Меню

Действия предшествующие утилизации

Документация для оборудования по утилизации

Дата публикации 06.03.2020

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?

Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства.

В компьютерах, мониторах, изделиях технического назначения, бытовых приборах, инструментах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы.

В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Ответственность за нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации установлена ст. 15.47 КоАП РФ.

В списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Закона № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I – IV классов опасности проводятся организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности.

Порядок отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Код классификационных признаков вида отходов в ФККО состоит из 11 разрядов (п. 8 порядка, утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792). Одиннадцатый знак используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;

1 – I-й класс опасности;

2 – II-й класс опасности;

3 – III-й класс опасности;

4 — IV-й класс опасности;

5 — V-й класс опасности.

Таким образом, учреждение на основании ФККО может определить класс опасности отходов. Компьютеры (системный блок, монитор, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы). Бытовая техника, отходы деревянной офисной мебели также относятся к IV классу опасности, отходы мебели деревянной офисной (с содержанием недревесных материалов не более 10%) — к V классу опасности.

Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в учреждении нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списываемом имуществе вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, для утилизации подобного имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

Таким образом, сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I – IV классов опасности должна заниматься специализированная организация, имеющая лицензию на осуществление этой деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Этим постановлением также определены правила обращения с ТКО (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель, бытовая техника относится к крупногабаритным ТКО, вывоз которых обеспечивается в соответствии с законодательством региональным оператором, в т.ч. по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Таким образом, если у учреждения заключен договор с региональным оператором на вывоз крупногабаритных ТКО, оно может доставить бытовую технику и мебель на площадку для их складирования. В ином случае необходимо заключить договор с уполномоченной организацией для вывоза таких отходов.

Ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Подводя итог, порядок действий при списании основных средств, утративших потребительские свойства, может быть следующим:

  1. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов оценивает, какие детали, комплектующие, материалы выбывающего основного средства могут быть использованы в деятельности учреждения или реализованы на сторону.
  2. Основные средства, которые содержат лом и отходы драгоценных металлов, сдаются организации-переработчику. Поскольку в офисной оргтехнике драгоценные металлы в небольших количествах присутствуют, ее необходимо сдать в переработку.
  3. ТКО доставляются на площадку для складирования, с которой вывозятся региональным оператором.
  4. Другие отходы I – IV классов опасности передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

Пунктом 335 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Аналогичные положения предусмотрены п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 162н.

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта на списание должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, должен быть подтвержден первичными документами.

В то же время законодательство не содержит прямых указаний об обязательном наличии первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Унифицированной формы первичного учетного документа, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. Учреждение вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бюджетного учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные для их оформления формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Другими словами, казенному учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, применяемых при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.

Таким образом, если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:

    • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований, содержащихся в рекомендациях учредителя или в учетной политике учреждения;
    • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору утилизации или уничтожения со специализированной организацией.

Если профильной комиссией казенного учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, то в этом случае составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) не обязательно.

Смотрите также

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Источник

Документация для оборудования по утилизации

ГОСТ Р 55102-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов

Resources saving. Waste treatment. Guideline on the safe collection, storing, transporting and disassembling of the waste electrical and electronic equipment except mercury-containing devices and appliances

Читайте также:  Тетра пак это Определение методы производства применение

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами» (ФГУ «НИЦПУРО»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 «Обращение с отходами»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2012 г. N 803-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

В последние десятилетия выросло производство продукции электротехнической и электронной промышленности. В результате вывода из эксплуатации эта продукция превращается в отходы, которые содержат токсичные вещества, представляющие собой существенную угрозу для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации утилизация отходов рассматривается в качестве приоритета обращения с отходами.

Согласно Директиве 2008/98/ЕС* (статья 4) и международным обязательствам Российской Федерации обеспечение приоритета утилизации отходов по сравнению с их удалением должно осуществляться на основе иерархического порядка обращения с отходами, предусматривающего соблюдение такой последовательности:

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

— предотвращение образования отходов;

— предварительная обработка отходов для повторного использования;

— переработка отходов в качестве вторичных материальных ресурсов;

— переработка отходов в качестве вторичных энергетических ресурсов;

Настоящий стандарт направлен на установление требований по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования независимо от года изготовления с учетом вышеуказанной последовательности.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов.

Требования стандарта не распространяются на:

— оборонную продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, продукцию, используемую в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, иной информации ограниченного доступа, продукцию, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессы проектирования (включая изыскания) производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции;

— продукцию и объекты, для которых установлены требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, не относящихся к оборонной продукции, а также процессы проектирования (включая изыскания) производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции;

— оборудование, предназначенное для работы в космосе.

Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в научно-технической, учебной, справочной литературе и других документах, устанавливающих порядок организации и выполнения работ по стандартизации при обращении с отработавшим электротехническим и электронным оборудованием, за исключением ртутьсодержащих приборов и устройств.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30772 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов

ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30772, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 отработавшее электротехническое и электронное оборудование; ОЭЭО: Отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электротехническое и электронное оборудование (в т.ч. его узлы, части, детали).

Примечание — К ОЭЭО относится оборудование, попадающее в категории, перечисленные в приложении А, и предназначавшееся для использования при напряжении, не превышающем 1000 В для переменного тока и 1500 В для постоянного тока, а также узлы, части и детали указанного оборудования [1].

3.1.2 партия отработавшего электротехнического и электронного оборудования: Одна или несколько единиц отработавшего электротехнического и электронного оборудования (в т.ч. его узлов, частей, деталей), подлежащих единообразному обращению на каждом отдельном этапе технологического цикла отходов.

3.1.3 оператор: Лицо, занимающееся деятельностью по обращению с отходами.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

БЗГ — бромсодержащие замедлители горения;

ОРВ — озоноразрушающие вещества;

ОЭЭО — отработавшее электротехническое и электронное оборудование;

ПХБ — полихлорированные бифенилы;

ХИТ — химические источники тока;

ЭТЦО — этапы технологического цикла отходов;

ЭЛТ — электронно-лучевая трубка.

4 Общие положения

4.1 ОЭЭО разделяют на две основные категории:

— ОЭЭО, которое может быть повторно использовано.

Для оценки возможности повторного использования ОЭЭО необходимо провести проверку функционального состояния, соответствующую проверке, которая осуществляется перед распространением нового электротехнического или электронного оборудования соответствующего типа среди конечных пользователей. Данную проверку допускается проводить в любом месте, удовлетворяющем условиям такой проверки. При выявлении неисправностей может осуществляться ремонт ОЭЭО.

— ОЭЭО, которое может быть переработано для целей получения вторичных материальных и энергетических ресурсов.

4.2 Сбор, хранение, транспортирование и разборка ОЭЭО осуществляется в соответствии с общими требованиям безопасности при обращении с отходами соответствующих составов и классов опасности с учетом положений приложения Б.

4.3 Сбор, хранение, транспортирование и разборку ОЭЭО могут осуществлять следующие хозяйствующие субъекты:

— производители электротехнического и электронного оборудования;

— предприятия по переработке ОЭЭО;

— специализированные пункты сбора и хранения ОЭЭО;

— пункты сбора вторичного сырья.

4.4 При сборе, хранении и транспортировании ОЭЭО необходимо обеспечить условия, позволяющие сохранить неизменность свойств ОЭЭО или обеспечение их изменения в пределах, допускаемых производителем для соответствующего этапа жизненного цикла ОЭЭО.

Примечание — Допускается проводить дополнительную обработку ОЭЭО (например, разборку на блоки перед транспортированием), которая при данных условиях транспортирования обеспечит неизменность свойств ОЭЭО.

4.5 Сбор и хранение ОЭЭО организуют так, чтобы перемещение ОЭЭО могло быть осуществлено с помощью подручных технических средств (тележек, конвейеров, рабочих столов и т.д.).

5 Сбор

5.1 При организации селективного сбора ОЭЭО необходимо учитывать следующие особенности ОЭЭО:

— пригодность ОЭЭО к дальнейшей эксплуатации;

— степень износа отдельных блоков и деталей;

— наличие/отсутствие повреждений отдельных блоков и деталей;

— стоимость пригодных к дальнейшей эксплуатации ОЭЭО;

— стоимость материалов, содержащихся в ОЭЭО;

— размер затрат на предварительную обработку ОЭЭО в сравнении с затратами на раздробление ОЭЭО.

При отсутствии возможности осуществления селективного сбора ОЭЭО необходимо предусмотреть возможность формирования партий, обеспечивающих неизменность свойств ОЭЭО.

5.2 Сбор ОЭЭО целесообразно производить в местах, где осуществляется распространение электротехнического или электронного оборудования среди конечных потребителей.

Читайте также:  Договор купли продажи квартиры с рассрочкой платежа

5.3 Сбор различных видов ОЭЭО целесообразно осуществлять в отдельные упаковки, способные обеспечить неизменность свойств для дальнейшего хранения и транспортирования. В отдельные упаковки собирают:

— средства, передающие изображения, с ЭЛТ;

— холодильное оборудование, в котором используются хладагенты;

— системные блоки компьютеров, клавиатура, звукопроигрывающая аппаратура и радиоприемники;

— устройства с жидкокристаллическими экранами;

— пылесосы, стиральные машины и холодильное оборудование, в котором не используются хладагенты,

5.4 При сборе ОЭЭО внешним осмотром проверяют целостность вакуумных приборов в случае их наличия; при этом допускается частичная разборка ОЭЭО. Поврежденные вакуумные приборы или содержащие их ОЭЭО размещают отдельно.

Источник



Акт утилизации товара

Акт утилизации товара – один из нескольких документов, которые составляются в тех случаях, когда предприятие или организация отправляет на утилизацию какие-либо товары, изделия или материалы. Утилизация может быть вызвана самыми разными причинами: поломкой, не подлежащей ремонту, моральным устареванием, неисправимым браком, просроченным сроком годности, ненадлежащими условиями хранения и т.п. поводами.

Кто составляет акт утилизации

Для утилизации товара создается специальная комиссия из нескольких человек, которая не только непосредственно присутствует при самой процедура утилизации, но и фиксирует факт ее свершения в специальном акте. Обычно комиссия состоит из сотрудников организации, относящихся к разным структурным подразделениям.

Задача комиссии – засвидетельствовать тот факт, что обстоятельства, приведшие к утилизации материально-товарных ценностей необратимы, и утилизация успешно состоялась.

Действия, предшествующие утилизации

Просто так взять и утилизировать товар невозможно. Существует определенная процедура, которая подразумевает под собой несколько этапов.

  1. Первый – это проведение полного осмотра, оценки, а в некоторых случаях и экспертизы товара, по результатам которой также составляется соответствующий акт. Специалисты должны лично убедиться в том, что утилизируемые товары не могут принести никакой пользы предприятию в том виде, в котором они существуют на момент написания акта.
  2. После обследования состояния и оценки товара бухгалтерия предприятия проводит списание его с учета, которое позволяет избавиться от ненужного балласта законным способом.
  3. Третий этап – непосредственная утилизация товара, признанного негодным к дальнейшему использованию. И только по результатам уже проведенной утилизации составляется акт, который является завершающей ступенью этого многоступенчатого процесса.

Следует отметить, что существуют категории товаров, которые можно утилизировать исключительно на специализированных предприятиях и в строго определенном порядке, ввиду наличия в их составе вредных веществ – к утилизации этих товаров следует подходить несколько по-другому, заключая с нужной организацией соответствующий договор.

Правила составления акта

На сегодняшний день строго унифицированного, обязательного к применению, образца акта утилизации товара не существует, поэтому предприятия могут разрабатывать документ по своему усмотрению, в зависимости от собственных потребностей или каждый раз писать его в свободной форме.

Важное правило: независимо от того, в каком виде будет оформлен акт– печатном или рукописном, он обязательно должен быть распечатан на бумажном носителе и иметь оригиналы подписей членов комиссии, которые принимали участие в оценке товара и подтверждали его утилизацию.

Экземпляров акта должно быть столько, сколько заинтересованных сторон было задействовано в данной процедуре.

В акт обязательно должен быть занесен полный состав комиссии, принимающей решение об утилизации и фиксирующей ее, а также точное наименование (при необходимости с указанием технических и иных характеристик) товара, в отношении которого составляется акт, результат обследования товара, и вывод комиссии. Документ должен быть заверен руководителем предприятия или иным уполномоченным (или материально-ответственным) лицом, которое имеет право на утверждение подобных бумаг.

Ставить печать на акте утилизации товара не обязательно.

Хранить акт следует в том же порядке, который определен для хранения всех учетных документов предприятий и организаций – не менее пяти лет.

Образец составления акта утилизации товара

Вверху документа указывается его наименование, затем с правой или с левой стороны (это не имеет значения) отводится место для удостоверения акта ответственным лицом. Здесь нужно вписать его должность, полное название организации, фамилию, имя, отчество сотрудника. Две строки следует оставить пустыми — в одной нужно будет поставить подпись, во второй – дату утверждения документа.

Далее в акт вписывается состав комиссии, принимающей решение об утилизации товара.

Членов комиссии надо вносить с указанием ух должностей и выделением председателя.

После этого фиксируется факт проведения утилизации, с внесением в соответствующую табличку данных об утилизируемом товаре. Если наименований несколько, то в таблицу следует добавить дополнительные строки. По каждому виду товара, подлежащего утилизации, нужно внести конкретное и емкое обоснование для вынесения такого решения.

Образец акта утилизации товара, часть 1

Во второй части акта регистрируются выводы комиссии с обязательной ссылкой на то, что в результате утилизации никаких материально-товарных ценностей в распоряжение компании не поступило, то есть утилизация проведена в полном объеме.

В завершение акт утилизации товара подписывается членами утилизационной комиссии и передается на утверждение ответственному лицу.

Источник

Новости

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМИТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТХОДОВ

Источник:http://www.ecoindustry.ru/news

Вопрос:
На предприятии образуются отходы: аккумуляторы отработанные с неслитым электролитом, покрышки отработанные с металлическим кордом, отработанные моторные масла. Сейчас сдаем их на переработку в специализированные организации. Выходит довольно дорого. Можно ли продавать аккумуляторы частным лицам-скупщикам, которые не имеют лицензий?
Можно ли использовать моторные отработанные масла — на смазку деталей и узлов в технике? Лицензии на использование не имеем. Отработанные покрышки хорошо разбирает население на канализацию — можно ли передавать им? Какие документы должны быть у нас оформлены при передаче аккумуляторов, покрышек, использовании масла?

Ответ:
Указанный в вопросе перечень действий допустим, если аккумуляторы, отработанные масла и покрышки будут документально относиться к побочным продуктам, а не к отходам.
Для реализации ресурсов как побочных продуктов, необходимо иметь Технические условия на эти продукты.
Если моторные отработанные масла документально являются отходом (информация о ресурсе включена в ПНООЛР), то для использования отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике необходимо получить лицензию на обращение с отходами.
Продажа/передача отходов физическим лицам не допустима. Допустима продажа/передача отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Для получения более подробных разъяснений см. обоснование.

Обоснование:
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ):
— отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.

Материальный объект обретает статус «отхода производства» тогда, когда сведения о нем включаются самим хозяйствующим субъектом в паспорт отхода и в проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов конкретного предприятия при их разработке.

Из условий Вашего вопроса мы поняли, что аккумуляторы и покрышки, образующиеся у Вас на предприятии, являются документально отходами и информация по данным отходам занесена в ПНООЛР.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (ст.1 Федерального закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (ст.1 Федеральный закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Повторное использование моторных отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике является утилизацией.

Таким образом, в случае, если Вы повторно применяете отходы моторных отработанных масел, то Вам нужна на данный вид деятельности соответствующая лицензия.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности допустима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности физическим лицам не допустима.

Читайте также:  Что нужно для продажи медицинского оборудования

Также существует иной способ реализации аккумуляторов, масел и покрышек:
Побочный продукт — дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Примечание — Побочный продукт не является отходом (ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»).

Определение вторичного сырья регламентируется ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» (далее — ГОСТ Р 54098-2010).

Если Вы действительно документально определили категорию ресурса как «побочный продукт», то действия, связанные с его обращением, не будут попадать под действие природоохранного законодательства.

Следовательно, если аккумуляторы, масла и покрышки будут классифицированы Вами как побочный продукт, их можно будет продавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям без наличия у них на это соответствующей лицензии.

Продажа физическим лицам побочных продуктов также допускается.

Обращаем Ваше внимание, что необходимо наличие технических условий (далее – ТУ) для подтверждения того, что в результате применения определенной в ТУ технологии из отхода была получена вторичная продукция.

Источник

Процедура оформления утилизации оргтехники в компании

Невозможно представить себе современный офис или предприятие без компьютеров, принтеров, ксероксов, факсов и другой оргтехники. Она верно служит предпринимателям, но настает момент, когда оборудование либо устаревает морально, либо непоправимо ломается. На смену старой будет приобретена новая техника, но изжившие себя приборы, превратившиеся в мусор, нельзя просто вывезти к ближайшей помойке.

Почему компьютерная техника нуждается в специальной утилизации и как правильно производить эту процедуру с точки зрения законодательства РФ, читайте в этой статье.

Почему ненужная оргтехника – это не просто мусор

Все, что нельзя продать (подарить) или повторно использовать, представляет собой ненужные вещи, иными словами, мусор. Накопление таких предметов недопустимо на предприятии, где все должно работать на извлечение прибыли. Если компьютер более неэффективен или безнадежно испорчен, работать на нем нельзя, а значит, нужно будет приобрести на его место другой.

Естественно, от неполезных вещей надо избавляться. Такие активы, как оргтехника, списываются и утилизируются по специальной процедуре, предусмотренной законодательно. Причины регулирования утилизации оргтехники:

  1. Профилактика вреда окружающей среде. Отработанная офисная техника относится к опасным отходам. При производстве компьютеров и других агрегатов применяются вещества, опасные для жизнедеятельности, например, свинец, мышьяк и др. Обычное выбрасывание техники, особенно регулярное, может нанести непоправимый вред экологии и здоровью.
  2. Сбережение того, что можно сохранить. В состав оргтехники входят детали, содержащие цветной металл, а также определенное количество драгметаллов: золота, серебра, платины. Таким образом, Налоговый кодекс РФ считает даже абсолютно непригодную технику не лишенной определенной ценности. Металл можно извлечь и использовать повторно, кроме того, ценные составляющие необходимо правильно провести по бухгалтерии как часть активов.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Достаточным основанием для регламентированной утилизации компьютерной техники является ее законодательное обоснование. Иными словами, организация или лицо, уличенные в обычном выбросе такой техники, будут привлечены к административной ответственности за загрязнение окружающей среды и нарушение эпидемиологических норм.

Что говорит закон

Утилизация отжившей свое оргтехники регламентирована несколькими правовыми актами:

  1. Административный кодекс в ст. 8.2 запрещает выбрасывать технику наряду с обыкновенным мусором, причем запрет касается как частных лиц, так и организаций.
  2. Отдельный запрет на это действие для юрлиц прописан в постановлении Правительства РФ № 340.
  3. Делать это своими силами предприятиям запрещает Федеральный закон № 89.
  4. П.2 ст. 20 Федерального закона № 41 от 26 марта 1998 года обуславливает ненадлежащую утилизацию техники как нарушение Налогового кодекса РФ из-за содержания в ней ценных металлов, которые должны быть переработаны и направлены в фонд государства.
  5. Специализированным предприятиям разрешено утилизировать технику при наличии соответствующей лицензии, согласно Постановлению Правительства РФ № 524 от 26 августа 2006 года.

Что именно нужно утилизировать

Список техники, подлежащей обязательной утилизации ввиду потенциальной опасности, содержится в приказе Министерства природных ресурсов, а также в Постановлении Правительства РФ № 818. В него входят:

  • компьютеры;
  • мониторы;
  • люминисцентные лампы;
  • медицинская техника;
  • бытовые приборы;
  • аккумуляторы;
  • сканеры;
  • ксероксы;
  • принтеры и картриджи для них и др.

ВАЖНО! Нужно правильно утилизировать не только сами агрегаты, но и их лом, то есть даже отдельные части вышедшей из строя техники.

Списание оргтехники перед утилизацией

Если рядовой потребитель может просто обратиться в фирму, занимающуюся утилизацией техники, юрлицо должно иметь для этого законодательные основания: списать данное имущество с баланса. Это не так просто, как кажется.

Главная сложность этой процедуры – в определении остаточной ценности отслужившей техники. Для того чтобы акт списания был законным, нужно грамотно оценить технический и моральный аспект приборов и их материальную ценность, что под силу только экспертам. Данную экспертизу вправе провести только специально сертифицированная организация, выдав заключение о непригодности техники к дальнейшему применению.

Нарушение процедуры списания чревато административной и даже уголовной ответственностью, ведь техника представляет собой материальную ценность. Оно непременно спровоцирует неправильности в ведении бухгалтерского учета, что чревато санкциями для руководства и главного бухгалтера организации:

  • штрафом в 20-50 МРОТ для руководящих лиц;
  • штрафом в 100-1000 МРОТ, наложенным на организацию.

ВНИМАНИЕ! Решение ставить старую технику на предприятии, чтобы избежать трат на списание и утилизацию, никак не сэкономит средства, поскольку за остающуюся активом технику придется платить налог.

Бухгалтерские проводки списания оргтехники

Если принято решение утилизировать определенную технику, это априори значит, что как актив она самортизирована до конца и уже никак не принимает участия в производственной деятельности. Ее бухучет ведется на счете 01 «Основные средства» и забалансовом счете 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов».

В проводках списание оформляется как выбытие основных средств. Расходы на последующую утилизацию должны быть списаны в том же учетном периоде, несмотря на то что сама утилизация может проводиться позднее.

Вопрос: Предмет закупки — утилизация вычислительной оргтехники (компьютеры, принтеры, мониторы). Должны ли участники такой закупки обладать какими-либо лицензиями?
Посмотреть ответ

Этапы утилизации оргтехники

Первый этап производится силами организации с привлечением сертифицированных экспертов. Последующие этапы имеет право выполнять одна из специализированных фирм, зарегистрированных в Пробирной палате РФ.

  1. Получение акта списания:
    • экспертная оценка;
    • определение остаточной стоимости списываемой техники;
    • заключение о невозможности ее дальнейшего использования;
    • оформление выбытия ОС.
  2. Демонтаж оборудования с отделением содержащих драгоценные металлы частей:
    • обязателен акт об изъятии комплектующих, на основании которого техника списывается с карточек учета;
    • на его основании на каждую деталь заводится своя карточка учета (форма М-17), в которой указывается наименование лома (название узла), его общая масса и доля в ней драгметаллов каждого наименования.
  3. Аффинаж – отделение драгоценных металлов от частей техники.
  4. Оприходование полученных ценностей.
  5. Передача драгметаллов в фонд государства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При обращении для утилизации в специализированную фирму организации достаточно будет провести реализацию старой техники: это избавит от необходимости учета и оприходования лома и драгметаллов.

Как провести утилизацию с помощью спецфирм

Организации, специализирующиеся на утилизации офисной и бытовой техники, имеют все необходимые разрешения и лицензии, а также оборудование для аффинажа драгоценных металлов. Многие из них уполномочены и проводить техническую экспертизу, предшествующую списанию такого оборудования. Специалисты осуществят:

  • помощь в составлении актов списания на каждый из утилизируемых приборов;
  • транспортировку, обезвреживание и размещение опасной части отходов;
  • оформление санитарно-эпидемиологических документов;
  • все последующие процедуры, связанные с драгметаллами.

Алгоритм для представителей фирм-владельцев старой оргтехники

  1. Выбрать компанию для утилизации техники, сертифицированную в Пробирной палате.
  2. Составить предварительный список техники, подлежащей утилизации.
  3. Согласовать с фирмой стоимость ее услуг в зависимости от количества единиц техники и предоставляемого сервиса.
  4. Заключить договор на утилизацию списанных основных технических средств.
  5. Демонтаж поименованной техники.
  6. Вывоз демонтированной аппаратуры.
  7. Подписание акта о выполнении работ и окончательный расчет.

Не забудьте проверить правильность оформления и полноту пакета документов об утилизации: об услуге их оформления можно договориться с утилизирующей фирмой дополнительно.

Источник