Меню

Двигательная деятельность с физкультурным оборудованием



Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ

Автор: Кичигина Наталья Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 18 «Детский сад «Ладушки» г. Гай Оренбургская область.
Описание. Предлагаю вашему вниманию статью, которая будет интересна как педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. В статье рассказывается о том как можно своими руками сделать нестандартное спортивное оборудование и использовать его в повседневной работе с детьми.

От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, гиподинамия, — лишь некоторые факторы, которые агрессивно воздействуют на здоровье дошкольников. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.
Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо:
1.Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
2.Увеличить объём двигательной активности детей;
3.Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности;
4.Поднять эмоциональный настрой детей.
Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности детей с применением нестандартного оборудования. Что же понимается под термином «нестандартное физкультурное оборудование»?
Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.
Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, я решила разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов, так как оно позволяет:
— повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
— развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
— воображение, зрительную память;
— развивать чувство формы и цвета;
— способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Конечно к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.
Нестандартное оборудование должно быть:
1.Безопасным;
2.Максимально эффективным;
3.Удобным к применению;
4.Компактным;
5.Универсальным;
6.Технологичным и простым в изготовлении;
7.Эстетическим.
Представляю вашему вниманию оборудование, разработанное и применяемое в работе с детьми нашей группы.
Массажные коврики и дорожки
Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы: на основу (пластинки, линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные бусины, крышки от пластиковых бутылок, пенициллиновых пузырьков, камни, пуговицы, карандаши, деревянные палочки и т д.

Источник

Материалы и оборудование для двигательной активности
консультация по физкультуре на тему

Адбрахманова Алевтина Николаевна

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Скачать:

Вложение Размер
materialy_i_oborudovanie_dlya_dvigatelnoy_aktivnosti.docx 45.01 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы и оборудование для двигательной активности Значение двигательной активности для развития ребенка

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в физической активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала его двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма. Поэтому педагог должен позаботиться о ее организации, разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование, которое является составной частью общей предметной среды детского сада.

На начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия. Малыши стараются преодолеть некоторое расстояние с целью достать понравившийся предмет, а затем пытаются манипулировать с ним. Через действия с разными предметами ребенок знакомится с окружающей его предметной средой. Постепенное овладение разными видами движений способствует расширению возможностей дошкольника в познании им окружающего мира. В процессе проявления двигательной активности у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи в коре головного мозга, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.

Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста связано с выбором определенных способов действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов.

Двигательная активность ребенка по достижению цели любого действия, например бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью. Для развития движений большое значение имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т. д.) способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта.

В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки (езда на велосипеде, самокате, ходьба на лыжах, прыжки на батуте, через скакалку, лазанье по канату и т. д.).

Во время использования физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т. д. При этом проявляется ловкость, выносливость, быстрота реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой и т. д.) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.

Велосипеды, ролики, коньки стимулируют развитие мышц ног. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия используются различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами.

Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Их самостоятельная двигательная активность определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. Ребенок, проявляя свою двигательную активность, действует в каком-то определенном пространстве, которое может быть разным по величине и форме, предметному насыщению. Во время прогулок, на групповом участке, спортивной площадке или в близлежащем лесу поле их деятельности достаточно широко. Дети много двигаются на игровых площадках, беговых дорожках, прыжковых зонах, на полосе препятствий, на мини-стадионе, на лыжне. Однако пространство для двигательной активности во время занятий, проводимых в физкультурном зале, более замкнуто, так как оно ограничено размерами и формами закрытых помещений (групповых комнат, физкультурных и тренажерных залов, бассейнов).

В любом из перечисленных условий ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к самому себе, и в то же время он познает все это в процессе двигательной активности на основе осязания, зрительного восприятия и речи. В разных условиях у детей одновременно происходит формирование движений и пространственной ориентировки.

Разностороннее познание пространственно-временных отношений, предметного окружения происходит посредством активных движений, выполняемых с разными пособиями. Одни физические упражнения могут выполняться дошкольниками с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом). Другие упражнения — на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе, санках, лыжах и т. п. или около них (у гимнастической стенки, скамейки, бревна и др.).

Во время участия в коллективных играх с элементами спорта (городки, волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей), а также в спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.

При рациональном подборе и размещении физкультурного оборудования создаются благоприятные условия для развертывания разнообразной самостоятельной двигательной активности ребенка. Дошкольники могут выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогут творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди множества предметов и регулировать свою двигательную активность.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей.

Участие дошкольников в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий предметной среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.

Основные требования к подбору физкультурного оборудования

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания ребенка. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения дошкольников благоприятным уровнем двигательной активности в процессе физического воспитания. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений ребенка, его самостоятельности.

Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и масса предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета участия всех дошкольников в разных формах двигательной активности.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с различными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых возможностей).

Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разные предметы: крупногабаритные, переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.).

Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой различных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.

Первая младшая группа

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

Самостоятельная двигательная активность в этом возрасте связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определенные усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.

Существенное значение для развития моторики имеет возникновение сюжетной игры. Однако наблюдения показывают, что часто при этом малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или ходьбы.

Движения ребенка 3-го года жизни еще недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении двигательной активности значительную роль у малышей играет способность подражать знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Можно наблюдать, как ребенок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, прыгает с зайчиком, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.

Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное — многократно самостоятельно повторять действия, при этом ощущая огромную радость.

Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты. Например, ребенок берет обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берет зайку, мишку и т. п. и опять кладет их в свой «домик» и т. д. Другой малыш может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из веревки, скакалки дети способны также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя такие действия, как перешагивание, подлезание.

Если проанализировать действия ребенка, то можно заметить, что они выполняются в различных комбинациях и пространственно-временных соотношениях (разное направление, скорость, темп и т. д.). Для педагога важно находить рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия. В таких условиях у детей быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. В процессе руководства двигательной активностью малышей следует обращать внимание на то, чем они заняты, и в случае необходимости переключать их с одного вида деятельности на другой. Учитывая быструю утомляемость младших дошкольников от однообразных движений и поз, их неумение регулировать свою двигательную активность, важно постоянно следить за сменой движений и чередованием их с отдыхом.

Двух-, трехлетние дети любят выполнять поручения взрослых, поэтому их чаще надо привлекать к расстановке и уборке пособий. Педагог должен поддерживать интерес малышей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (установка нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием).

Для того чтобы каждый ребенок в возрасте от 2 до 3 лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности, необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования. Размещение физкультурного оборудования

В групповой комнате следует освободить место, соответствующим образом расположить оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.

Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно. Для этого советуем некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т.

д.) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10—15 см), на который можно встать и взять интересующий предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчика, мишку, лисичку) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.).

Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены.

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, по очереди. Мелкие пособия нужно держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

Источник

Использование физкультурного оборудования для повышения ДА детей во время прогулки

  • Учимся играя (11)
  • Что полезно знать о плавании (13)
  • Фитнес для детей (12)
  • Окружающий мир ребенка (8)
  • Здоровье ребенка в наших руках (11)
  • Физическая активность детей и педагогов (11)

Использование физкультурного оборудования для повышения ДА детей во время прогулки

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Физическое развитие – одна из пяти образовательных областей, выделенных для обязательной реализации в образовательной программе. Чаще всего в рамках реализации обязательной части программы детские сады используют широко известные технологии физического развития дошкольников, где подробно изложен перечень традиционного (стандартного) оборудования для двигательной активности дошкольников. А для реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса педагоги часто используют нестандартное оборудование, выполненное из природного и бросового материала.
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий на НОД по физической культуре способствуют развитию двигательной сферы детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.
Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами ( мячом, обручем, гимнастической палкой и т.д. ) может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.
В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки ( прыжки на батуте, через скакалку, лазание по канату и т.д .).
Во время НОД с использованием физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму , ползание по гимнастической скамейке , подлезание под дуги, прыжки на батуте и т.д. При этом дети проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.
Езда на велосипеде , катание на роликах , коньках стимулируют развитие мышц ног. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия следует широко использовать различные массажеры , мелкие предметы ( колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног ), ребристые доски . Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки , упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами.
Использование физкультурных пособий оказывает влияние на эффективность освоения движений. Они помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий: мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и др.
Физические упражнения могут выполняться дошкольниками с мелкими физкультурными пособиями ( резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом и др.), а также — на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе, на санках, лыжах и т.п. или около них ( у гимнастической стенки, скамейки, у бревна и др.).
Во время обучения детей элементам спортивных игр ( волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей ), а также в спортивных упражнениях ( катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате ) создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.
Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (в лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.
Участие детей в подготовке пособий к разным видам НОД по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.

Наряду с обычным оборудованием в физкультурных уголках должно быть нестандартное оборудование.

Оно должно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и НОД.

Нестандартное оборудование, которое можно изготовить своими руками и использовать его для проведения игр, игровых упражнений и НОД на свежем воздухе.

На пару лыж устанавливаются по 2 крепления. Два ребёнка встают на одну пару лыж, двигаются синхронно.

Такие упражнения развивают координацию движений, умение действовать в паре. Можно применять во время проведения игровых упражнений и эстафет.

Такие упражнения развивают смелость, ловкость, координацию движений, повышают интерес к выполнению упражнений.

Из плотного линолеума вырезаются две ступни шириной 20см длиной 30см.

Такие следы можно использовать в играх-эстафетах.

Эти игры-эстафеты развивают умение работать в группе, быстроту реакции.

Отслужившие свой срок резиновые мячи разрезаются пополам. Образовавшиеся «мисочки» в эстафетах заменяют «шапки-невидимки», их можно набрасывать на лежащие предметы, мячи меньшего размера и т.д. они могут выполнять роль ориентировки.

« ЛЕНТЫ НА РЕЗИНКЕ»

На концах длинной резинки крепятся крючки (для растягивания резинки через спортзал). На резинку нанизывается подшитые с одного края ленты (20-25 штук), которые могут двигаться по резинке свободно. Использование:

— упражнения на дыхания (ленты шевелятся).

— упражнения «Попади мячом в цель.

— прыжки на двух ногах вдоль зала — «Достань головой до ленточки».

«ПУФИКИ ИЗ ПАРАЛОНА »

(диаметр 30-50 см, высота 30-40) Обтягиваются дерматином или тканью. Их можно перепрыгивать, переносить, перебрасывать, сидеть на них и т.д.

Используются для перешагивания, перепрыгивания, хождении прямо по «змее», вместо скакалки в эстафете, как ограничитель для малышей при обучении ходьбе и др. Их делают из лоскутков в стиле «печвог» и набивают шерстяными нитками, ватой, тряпками, кусками поролона.

Бутылки разной ёмкости, наполненные водой или песком используют для выполнения ОРУ, для поднимания, вместо гантелей, для прокатывания.

Также для профилактики и коррекции плоскостопия в физкультурных уголках необходимо иметь разные коврики:

— колючие, а также можно сшить:

Используем ткань, вату, пуговицы без ножки. Применяем для профилактики плоскостопия; развития умения сохранять равновесие по ограниченной плоскости.

«ДОРОЖКА СО СЛЕДАМИ»

Используем коврик туриста, клеящуюся плёнку. Применяем для развития координации, внимания, прыгучести.

Используем ткань поролон, каждая ячейка прошивается и набивается поролоном. Используется для профилактики плоскостопия.

Также в играх, игровых упражнениях, эстафетах используется мячи для футбола, сухие бассейны.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных НОД, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе можно повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличить объём двигательной активности, поднимая эмоциональный настрой дошкольников.

Основные требования к подбору физкультурного оборудования:
– Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей.
– Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям.
– Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности.
– Габариты и вес переносного оборудования должны быть соизмеримы с возможностями детей.
– Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время НОД по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.
– Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
– Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.
– Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
– Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т.п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.). Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
– При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.
– Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий).

Источник

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Света Толмачева
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей, ДОУ все больше внимания уделяем оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи, создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и другими детьми.

Несомненно, движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Но при этом в наше время многие врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей дошкольного возраста, ослаблению имуннозащитных сил организма, способствует задержке физического и умственного развития. На основе собственных наблюдений могу отметить заметное снижение интереса детей, как к организованной, так и к самостоятельной двигательной деятельности, дети малоподвижны, не желают принимать участие в подвижных играх и упражнениях, предпочитают все больше компьютерные игры.

Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо.

1) Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности.

2) Увеличить объём двигательной активности детей.

3) Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

4) Поднять эмоциональный настрой детей.

Все вышеуказанные задачи легко решаются на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности с применением нетрадиционного физкультурного оборудования.

Именно использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет:

1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.

2) Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

3) Развивать творчество и фантазию;

4) Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.

Одна из главных задача инструктора по физической культуре – правильно подобрать нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Которое обязательно должно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и занятий.

Проведение физкультурной деятельности с использованием нетрадиционного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нетрадиционного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

Например «Весёлые палочки» — они многофункциональны, легко трансформируются (принимают разные формы, прочны, гигиеничны, легки, занимают немного места при хранении, вызывают у детей желание выполнять различные движения и действия. В игровой форме развивают такие качества, как быстрота, ловкость, координация движений, умение ориентироваться в пространстве. В своей работе я использую такие игры как: «Собери цепочку», «Птички в гнёздышке», «Посади картофель», «Кенгуру» «Найди свою пару» «Птички на веточке». Применение нетрадиционного оборудования мы используем как на физкультурной деятельности так и в свободной двигательной активности.

Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей.Например: разноцветные флажки, гантели, ленточки и султанчики, короткие косички, можно использовать в подвижных играх, спортивных танцах.

Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий)например: «Барьеры», «Разноцветные пенечки, кочки» и д. р. Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности в группах. Этому способствуют физкультурные центры, созданные в группах. Центры оснащаются физкультурным оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Здесь доступно располагаются как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования способствует развитию сенсорных способностей детей, воспитанию художественного вкуса. При создании оборудования учитывали взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. В вечернее время педагоги руководят самостоятельной двигательной деятельностью детей и индивидуальной работой по развитию движений, например в играх «Весеннее солнышко» «Веселый зонтик» «Собери грибочки» и др.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.

Особое внимание уделяется профилактике развития у дошкольников плоскостопия. Для этого мы используем в работе профилактические дорожки, коврики с комбинацией различных фактурных и цветовых поверхностей (пуговицы, нашитые шнуры, подушечки, кусочки губки, карандаши, искусственные еловые веточки и т. п., лоточки с разнообразным наполнителем (керамзит, фасоль, горох и т. д.).

Таким образом, использование нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную самостоятельную двигательную деятельность. Формирует двигательные навыки в основных видах движений, обогащает двигательный опыт детей, делает более разнообразными движения детей, вызывает эмоциональный подъем, что позволяет укрепить здоровье, повышает умственную и физическую работоспособность дошкольников.

Источник

Читайте также:  Фасовочное оборудование фасовки творога в стакан упаковочный автомат станок упаковки АФ 1500т