Меню

Что включает проверка системы пожаротушения



Проверка систем пожаротушения в 2021 году

Проверка систем пожаротушения является обязательной процедурой, которую должен провести владелец объекта или руководитель организации. С 2017 года для проверки применяется специальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017. Он описывает этапы процедуры, требования к документам, осмотрам и испытаниям. По итогам плановой или внеочередной проверки системы пожаротушения оформляются протоколы или акты. В зависимости от выводов специалистов, могут потребовать работы по устранению нарушений, приведению системы в надлежащее состояние.

Читайте в материале, как часто нужно проводить проверки систем пожаротушения, где можно заказать эти услуги, что входит в обязательные процедуры по ГОСТ Р 57974-2017.

Что такое система пожаротушения и что она включает

Как следует из названия, система пожаротушения должна обеспечить тушение огня после получения с датчиков сигнала о высокой температуре, концентрации дыма или газа, горючих смесей. Тушение обеспечивается за счет применения воды, специальных химических веществ, пены, других составов. В состав системы входит:

  • стационарные технические средства, обеспечивающие распыление или разбрызгивание пожаротушащих веществ – это могут быть распылители, оросители, пусковые установки;
  • извещатели и датчики, показывающие превышение допустимых показателей температуры или дыма, после чего начнется тушение огня;
  • водопроводы, газопроводы и другие коммуникации, по которым осуществляется подача тушащих составов;
  • систему и оборудования для автоматического, ручного или полуавтоматического управления;
  • резервуары для огнетушащих составов и веществ;
  • дополнительное и вспомогательное оборудование, в том числе генераторы, насадки, источники резервного электропитания, запорные устройства и т.д.

Конфигурация системы и оборудование подбираются под необходимый уровень противопожарной защиты объекта. Это нужно сделать уже на стадии проектирования нового здания. В процессе эксплуатации параметры системы пожаротушения могут меняться. Например, при изменении функционального назначения объекта может потребоваться модернизация системы, установка дополнительного оборудования. Такие вопросы решаются по итогам проверок и аудитов, расчетов пожарных рисков и определения категорий пожароопасности.

Комментарий эксперта. Современные системы пожаротушения являются автоматическими, т.е. начинают работать без дополнительных действий со стороны человека. Это исключает ухудшение пожароопасной ситуации ввиду человеческого фактора. Тем не менее, при проектировании системы обеспечивается возможность ручного (принудительного) запуска тушения. Это нужно, чтобы ускорить применение тушащих средств до срабатывания датчиков, либо для обхода неисправностей оборудования. При проверках системы пожаротушения все эти моменты обязательно будут изучаться и анализироваться специалистами.

На каких объектах обязательно должна быть система пожаротушения

Автоматические установки пожаротушения (АУП) можно спроектировать, установить и использовать на любых типах объектов. Но есть и обязательные требования. В приложениях к СП 5.13130.2009 (скачать) указаны перечни объектов и их характеристики, для которых эксплуатация АУП или АУПС является обязательным условием. Приведем несколько примеров:

  • для складов категории пожароопасности В и высотой стеллажей от 5.5 м – независимо от площади и этажности;
  • для зданий с высотой от 30 м. (кроме жилых объектов, зданий с категориями Г и Д) – независимо от площади;
  • для жилых зданий с высотой от 28 м. – независимо от площади должна устанавливаться система АУПС;
  • для общественных зданий – с площадью менее 800 кв. м. устанавливается АУПС, а с площадью свыше 800 кв. м. должна эксплуатироваться АУП.

Аналогичные знания можно найти для других типов зданий и помещений. Даже если объект не подпадает под обязательную установку АУП или АУПС, их можно спроектировать и ввести в эксплуатацию добровольно. Это позволит существенно снизить риски и последствия от пожаров.

№ п/п Виды систем противопожарной защиты Описание
1 Система автоматической или ручной сигнализации Определяет факт возгорания или задымления, передает информацию на пуль дежурных служб МЧС. Автоматические системы сейчас обязаны проектироваться на большинстве видов общественных, торговых и жилых зданий.
2 Система оповещения и управление эвакуацией людей Передает информацию персоналу и жильцам здания, а также населению на близлежащей территории. Позволяет организовать процесс эвакуации в условиях блокирования путей выхода.
3 Система пожаротушения После получения сигнала о возгорании включает устройства тушения водой, пеной, другими составами. Позволяет обеспечить безопасность до прибытия дежурных расчетов МЧС или полностью ликвидировать очаг возгорания.
4 Комплексные системы Могут включать оборудование и датчики всех систем, единый центр управления на случай пожара.

Проверка систем пожаротушения. Вопросы эксперту.

Константин М. Эксперт в сфере сертификации, кадастра, недвижимости и проектирования. Высшее юридическое образование, опыт работы более 10 лет. Задать вопрос
Вопрос эксперту
Можно ли обойтись без системы пожаротушения в помещениях, где постоянно не будут находиться люди?

Система пожаротушения должна охватывать все здание. Даже если пожар начнется в помещении, где люди бывают только временно, он может быстро перекинуться по всему зданию.
Можно ли проводить проверки системы пожаротушение реже, чем предусмотрено законодательством? Чем это грозит?

Если МЧС установит, что организация нарушила сроки проведения плановых проверок, будет наложен штраф. Также выдает предписание, которое руководитель обязан выполнить.
Если система пожаротушения в нашем здании интегрирована с другими системами, их тоже нужно проверять?

Для интегрированных систем проводится комплексная проверка работоспособности. Например, система тушения должна вовремя получить информацию с датчиков сигнализации. Это нужно регулярно проверять.
Здравствуйте! Мы устранили нарушения после проверки системы пожаротушения. Что дальше делать?

После устранения нарушений нужно вновь пригласить экспертов, чтобы они подписали акты о соответствии. выдачи сертификат.

Периодичность проверок

Сроки плановых проверок на системах пожаротушения определяются в соответствии с ГОСТ Р 57974-2017:

  • для автоматических установок – ежеквартально;
  • для автономных установок – не реже 1 раза в полугодие.

При необходимости, проверки можно проводить чаще. Например, если было установлено новое или дополнительное оборудование, которое может повлиять на работоспособность системы, инструментальное обследование и испытания можно провести в течение месяца после завершения работ. Это позволит сразу выявить недостатки, избежать угроз пожарной безопасности.

Виды проверок

Проверки на системах тушения могут проводится в плановом и внеочередном порядке. О периодичности плановых проверок указано выше. Внеплановые обследования и испытания могут проводиться по мере необходимости, в том числе:

  • для проверки устранения недостатков, выявленных предыдущими проверками;
  • для проверки устранения предписания МЧС, если в нем отражены замечания по работоспособности системы;
  • для принятия решения о необходимости ремонта или замены системы, ее отдельных элементов.

График по плановым проверкам и испытаниям утверждает руководитель предприятия.

Для какого объекта вам нужно провести проверку системы пожаротушения?
Производственный объект, ОПО 30%
Административное здание 20%
Торговый центр 20%
Образовательная организация 30% Проголосовало: 10

Кто может проверять и обслуживать системы пожаротушения

Чтобы избежать субъективной оценки по итогам обследований и умышленного сокрытия недостатков, для проверки систем пожаротушения обязательно привлекаются специалисты в сфере пожарной безопасности. Он может проводиться:

  • собственными силами, если в штате предприятия есть специалисты (эксперты-аудиторы) в сфере ПБ;
  • экспертными организациями или ИП, подтвердившие свою компетенцию путем сертификации услуг.

Сертификация услуг, которую обязаны пройти экспертные организации и ИП, должна быть зарегистрирована Росстандартом. Этот факт будет отражен в сертификате, который прикладывается к документам по результатам проверки.

Комментарий эксперта. У вас не возникнет проблем с эксплуатацией АУП или АУПС, с прохождением инспекций пожнадзора, если вы привлечет наших специалистов к проверке. Компания Смарт Вэй имеет все необходимые разрешения, аккредитации и сертификаты, дающие право на выполнение работ и оказание услуг в сфере пожарной безопасности. Подробнее о наших услугах можно узнать на сайте, либо на консультации у специалистов.

Что включает проверка системы пожаротушения

Руководителю организации не нужно придумывать, как правильно провести проверку АУП или АУПС, какое оборудование для этого использовать. Алгоритм действий четко прописан в ГОСТ Р 57974-2017 (скачать). Наши специалисты всегда строго следуют нормативным актам, что гарантирует объективность и точность результатов обследований и испытаний.

Анализ документации

На первом этапе проверки анализируется проектная, нормативная и техническая документация, в которой указаны требования системы пожаротушения. В перечень документов, которые будут проверять эксперты, входит:

  • проект и акт ввода в эксплуатацию;
  • разрешительные и эксплуатационные документы на систему, ее элементы и тех. средства (сертификаты, декларации, паспорта);
  • руководства и инструкции по эксплуатации;
  • акты ранее проведенных проверок с указанием дат;
  • акты о неисправностях системы, материалы об их устранении;
  • журнал регистрации неисправностей;
  • сертификат соответствия на систему (если его нужно оформлять по ГОСТ Р 57974-2017 или СП 5.13130.2009).

Для отдельных видов объектов и организаций необходимо иметь акт мониторинга вывода сигналов на пульты аварийно-спасательных служб.

Осмотр, обследование и испытания системы пожаротушения

Даже если документы на АУП или АУПС в полном порядке, необходимо убедиться в ее работоспособности. Для этого проводятся осмотры, инструментальная диагностика (обследование) и испытания на системе. Вот основные моменты, связанные с проведением этого этапа проверки:

  • для испытаний и измерений используется только аттестованное оборудование, поверенные приборы и устройства;
  • перечень обязательных обследований может был указан в технической и эксплуатационной документации;
  • осмотр системы и всех ее элементов проводится с составлением промежуточных протоколов, актов;
  • работоспособность проверяется путем моделирования пожароопасной ситуации, с принятием соответствующих мер безопасности;
  • при обследовании обязательно анализируются моменты, отмеченные как недостатки при предыдущих проверках.

В отдельных случаях испытания проводятся в аккредитованной лаборатории. Эксперты должны не только подтвердить работоспособность системы в целом и ее отдельных элементов, но и соответствие нормативным значениям. Например, если датчики выставлены на определенную температуру или концентрацию дыма, преждевременное или чрезмерно долгое срабатывание недопустимо. Не устранив такие нарушения, руководитель организации рискует жизнями людей.

Оформление сертификатов, протоколов и актов

Итоги проверок документируются собственными экспертами-аудиторами, либо сторонней организацией. В зависимости от результатов тестов и измерений, могут оформляться:

  • сертификат соответствия – выдается сторонней экспертной организацией;
  • акт о соответствии – выдается собственными экспертами-аудиторами;
  • акт о несоответствии – выдается сторонней организацией, если в работе системы выявлены нарушения.

Промежуточные акты и протоколы, составленные в ходе проверки, также приобщаются к итоговым материалам.

Комментарий эксперта. Сертификаты и акты будут обязательно проверяться инспекторами госпожнадзора. Если проверка выявила недостатки системы, инспекторам МЧС нужно представить документ об их устранении – акты повторных обследований и испытаний. При необходимости, специалисты МЧС сами могут проверить работоспособность оборудования. По этой причине рекомендуем внимательно отнестись к выбору экспертной организации, чтобы избежать проблем с госпожнадзором.

Источник

Проверка противопожарного оборудования судов

от 24 декабря 2002 года N 158

Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации

(с изменениями на 22 апреля 2003 года)
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742
____________________________________________________________________

Читайте также:  Можно ли вернуть газовое оборудование

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001), а также в целях обеспечения пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации

2. Признать не действующими на территории Российской Федерации:

2.1. Приказ Минречфлота РСФСР от 10 февраля 1982 года N 10 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах и береговых объектах Министерства речного флота РСФСР».

2.2. Приказ Минречфлота РСФСР от 30 июня 1971 года N 76 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на нефтеналивных судах Министерства речного флота РСФСР».

2.3. Приказ Минречфлота РСФСР от 27 апреля 1978 года N 60 «О внесении изменений и дополнений в Правила пожарной безопасности на нефтеналивных судах Министерства речного флота РСФСР.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра транспорта Российской Федерации Н.Г.Смирнова.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 января 2003 года,
регистрационный N 4091

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства транспорта
Российской Федерации
от 24 декабря 2002 года N 158

ПРАВИЛА
пожарной безопасности на судах внутреннего
водного транспорта Российской Федерации

(с изменениями на 22 апреля 2003 года)

I. Общие положения

1. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649), Федеральным законом от 07.03.2001 N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (далее — КВВТ) и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 14.12.93 N 536 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.12.93, регистрационный N 445) (далее — ППБ России).

2. Правила устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река — море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Настоящие Правила распространяются на самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, на несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирские и наливные суда, паромные переправы.

3. Экземпляр данных Правил должен находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без экипажа.

4. При обеспечении пожарной безопасности на судах судовладельцы и экипажи судов руководствуются международными договорами и соглашениями, законодательными актами Российской Федерации в области транспорта, иными нормативными правовыми и техническими актами в области пожарной безопасности судов, а также настоящими Правилами.

5. Судовладельцы (далее также — владельцы судов), капитаны судов организуют изучение Правил и обеспечивают выполнение на судах требований и мероприятий, предусмотренных ими.

6. Все члены экипажей судов, а также иные лица, работающие или выполняющие на судне обязанности, связанные с деятельностью судна, обязаны знать и выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.

Пассажиры, находящиеся на судах, должны быть ознакомлены с противопожарным режимом и соблюдать требования пожарной безопасности.

7. Для борьбы с пожарами и за живучесть судна в составе общесудового плана пожаротушения должно быть предусмотрено создание аварийных партий (групп) из членов экипажа. Количество и численный состав аварийных партий (групп) устанавливаются в зависимости от численности экипажа судна и его назначения.

8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на владельца судна, эксплуатирующего его от своего имени, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании.

9. Организацию работы по выполнению на судах требований противопожарного режима, выполнение мер пожарной безопасности при осуществлении технологических процессов в периоды эксплуатации, при ремонте и отстое судов (проведение огневых работ, погрузка и выгрузка взрывопожароопасных грузов и т.п.) осуществляют соответствующие службы владельца судна, судоремонтной организации, порта. При отсутствии такой службы эти функции осуществляют назначенные для этой цели лица инженерно-технического персонала, прошедшие специальную противопожарную подготовку.

10. Обо всех случаях пожара, причинах и принимаемых мерах по спасению людей и ликвидации пожара капитан судна обязан сообщить в ближайшую диспетчерскую службу бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте и владельцу судна.

II. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судне

11. В соответствии с пунктом 5 настоящих Правил судовладелец обеспечивает противопожарную подготовку членов экипажа судна, которая состоит из:

— обучения командного и рядового состава всех судов, эксплуатирующихся на внутренних водных путях, мерам пожарной безопасности по установленным программам;

— обучения командного и рядового состава судов смешанного (река — море) плавания методам выживания и действиям в аварийных ситуациях (в т.ч. борьбе с пожаром) на учебно-тренажерном судне или в береговом центре в соответствии с требованиями нормативных актов;

— обучения на судах внутреннего и смешанного (река — море) плавания членов аварийных партий (групп) работе в снаряжении пожарного;

— инструктажа членов экипажа по мерам пожарной безопасности — вводного, первичного (на рабочем месте), повторного, внепланового;

— общесудовых учений по борьбе с пожаром.

12. Проверка знаний командного состава по вопросам пожарной безопасности проводится в установленные сроки.

13. Со всеми поступающими на работу членами экипажа перед направлением их на судно проводится вводный противопожарный инструктаж.

По прибытии на судно непосредственно на рабочем месте проводится первичный противопожарный инструктаж. Такой же инструктаж проводится и при изменении обязанностей по судовому расписанию.

Повторный противопожарный инструктаж проводится со всеми членами экипажа ежегодно, как правило, перед началом навигации, а на судах круглогодичного плавания — в начале календарного года.

Внеплановый инструктаж проводится при допущенных нарушениях требований правил пожарной безопасности.

14. Допуск членов экипажа к работе в дыхательных изолирующих аппаратах на судне оформляется письменным распоряжением капитана после прохождения обучения.

15. На судах, осуществляющих перевозки взрыво-, пожароопасных грузов, члены экипажей проходят дополнительную противопожарную подготовку по установленным программам, отвечающим требованиям нормативных актов по перевозке опасных грузов.

16. В целях отработки практических действий по борьбе с пожаром на судах ежемесячно проводятся учения, а на пассажирских судах — два раза в месяц; при замене более 25% экипажа такие учения проводятся до выхода судна в первый рейс после этой замены.

Учение по борьбе с пожаром следует проводить в соответствии с одним из вариантов плана пожаротушения, утвержденного капитаном судна.

17. Лица, не прошедшие обучение согласно п.11 настоящих Правил, к работе на судне не допускаются.

18. На каждом судне в рулевой рубке, в машинном отделении, коридорах жилых помещений на каждой палубе на видных местах должны быть вывешены планы расположения:

— помещений, защищаемых стационарными системами пожаротушения, приборов и арматуры для управления их работой;

— огнезадерживающих и огнестойких конструкций;

— средств доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;

— системы вентиляции, включая центральное управление вентиляторами, с указанием расположения заслонок и самих вентиляторов, обслуживающих каждую зону;

— мест дистанционного закрытия трубопроводов топливных цистерн.

Вместо указанных планов эти сведения могут быть изложены в брошюре. Брошюру должно иметь каждое лицо командного состава судна, а один экземпляр брошюры находится в аварийной папке в рулевой рубке.

На судах заграничного плавания сведения, содержащиеся в планах и брошюре, должны быть приведены на русском и английском языках.

19. Второй комплект планов или брошюра должны постоянно храниться снаружи надстройки в брызгозащищенном пенале, окрашенном в красный цвет и обозначенном специальным знаком (абзац дополнен с 11 июня 2003 года приказом Минтранса России от 22 апреля 2003 года N 121 — см. предыдущую редакцию).

Место расположения пенала должно быть обозначено знаком размером 400 х 300 мм, нанесенным на переборку в виде красной рамки, в которой на белом фоне изображен силуэт горящего судна.

Пенал должен легко открываться (сниматься), быть легкодоступным для аварийно-спасательных, пожарных судов, береговых пожарных и располагаться в местах с хорошей освещенностью, где, по возможности, имеется аварийное освещение.

20. Типовой план пожаротушения для судов длиной более 25 м разрабатывает судовладелец.

Командный состав каждого указанного выше судна, основываясь на типовом плане, разрабатывает план пожаротушения применительно к особенностям своего судна, который утверждается капитаном судна.

21. Инструкции о порядке пользования установками пожаротушения должны быть вывешены в помещениях постов управления установками, копии их должны находиться в аварийной папке в рулевой рубке.

22. Противопожарные закрытия, трубопроводы систем пожаротушения, противопожарное снабжение и места его хранения должны иметь маркировку.

23. Все судовые помещения, аварийные выходы, противопожарные закрытия, системы пожаротушения, пожарной сигнализации, предметы противопожарного оборудования, дистанционные приводы остановки вентиляторов, топливных (масляных) насосов и сепараторов, быстрозапорных клапанов топливных и масляных систем, запорные устройства вентиляционных каналов закрепляются распоряжением капитана за членами экипажа (расписание по заведованиям), которые обязаны поддерживать противопожарный режим на закрепленных за ними объектах и проверять их исправность в установленные сроки.

24. Дверные замки всех помещений должны иметь по два комплекта ключей. Первый комплект хранится:

— от помещений станций пожаротушения, румпельного и запасных выходов — в специальных ящиках, размещенных у входов в эти помещения и непосредственно у запасных выходов;

— от помещений с материальными ценностями — у заведующих помещениями;

— от кают экипажа — у лиц, занимающих их;

— от кают пассажиров — на специальной доске в установленном помещении.

Второй комплект ключей от всех помещений, за исключением кают экипажа, хранится на специальной доске, размещенной в установленном капитаном помещении. Доска запирается на замок, опечатывается, ключ от нее вместе с ключом от помещения, где расположена доска, должен храниться у вахтенного начальника. Доска с ключами второго комплекта от кают экипажа размещается в каюте первого штурмана. Ключ от этой доски находится у первого штурмана или у вахтенного начальника.

25. Курение на судне разрешается только в установленных местах. Места для курения должны быть снабжены металлическими урнами с водой и иметь надписи «Место для курения», а в жилых и пассажирских помещениях — пепельницами.

Читайте также:  Определение уровня загрузки группы оборудования

26. Для предупреждения возникновения пожара на судах запрещается:

— хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, ветошь в сгораемой и открытой таре, а сырые и пропитанные маслом, бензином, керосином, лаками, растворителями, способные самовоспламеняться материалы — навалом, в тюках и связках; краски, лаки, растворители и другие легковоспламеняющиеся жидкости — вне малярных кладовых, а также совместно с паклей, ветошью и прочими волокнистыми материалами;

— хранить и сушить у отопительных и электробытовых приборов, паровых трубопроводов одежду, горючие предметы и материалы;

— устраивать под внутренними трапами кладовые для хранения горючих материалов;

— загромождать проходы, основные и запасные выходы, подходы к средствам пожаротушения, размещать и устанавливать в проходах дополнительное оборудование и инвентарь, а в период ремонта — рукава и трубопроводы для горючих газов, жидкостей и кислорода;

— курить в не установленных для этого местах;

— пользоваться открытым огнем (факелами, свечами и т.п.);

— использовать нештатные электронагревательные приборы.

Источник

Устройства проверки противопожарных водопроводов в Москве

  • Бухгалтерские книги, бланки, формы
  • Противопожарное оборудование
  • Элементы систем отопления
  • Электроизмерительные мультиметры и тестеры
  • Служебно-информационные наклейки

Акт испытаний внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность

Акт испытаний внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность

Гидротестер для определения расхода воды в кранах пожарного водопровода ПК

Гидротестер для определения расхода воды в кранах пожарного водопровода ПК

УКЦиП Устройство контроля цепи и пуска

УКЦиП Устройство контроля цепи и пуска

Прибор проверки пожарных кранов HPS (Германия)

Прибор проверки пожарных кранов HPS (Германия)

Журнал проверок работоспособности задвижек с электроприводом и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов

Журнал проверок работоспособности задвижек с электроприводом и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов

УКЦиП устройство контроля цепи и пуска Эпотос

УКЦиП устройство контроля цепи и пуска Эпотос

ALFA Комплексная система контроля загазованности и пожарной безопасности ЭКО-M-1.1

ALFA Комплексная система контроля загазованности и пожарной безопасности ЭКО-M-1.1

Журнал контроля состояния системы пожарного водоснабжения энергетического предприятия

Журнал контроля состояния системы пожарного водоснабжения энергетического предприятия

Беспроводной противопожарный датчик PH-WYG - пожарные датчики, пожарные датчики дымовые, датчик тепловой пожарный, пожарные датчики в квартире в подарочной упаковке

Беспроводной противопожарный датчик PH-WYG — пожарные датчики, пожарные датчики дымовые, датчик тепловой пожарный, пожарные датчики в квартире в подарочной упаковке

Протокол испытаний внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу

Протокол испытаний внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу

Устройство внутреннего пожаротушения

Устройство внутреннего пожаротушения «Роса»(В шкафу 20м) коэффициент расхода 0,091

Устройство внутреннего пожаротушения

Устройство внутреннего пожаротушения «Роса»(В сумке 20м) коэффициент расхода 0,091

Устройство внутреннего пожаротушения «Роса» (В сумке 15м) коэффициент расхода 0,06

Устройство внутреннего пожаротушения «Роса» (В сумке 15м) коэффициент расхода 0,06

Акт испытания пожарного водопровода на водоотдачу

Акт испытания пожарного водопровода на водоотдачу

Датчик положения пожарного крана (дппк)

Датчик положения пожарного крана (дппк)

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных постов и пожарных щитов

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных постов и пожарных щитов

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов (Форма 53-э)

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов (Форма 53-э)

Беспроводной противопожарный датчик PH-WYG (концентрации дыма) - датчик пожарной сигнализации, пожарные датчики ,

Беспроводной противопожарный датчик PH-WYG (концентрации дыма) — датчик пожарной сигнализации, пожарные датчики ,

Акт первичного обследования автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации

Акт первичного обследования автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов (Фор 53э

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов (Фор 53э

Прибор специальный Рубеж МПТ-1

Прибор специальный Рубеж МПТ-1

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных постов и пожарных щитов

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных постов и пожарных щитов

Источник

Пожарная безопасность на судне

Для экипажа пожарная безопасность на судне предусматривает соблюдение строгих предписаний. Специфика конструкции и хранения материалов не позволяет быстро изолировать возгорание или произвести экстренную эвакуацию. Также важно учитывать, что к ликвидации пожара не всегда возможно привлечь службы, задействованные для объектов на суше. Соответственно, правила противопожарной безопасности обязаны знать все члены экипажа.

Правила пожарной безопасности на судне

Требования противопожарной защиты закреплены в законодательстве. В данном вопросе выделяют следующие правовые акты:

  • Приказ Министерства транспорта РФ под номером 158 от 24 декабря 2002 «Об утверждении правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации»;
  • Постановление Министерства транспорта РФ под номером 10 от 31 октября 2003 «О Правилах пожарной безопасности на морских судах»;
  • Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах, находящихся у причалов морских портов, судоремонтных предприятий, утвержденные постановлением Минтранса РФ № 12 от 12.02.2004.

Помимо данных документов, действует и ряд специализированных нормативов. К примеру, предписания по противопожарной защите на строящихся или ремонтируемых судах, требования к оформлению стендов и др. Обращают внимание и на Кодексы внутреннего водного транспорта и торгового мореплавания.

Кто отвечает за обеспечение пожарной безопасности судов?

Предписанные законодательством требования пожарной безопасности на судах должны исполнять все члены экипажа, а также пассажиры судна. За техническое оснащение и информационную подготовку отвечает судовладелец, капитан и его помощники.

В обязательном порядке осуществляются следующие мероприятия:

  • проводится инструктаж с командным составом и экипажем;
  • отрабатываются практические приемы и действия с использованием предусмотренных средств пожаротушения;
  • формируются аварийные группы или команды для решения задач по борьбе с возгораниями, их численность зависит от типа судна, его назначения и размера экипажа;
  • инструктируются пассажиры с отработкой действий при срабатывании тревоги, изучаются планы эвакуации;
  • создаются наглядные стенды по правилам противопожарной защиты, они размещаются в наиболее оживленных местах судна.

С учетом требований законодательства ответственность за эксплуатацию судна и его ремонт при наличии экипажа несет капитан. При отсутствии команды – судоремонтное предприятие в соответствии с договором. Если корабль находится в доках, то ответственность несет предприятие, ведущее доковые работы.

Капитан также несет ответственность при перевозке специальных грузов, их погрузке, бункеровке. Он же отвечает за противопожарную безопасность при ремонте, который ведется силами экипажа.

Вас также может заинтересовать:

Правила пожарной безопасности на судах ВВТ

В соответствии с законодательством, обеспечение пожарной безопасности на судне внутреннего водного транспорта выполняется соблюдением предписанных норм. Экипажу плавсредства запрещено:

  • разводить открытый огонь;
  • курить в непредусмотренных для этих целей местах;
  • включать в сеть электроприборы, не предусмотренные для применения;
  • хранить горючие или легковоспламеняющиеся материалы в неположенном месте или виде;
  • сушить вещи рядом с приборами отопления;
  • создавать барьеры на подходах и подступах к средствам пожаротушения.

Правила пожарной безопасности на судах ВВТ РФ также должны быть оформлены наглядно соответствующими стендами. Размещаются они по общим предписаниям в местах наибольшего присутствия экипажа и пассажиров.

Пожарная безопасность на морских судах

На морских судах противопожарная защита обеспечивается:

  • конструктивными особенностями судна;
  • поддержанием в исправности и готовности к немедленному применению средств пожаротушения;
  • соблюдением техники безопасности и противопожарного режима при эксплуатации корабельного оборудования;
  • проведением организационных мероприятий по информированию и отработке навыков борьбы с возгораниями;
  • выполнением специальных предписаний при перевозке определенных грузов, их погрузке и загрузке, а также при ремонте и других действиях.

В контексте данных требований правила пожарной безопасности на морских судах основаны на двух ключевых аспектах – соблюдение требований безопасности и техническое оснащение. Последнее обеспечивается организацией пожарного поста и открытым доступом, в том числе к морскому снаряжению пожарного.

Пожарная безопасность на судах речного флота

Меры пожарной безопасности на судне речного флота предусматривают следующие требования:

  • все члены экипажа обязаны пройти инструктаж по технике противопожарной безопасности при обучении, а также непосредственно на рабочем месте;
  • проведение ежегодного инструктажа для повторного усвоения информации, а также разъяснительной работы для применения соответствующих средств;
  • соблюдение правил противопожарной безопасности;
  • регулярная проверка оборудования, определение его исправности;
  • подготовка и проведение мероприятий, направленных на повышение противопожарной защиты на судне.

Помимо данных мероприятий, формируется график дежурств по пожарной тревоге. Также для каждого члена экипажа готовится и вывешивается в каюте карточка с описанием его действий в случае ее срабатывания.

Организация пожарной безопасности

Организация противопожарной защиты на судне основана на трех ключевых аспектах:

  • инструктаж экипажа и его подготовка;
  • оснащение техническими средствами предупреждения и тушения возгораний;
  • обеспечение практических навыков и доступа к средствам пожаротушения.

Пожарные правила на судах речного флота основаны на тех же принципах, что и предписания для морских с поправкой на объемы и численность экипажа. Помимо инструктажа, для всех кораблей обязательно размещение стендов в местах, используемых чаще всего. Также судно должно иметь снаряжение пожарного для членов соответствующих команд.

На стендах изображают следующую информацию:

  • расположение огнестойких конструкций и кранов пожаротушения;
  • схему размещения пунктов управления противопожарными средствами;
  • помещения с пожарной сигнализацией, а также со стационарными средствами тушения и информацией о принципах их управления;
  • пути эвакуации, аварийно-спасательное оборудование, возможности доступа в различные помещения;
  • систему вентиляции, включая все ее элементы;
  • места хранения инструкций по применению средств пожаротушения.

Организация пожарной безопасности на судах включает создание специальных команд или групп, занимающихся профилактикой возгораний. Они проверяют системы корабля, герметизацию, состояние средств пожаротушения. Для их размещения специально оборудуется стационарный контрольный пост.

Также на морских судах создают центральный пожарный пост. На нем устанавливают:

  • системы обнаружения и оповещения о пожаре;
  • автоматические дождевальные системы пожаротушения;
  • панели индикации противопожарных и водонепроницаемых дверей и системы управления ими;
  • вентиляторы, системы сигнализации, средства оповещения и связи.

Для судов ВВТ и речного флота наличие аналогичных систем и средств также обязательно. Однако их размещение может совмещаться с другими помещениями в зависимости от конструкции и типа судна.

Правила пожарной безопасности на судах 2021

Предписания и мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судах остаются актуальными и в 2021 году. Ряд изменений в противопожарных мерах защиты коснулся общественных заведений и торговых центров. Для кораблей всех типов рекомендации и требования остались прежними.

С учетом данных аспектов правила пожарной безопасности на судах речного флота включают инструктаж, оборудование техническими средствами защиты и стендами с информацией, судовое снабжение. Ответственность за соблюдение предписаний лежит на судовладельце. На период эксплуатации судна – на капитане или командире.

Правила пожарной безопасности при бункеровке судна топливом

На период бункеровки запрещается проведение ремонтных работ механизмов и устройств подачи топлива. Также не допускается проведение на палубе огневых работ. Все действия по бункеровке должны быть согласованы с администрацией порта погрузки или выгрузки.

Перед началом работ необходимо удостовериться в исправности всех систем пожаротушения, а также в наличии связи с берегом. Отключаются не соответствующее предписаниям электрооборудование. Все люки, двери и иллюминаторы в зону погрузки закрываются. О результатах проверки и выполнении предписаний в судовые документы, отражающие пожарную безопасность судна, вносят соответствующую запись.

Перед началом бункеровки системы пожаротушения приводятся в готовность. К кранам подсоединяют не менее двух пожарных рукавов. Готовят песок и огнетушители. В районе погрузки и размещения запрещается использовать средства, электроприборы или инструмент, способный привести к искрам.

Также за два часа до подхода к месту выгрузки прекращают работу камбузы, работающие на твердом и жидком топливе. Приготовление пищи на этот период доступно только на электрооборудовании с закрытыми нагревательными элементами.

Товары ООО «Северное Море», которые фигурировали в статье:

Читайте также:  Ремонт оборудования в Москве наше основное направление деятельности

Источник

Пожарная безопасность на судне

По сравнению с обеспечением пожарной безопасности на объектах, расположенных на суше, где на помощь руководству, работникам организаций приходят подразделения МЧС России, правила и требования пожарной безопасности к судам, находящимся в плавании, гораздо жестче.

Пожарный катер

Обеспечение пожарной безопасности возложено на владельца судна и экипаж во главе с капитаном. Экипаж должен приложить все силы, чтобы не допустить возгорание на борту, выполнить действия при пожаре для его ликвидации; а судовладелец – подготовить судно с инженерно-технической стороны дела, укомплектовать огнетушителями, обучить экипаж.

Требования нормативных документов

Немного истории

Особым вниманием Петра I пользуется флот. Царь собственноручно пишет указы и распоряжения, относящиеся к предупреждению пожаров на судах.

В 1710 году издаются инструкции и артикулы Российскому флоту, содержащие ряд противопожарных мер. Ходить по кораблю с огнем разрешалось только по поручению капитана. Без его ведома, запрещалось при­возить на корабль тюфяки, мешки с сеном и другими воспламеняю­щимися веществами. Куре­ние разрешалось только между большой мачтой и фок-мачтой и под наблюдением офицера. Строго был ограничен и доступ в пороховые погреба – заходить туда разрешалось только пушкарям. Нарушителей этих правил наказывали весьма сурово: трижды протаскивали под килем ко­рабля и лишали месячного жалования.

13 (24 по новому стилю) января 1720 года Петр Великий объявляет указ об издании Морского устава (), во введении к ко­торому определяет значение флота для российского государства: «… сие дело необходимо нужное есть Государству [по оной пословице: что всякий Потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет] …».

Морской устав 1720 года

Устав морской 1720 года

В книге 5 главе 4, артикулы 46 и 47 гласят:

Все те, которые нарочно зажгут или потопят какой корабль, или магазин, или иное какое судно, или какую амуницию, или провиант, или такелаж свой или приятельский, будут казнены смертию…

Если капитан, или какой офицер морской, командую­щий кораблем, потеряет свой корабль на море, разбиением на камень или на берег, или от огня сго­рит, повинен быть взят за арест. А ежели явиться, что оная гибель сделалась его небрежением, за то будет казнен смертию, или сослан навечно на галерную работу, по важности вины смотря.

В 1831 году суд Адмиралтейств-коллегии приговорил капитана судна «Фершампенхауз» Барта­шевича, а также офицера Тибардина и унтер-офицера Мякишева за допущенные недостатки во время уборки крюйт-камеры, что привело к пожару, к смертной казни. Но, учитывая безупречную службу, император Николай I заменил всем троим офицерам смертную казнь разжалованием в рядовые мат­росы.

Наши дни

Учитывая, что водный транспорт, будь это морские суда, осуществляющие торговые перевозки по всему Мировому океану, разработку, добычу полезных ископаемых, включая такие горючие жидкости, как нефть, газовый конденсат; или речной флот, работающий на внутренних водных путях нашей страны, относится к специфической, с точки зрения пожарной безопасности, категории защищаемых объектов, поэтому для ее обеспечения существуют и особые нормативные документы, учитывающие различные нюансы назначения судов, ситуаций с ними:

  • «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ», в котором в статье 34 говорится о том, что подготовка судна к плаванию – это обязанность судовладельца. При этом оно считается пригодным к плаванию, если удовлетворяет, в том числе требованиям пожарной безопасности.
  • «Кодекс торгового мореплавания РФ», требованиям подчиняется которого весь морской транспорт, что ходит под российским флагом. Он устанавливает всеобъемлющие правила для морских судов как в период их плавания по морским, так и по внутренним водным путям.

Исходя из определений этих официальных документов судами считаются самоходные, несамоходные плавучие сооружения, в том числе:

  • морские, речные суда – пассажирские, грузовые, рыболовецкие, включая вспомогательные, маломерные, прогулочные; танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, баржи;
  • суда смешанного типа река-море;
  • паромы;
  • дноуглубительные / дноочистительные снаряды;
  • плавучие краны, доки, другие технические сооружения подобного рода;
  • морские плавучие платформы по разведке, добыче полезных ископаемых на шельфе.

В них также определено, что состав экипажа судна – это капитан, лица командного состава (помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты, врачи), судовая команда.

Более конкретные требования пожарной безопасности, касающиеся всех аспектов надлежащего поддержания противопожарного судов в различных ситуациях, изложены в следующих нормативных документах:

На основании этого официального документа, именно представители этой Федеральной службы выполняют функции федерального пожарного надзора на судах, а не представители МЧС РФ.

Противопожарные системы и оборудование

На флоте, неважно морской он или речной, обеспечение ПБ закладывают еще на стадии проектирования судов любого типа, класса; воплощая проектные решения на стадии строительства, а затем оборудования, комплектации, а именно:

  • Производится огнезащита металлических конструкций судна, в предусмотренных проектной документацией местах.
  • Выполняются противопожарные перегородки / переборки между пожарными отсеками / помещениями судов.
  • Устанавливаются противопожарные ворота, двери, люки, в том числе с частичным заполнением противопожарным (огнестойким) стеклом, в проемах таких переборок.
  • В местах прохождения коммуникаций через противопожарные переборки все проемы, отверстия заделываются, герметизируют, в том числе водостойкими огнезащитными штукатурками, огнестойкой пеной.
  • Устанавливаются огнезадерживающие клапаны на вентиляционных системах судна, огнепреградители на трубопроводах закачки топлива, жидких горючих грузов.
  • Прокладываются трубопроводы стационарных систем пожаротушения судна, кабельные трассы автоматической пожарной сигнализации, СОУЭ – оповещения о пожаре.

Для своевременного обнаружения мест возникновения очагов горения, их локализации в отсеках, оперативной ликвидации на судах используются следующие виды, типы систем сигнализации, оповещения, установок тушения пожаров, являющихся важной составной частью их конструкции, оборудования:

  • Автоматическая сигнализация о точном месте обнаружения очага возгорания с максимальными или максимально-дифференциальными типами тепловых пожарных извещателей, датчиками дыма, а также газовыми пожарными извещателями, выбираемыми на стадии проектирования в зависимости от назначения защищаемых отсеков/помещений судна; предстоящей пожарной нагрузки – видов, количества перевозимых в них грузов.
  • Ручные пожарные извещатели для сообщения от члена экипажа судна, первым визуально обнаружившего признаки пожара, дублирования тревожного сигнала.
  • Световые, звуковые пожарные извещатели, оборудование речевого оповещения/громкоговорящей корабельной связи.
  • Водяные установки пожаротушения со спринклерными оросителями, устанавливаемыми для защиты кают экипажа, пассажиров, коридоров, камбуза, общественных помещений, например, кают-компании; дренчерными оросителями – для грузовых отсеков, вспомогательных помещений. Это основной вид установок пожаротушения на судах, как, впрочем, и на суше, учитывая доступность, универсальность такого огнетушащего вещества, как вода.
  • Пенные установки пожаротушения для защиты машинных отделений, где установлены дизельные двигатели; электрогенераторных помещений; насосных отделений судна; грузовых трюмов, отсеков с наличием ГЖ, ЛВЖ.
  • Ограниченно для защиты отдельных особо важных, небольших по площади технических помещений управления, жизнеобеспечения судна используют газовые, порошковые системы пожаротушения.
  • Система внутреннего противопожарного водоснабжения / водопровода, с установленными в рассредоточенных местах судна пожарными кранами, укомплектованными рукавами, стволами.

Вся аппаратура контроля и управления противопожарными системами судна устанавливается, концентрируется в помещении главного командного пункта (рубке) управления, выполняющем функции пожарного поста, откуда капитаном передаются необходимые команды с помощью системы громкоговорящей связи, возглавляется борьба экипажа с возникшим пожаром; организацией, проведением эвакуации пассажиров в безопасные места; отработкой плана действий при авариях и катастрофах.

Кроме стационарных средств тушения пожаров, помещения корабля укомплектовываются порошковыми, углекислотными, хладоновыми огнетушителями, для определения их необходимого количества производится расчет необходимого количества огнетушителей; или оснащение первичными средствами пожаротушения, пожарным инвентарем и ручным инструментом, необходимыми для оперативного устранения небольшого по площади очага возгорания, производится по нормам положенности.

Правила противопожарного режима

Даже правильно спроектированное, оснащенное всеми необходимыми инженерными системами, техническим противопожарным оборудованием, средствами для борьбы с пожарами судно остается крайне опасным и уязвимым при возникновении очага возгорания в нем объектом защиты.

Автономность судна, наличие на борту значительных объемов пожарной нагрузки, включая пожароопасные грузы; затрудненность эвакуации людей из-за стесненности основных эвакуационных путей и выходов, ограниченности путей вывода в безопасные места требуют от судовладельца, экипажа во главе с капитаном серьезного подхода, выполнения всех правил и требований ПБ, строгого соблюдения противопожарного режима как во время плавания, так и находясь в порту.

Наиболее частыми причинами пожаров на судах являются:

  • Нарушения противопожарного режима – курение вне отведенных мест, неправильная эксплуатация или использование самодельных электроприборов.
  • Нарушения правил ПБ при проведении различных работ, связанных с использованием открытого огня, в том числе без оформления наряда-допуска на выполнение огневых работ.
  • Механические повреждения электрооборудования, электропроводки судна.
  • Нарушения мер ПБ, ошибки при складировании ЛВЖ, ГЖ, горючих сыпучих материалов в грузовых трюмах, отсеках.
  • Разгерметизация трубопроводов подачи топлива с последующим контактом с горячими рабочими механизмами машин, источниками открытого пламени.
  • Нарушения правил ПБ при эксплуатации котлов, печей.

Суда внутреннего водного транспорта РФ (ВВТ РФ), работа экипажей на их борту должны отвечать требованиям «Правил ПБ на судах внутреннего водного транспорта РФ», причем экземпляр этих правил обязательно входит в судовые документы, отражающие пожарную безопасность судна, и должен находиться на борту любого судна.

Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности на судне возложена на судовладельца, что эксплуатирует его от своего имени, независимо от того, его он собственник или использует его на другом законном основании. На практике ответственным за пожарную безопасность судна является капитан.

Судовладельцам, капитанам судов этими правилами вменены в обязанность организация, проведение следующих основных противопожарных мероприятий:

  • Инструктажи по пожарной безопасности с командным составом, рядовыми членами экипажей судов.
  • Обучение их практическим навыкам борьбы с огнем на борту судна, с использованием имеющегося арсенала противопожарных систем, установок, оборудования, первичных средств.
  • Создание аварийных партий/групп из членов судовой команды для борьбы за живучесть судна при возникновении пожара. Количество, число членов таких партий/групп прямо зависит назначения, типа судна, численности экипажа.
  • Ознакомление пассажиров с противопожарным режимом на судне, планами эвакуации при пожаре, действиями по эвакуации при поступлении сигнала пожарной тревоги.
  • Создание, размещение в наиболее посещаемом или проходном месте на судне стенда (уголка) по пожарной безопасности, где на плакатах, планах-схемах наглядно отражены действия при возникновении пожара; приемы обращения с первичными средствами; характерные нарушения правил ПБ на судах; места размещения средств пожаротушения и другая необходимая информация.

«Правила ПБ на судах ВВТ РФ» в своих разделах дают подробную, исчерпывающую информацию о требованиях ПБ в период эксплуатации – при перевозке пассажиров, при стоянках у причалов и на рейдах; в пунктах приема и отстоя, при проведении пожароопасных ремонтных работ; а также для судов, перевозящих взрывопожароопасные, нефтеналивные грузы.

Источник