сообщения, издавая сигнал тревоги при помощи сирены или ревуна, привлекает внимание людей, сообщая о ЧС. Услышав этот звук, работники должны быстро эвакуироваться с территории по заранее установленному пути.

Система голосового оповещения (или речевого) может передавать заранее записанную короткую информацию либо речь дежурного диспетчера. Такая информация передается обычно в виде коротких сообщений. Речевое оповещение считается самым информативным.

Система светового оповещения призвана, во-первых, привлечь внимание к происходящему миганием сигнальных огней, стробоскопов либо т.п. Во-вторых, в световую систему оповещения входят работающие автономно таблички, указывающие на расположение выходов или других путей эвакуации.

Локальная система оповещения рассчитывается с учетом особенностей предприятия, его площади, количества помещений. Кроме этого, она должна учитывать архитектурные особенности здания, его план, акустические свойства материала, из которого построено здание.

Именно поэтому локальная система оповещения и все оборудование, которое входит в ее состав, должна соответствовать определенным стандартам.

Источник

Локальная система оповещения (ЛСО)

Важнейшим условием для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф является своевременное оповещение его. Создание автоматизированных систем оповещения — одно из главных мероприятий по защите населения. Первоочередной задачей штабов ГО потенциально-опасных объектов является создание локальных систем оповещения руководящего состава РСЧС и информирование населения, проживающего в районах их размещения.

Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения. Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи и сети проводного вещания объекта с применением специальной аппаратуры. В качестве средств оповещения здесь используются электрические и электронные сирены, уличные и абонентские громкоговорители. Процесс оповещения не должен превышать 5 минут, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до соответствующих органов управления и населения заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны затопления.
Программно-аппаратный комплекс АСО предназначен для организации оповещения и информирования населения территориального, местного и объектового уровней управления РСЧС. Разработан на общих системных принципах автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС и Автоматизированной системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ). Соответствует требованиям нормативных документов МЧС РФ и Федерального законодательства РФ. Создавался при научно-методической поддержке ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Комплекс построен на оборудовании АСО, которое включено в табель положенности МЧС РФ и широко применяется в его подразделениях. При создании комплекса в применении к локальным системам оповещения потенциально-опасных объектов прежде всего ставилась задача возможности его двойного применения.
Комплекс и его элементы могут использоваться не только для отработки задач РСЧС, но и для технологических целей, что делает его применение экономически привлекательным. При этом комплекс сопрягается с территориальной АСЦО, построенной как на новом оборудовании комплекса АСО, так и на старом оборудования П-160 – П-164, и может управлять существующими электросиренами и радиотрансляционными узлами предприятий. Основание для создания локальных систем оповещения: • Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.94 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» № 177 от 1.03.93 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» №178 от 01.03.93 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.95 г. • Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения Гражданской обороны» от 7.12. 1 998 г. № 701/212/803. Чрезвычайные ситуации, возникающие на потенциально-опасных объектах можно классифицировать на две основных группы: • Чрезвычайные ситуации, последствия которых выходят за пределы предприятий. • Чрезвычайные ситуации, связанные с авариями и сбоями в технологическом цикле, которые не представляют опасности для населения, но в результате, которых предприятия из-за простоя терпят значительные убытки.

Читайте также:  В каких случаях может потребоваться ремонт

ЛСО решает следующие задачи:
Оповещение и информирование персонала потенциально-опасного объекта (ПОО) и населения, проживающего в районе его размещения, при появлении угрозы их жизни и здоровью о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации;
Оповещение руководящего состава ПОО, органов управления РСЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС, организаций и учреждений, расположенных в 2,5 км зоне возможного заражения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Опыт применения комплекса АСО для построения ЛСО ПОО показал, что новый комплекс имеет следующие преимущества:
Применение системы громкоговорящей связи позволило снять с эксплуатации электросирены и применять данное оборудование одновременно для озвучивания территории предприятия, производственных и административных помещений, а при необходимости и прилегающей территории:
Для оповещения работников предприятия и населения прилегающих территорий по сигналам РСЧС как в режиме сиренного звучания, так и режиме передачи речевой информации;
Для оповещения работников по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Для передачи объявлений различного назначения;
Для трансляции радиопрограмм. При этом зона озвучивания выбирается исходя из необходимости в соответствии с прогнозом возможной обстановки.

Применение системы АСО позволило снять с эксплуатации аппаратуру СЦВ (стоимость оповещения абонента аппаратурой АСО в 35-40 раз ниже, чем аппаратурой СЦВ) и применять данное оборудование методом передачи речевых сообщений по служебным, домашним, сотовым и другим телефонам для оповещения:
Руководителей предприятия и других организаций, работников предприятия, органов КЧС, диспетчерских и оперативных служб, аварийно-спасательных служб по сигналам РСЧС, по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Руководителей и работников предприятия по сигналам мобилизационной готовности;
Работников предприятия для передачи срочных информационных сообщений как в рабочее время по служебным телефонам, так и в не рабочее время по домашним и сотовым телефонам.

Развертывание ЛСО различных ПОО на базе комплекса АСО показало во всех случаях значительный экономический эффект как на стадии развертывания, так и при эксплуатации. Эксплуатация ЛСО на базе комплекса АСО показала:
Высокую гибкость системы, возможность создания множества вариантов оповещения на основе прогноза возможной обстановки, обусловленных принципом работы, в том числе и по коммутируемым каналам связи, сетям передачи данных;
Возможность ее интеграции в АС ОСОДУ;
Возможность ее двойного применения;
Автоматизированное управление процессом оповещения от АСЦО города и области;
Сопряжение с существующей системой оповещения, выполненной на аппаратуре П-164 и П-160 на аппаратном и программном уровнях;
Документирование распоряжений на оповещение органов управления, КЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС;
Высокую оперативность в работе, возможность ее использования для сбора и обмена оперативной информацией;
Возможность оповещения руководящего состава в системах сотовой и транкинговой связи;
Возможность совмещения в одной аппаратуре (система громкоговорящей связи) функций электросиренного озвучивания и звукофикации территорий и объектов;
Небольшие капиталовложения на ее создание (в 30-40 раз меньше по сравнению с П-164);
Низкую стоимость, а в некоторых случаях и отсутствие затрат на эксплуатационно-техническое обслуживание;
Применение различных каналов связи при построении в зависимости от существующих возможностей, экономической целесообразности;
Размещение аппаратуры на пунктах управления РСЧС. Эксплуатация систем на различных потенциально-опасных объектах показала их высокую эффективность, надежность, гибкость и оперативность при проведении различных вариантов оповещения во время еженедельных проверок и задействовании по назначению в ходе учений и реальных чрезвычайных ситуациях.

Источник

Локальная система оповещения для потенциально опасных объектов

За яркими примерами чрезвычайных ситуаций, к сожалению, далеко ходить не надо. «Черные» дни только последних пяти лет:

  • Саяно-Шушенская ГЭС, 17 августа 2009 г. – в машинный зал хлынула вода, авария привела к гибели 75 человек;
  • шахта «Распадская», 9 мая 2010 г. – взрыв метана, домой не вернулся 91 человек;
  • Крымск, Краснодарский край, 7 июля 2012 г. – в результате наводнения пострадало более 24 000 человек.

С конца июля 2013 г. юг Дальнего Востока России оказался подвержен катастрофическим наводнениям, вызванным интенсивными затяжными осадками, что привело к последовательному увеличению уровня воды в р. Амур. Наводнение таких масштабов произошло впервые за 115 лет.

Череда техногенных и природных катастроф с большим количеством жертв привела к изданию ряда указов и распоряжений правительства, направленных на создание и восстановление в стране систем экстренного оповещения населения.

Нормативно-правовая база

В ноябре 2012 г. подписан указ Президента № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». В рамках реализации Указа принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. В течение 2013–2014 гг. проведено совершенствование разрозненной нормативно-правовой базы.

Единый подход к регулированию вопросов оповещения и информирования населения определяется Федеральными законами, указами президента, постановлениями и распоряжениями правительства. Порядок реализации требований описан в сводах правил СП 133.13330.2012, СП 134.13330.2012 и ряде методических рекомендаций МЧС по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны. Список основных нормативно-правовых документов приведен в разделе 4 Концепции создания КСИОН.

Читайте также:  Автоклавы лабораторные горизонтальные и вертикальные

Структура системы оповещения о ЧС

Согласно действующей нормативно-правовой базе системы экстренного оповещения и информирования населения подразделяются на:

  • Региональные. Их задача – доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава, специальных служб и населения субъекта Российской Федерации.
  • Муниципальные (местные). Основная задача – информирование и оповещение руководящего состава и населения муниципального образования.
  • Локальные системы оповещения (ЛСО). Данные системы разворачиваются на объектах, признанных потенциально опасными (согласно ФЗ 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Задача ЛСО – информирование и оповещение руководящего состава объекта, аварийно-спасательных формирований, персонала организации и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Локальные системы оповещения

Согласно постановлению правительства РФ № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» системы локального оповещения должны функционировать на:

  • ядерно и радиационно опасных объектах (в радиусе 5 км);
  • химически опасных объектах (в радиусе 2,5 км);
  • гидротехнических объектах (в радиусе 6 км).

В случае чрезвычайной ситуации на данных объектах необходимо гарантированное и оперативное оповещение руководителей, служб и населения. Технически это довольно сложная задача, требующая от системы сопряжения нескольких видов каналов, поддержки различных видов оборудования и их программной интеграции (рис. 1).

Информирование и оповещение может осуществляться:

  • с использованием общедоступных каналов связи – сетей мобильного оператора (SMS-сообщения), городской телефонной линии. Данные способы гарантированного доведения информации обеспечить не могут. В случае SMS-рассылки также теряется оперативность передачи необходимой информации вследствие низкого приоритета SMS в сетях мобильной связи;
  • специализированными средствами: сиренами, речевыми уличными оповещателями, текстовыми и видеотабло. Это наиболее эффективный способ. Такие средства позволяют заранее определить зоны оповещения и добиться требуемых для гарантированного восприятия информации параметров (уровня звукового давления, видимости текста на табло и др.);
  • посредством домофонов. Данный способ позволяет оповещать адресно каждую квартиру с использованием существующих линий и оборудования.

Согласно методическим рекомендациям МЧС локальная система оповещения в целях координации действий должна обеспечивать информационное сопровождение деятельности ДДС муниципального района и диспетчерской службы потенциально опасного объекта, обеспечение взаимодействия сил и средств, используемых для предупреждения и ликвидации ЧС. качестве перспективных направлений развития ЛСО можно выделить:

  • совмещение систем экстренного оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов;
  • внедрение технических средств, обеспечивающих оповещение в автоматическом режиме;
  • сопряжение ЛСО и муниципальных систем оповещения с объектовыми системами оповещения о пожаре.

Каналы связи оконечных средств оповещения с диспетчерской

Одним из важнейших решений, влияющих на стоимость и надежность работы ЛСО, является выбор канала связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта. Можно выделить три основных варианта реализации каналов связи:

1. Общедоступные каналы, например Интернет и GSM-сети. Гарантировать работу данного канала доставки сигналов оповещения невозможно, так как в случае ЧС, перегруза сетей или преднамеренного отключения спецслужбами оповещение не сработает.

2. Выделенные линии. Данный вариант требует дорогостоящего проектирования, согласования и прокладки кабельных трасс. При этом возможны обрывы кабелей и нарушение работы системы в случае ЧС.

3. Радиоканал. Более высокая стоимость оборудования и необходимость получения разрешения на частоту в этом случае компенсируется значительно меньшими затратами на проектирование и прокладку кабельных трасс. В качестве преимуществ современных радиоканальных систем следует также отметить контроль работоспособности оконечного оборудования (радиоканал с двусторонним обменом) и ретрансляцию сигналов каждой точкой оповещения. При выходе из строя части оборудования пути связи внутри системы изменятся, и работоспособность сохранится.

В таблице представлено схематичное сравнение каналов связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта в условных оценках.

Радиоканал как новый подход к оповещению

Опыт создания систем ЛСО показывает, что радиоканальное оборудование позволяет сформировать качественно новый подход к оповещению о чрезвычайных ситуациях:

  • Радиоканальные технологии обеспечивают высокую надежность системы. Ретрансляция сигналов и автоматическое изменение маршрута связи с пультом при невозможности связи по основным маршрутам гарантирует работу в случае ЧС.
  • Современные ЛСО – это комплексные системы мониторинга и оповещения о ЧС. Совмещение проводных и радиоканальных решений позволяет развертывать систему мониторинга и оповещения в труднодоступных местах и на объектах с большой плотностью кабельных линий.
  • Благодаря радиоканальным решениям время и стоимость создания и обслуживания оборудования значительно ниже.

Ответственные лица и органы

Ответственность за создание и поддержание работоспособности локальных систем оповещения, а также своевременное оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается на администрацию предприятия. В случае распространения ЧС за границы предприятия, в пределах муниципального образования, а также при возникновении ЧС на территории муниципального образования ответственность за своевременное оповещение населения возлагается на органы самоуправления.

Лица, не принявшие надлежащих действий по созданию и поддержанию работоспособности систем оповещения или решения об оповещении населения о возможной опасности их здоровью (жизни) либо принявшие его несвоевременно, несут уголовную и административную ответственность согласно действующему законодательству вплоть до лишения свободы.

Источник